«Цирковое представление начинается!» — голос ведущего оглушает площадку возле дома-музея Дурова. Малыши и их родители спешно окружают импровизированную сцену, где вскоре появятся артисты цирка «Кошка в лукошке»: голуби и собаки, хорёк с нежно-персиковой шёрсткой и даже енот. Так открылся II Краеведческий фестиваль «Браво, Дуров!» в память о знаменитом артисте цирка.
После первого выступления на сцену вышли Ольга Рудева и Нина Селиванова — представители воронежского сообщества «Архдозор», ставшие организаторами циркового праздника во дворе дома-музея Дурова. Общественное движение «Архдозор», участники которого помогают сохранять память об известных воронежцах, устраивают фестивали, экскурсии и развлекательные праздники с чаепитиями и историей без нафталина.
Перемещаясь сквозь плотную стену зрителей, большая часть которых — дети, мне приходится забираться на бортик парадного входа в дом, чтобы увидеть представление на площадке приусадебного участка. Помимо просмотра выступлений, многие решают посетить мастер-классы «Бумажного цирка» или пойти на экскурсию в дом-паноптикум Анатолия Леонидовича.
Засмотревшись на открытое поместье и множество зрителей, я разглядела среди них Ольгу Рудеву и поспешила узнать у неё об идее фестиваля и о том, зачем нашим современникам знать и помнить Дурова.
— В декабре прошлого года исполнилось 150 лет со дня рождения Анатолия Леонидовича. Мы не могли обойти эту дату и устроили небольшой костюмированный праздник в одном из торговых центров. В этом году произошли колоссальные изменения, поскольку мы решили привлечь внимание к самому дому-музею. Сначала хотели организовать здесь чаепитие за рассказами об артисте и его эпохе, но друзей становилось всё больше, мероприятие поддержало Гражданское собрание «Лидер», которое помогает нам с проектами — например, фестивалем «Старый Воронеж» и фестивалем имени Столля, — и наш план разросся. Изюминка фестиваля — сама усадьба Дурова; это ведь целый арт-кластер, который возможно создать, если всё отреставрировать и составить программу.
В начале XX века московский артист Дуров приехал в Воронеж и создал здесь прообраз Диснейленда с подземными ходами и уникальными скульптурами. Он решил обустроить усадьбу в эклектичном стиле, привез иностранные украшения, картины, коллекции из других городов. Сюда Анатолий Дуров приглашал своих друзей — писателей, художников, артистов, проводя для них экскурсии по дому и саду.
Сегодня от дореволюционных построек, скульптур и дивного зелёного парка осталось немногое, да и оно постепенно приходит в упадок. Дом-музей не часто балуют посещениями, но если привлекать горожан подобными яркими выступлениями, то, возможно, многие наши современники заинтересуются историей и такими выдающимися людьми, как Анатолий Дуров.
И действительно — удивительно много зрителей собралось на праздник цирка и детства, какой вряд ли помнит эта территория. Здесь и выступления иллюзионистов Михаила Бочарова и Ивана Бедненко, и мастер-классы по жонглированию от актёра ТЮЗа и руководителя детского театра клоунады и эксцентрики «Балагур» Ярослава Козлова, и шарлотка, испечённая главным редактором Агентства детских новостей «Ворон и ёж» Наталией Дашковой, и викторины — словом, чего только не было! Дионис Трембовельский из Театра-студии «Крылья» прочёл фрагмент из книги про Анатолия Дурова, а также всем раздали литературное варенье (из райских яблок: часть сваренного идёт на продажу, а деньги — на благотворительность).
Когда все вволю потанцевали, поиграли и поучаствовали в конкурсах, нежданно-негаданно приехал известный воронежский кабаре-дуэт «БананаБис», исполнивший несколько песен. На такой зажигательной ноте праздник окончился. Будем надеяться, что благодаря ему история дома-музея получит яркое продолжение.
Цирковой артист, который безбоязненно критиковал чиновников и полицейских, остроумно шутил о проблемах взяточничества и бюрократизма, был очень популярен в царской России. Анатолий Дуров основал легендарную династию артистов цирка, которая развлекает и радует зрителей по сию пору. Вместе с братом Владимиром он в пору подросткового возраста сбежал из дома, чтобы кататься по стране вместе с цирком-шапито. Уже в 1880 году они вместе выступали на арене: сначала акробатами и канатоходцами, а потом их пути разошлись — Владимир увлекся дрессировкой, а Анатолий — клоунадой. Он стал первым клоуном, который отказался от грима и использовал в цирковых шоу своё имя. В 1907 году Анатолий Дуров купил дом в Воронеже, который превратил в музей-паноптикум. Анатолий Леонидович был талантливейшим человеком: кроме клоунады и дрессуры, он увлекался рисованием на стекле и съёмкой фильмов, читал лекции о природе смеха и даже играл в кино.
автор — Ольга Козлова
фотограф — Наталья Коньшина
специально для Гражданского собрания «Лидер»