Джаз в большом городе

0

Когда поздней осенью на город надвигается вечер, свет фонарей рассекает дождь или снег, и человеку хочется тепла и праздника, отправляйтесь на торжество музыки и настоящих человеческих отношений. Четыре концертных дня, пролетевших как мгновение, дали Воронежу ощутить себя центральной джазовой столицей. Здесь нет почти никакого преувеличения, ибо наш город не Нью-Йорк, Чикаго или Новый Орлеан, и события ноября, такие рядовые для этих городов, для Воронежа приобретают исключительную значимость.

Наш город не избалован концертами джазовой музыки, и потому любители этого музыкального жанра с таким нетерпением ждут выступления музыкантов, представляющих разные направления этого жанра и разные страны. К сожалению, большая часть любителей музыки имеет достаточно смутное представление о том, что же такое джаз. Засилье «популярной» музыки в самых примитивных ее проявлениях не могло не сказаться на музыкальных пристрастиях общества. Поэтому несколько слов о музыкальном жанре, обозначаемом коротким словом «джаз» были бы уместны.

Сомневаюсь, что кто-нибудь сможет объяснить, что такое джаз. Говорят, этого не знал даже один из отцов джаза Луи Армстронг. Джаз возник на стыке нескольких национальных традиций и музыкальных культур. В Северной Америке африканские национальные мотивы стали видоизменяться под влиянием западноевропейской, в том числе классической музыки. Существование огромного множества стилей и направлений джаза объясняется тем, что сочетание европейских и африканских музыкальных традиций в каждом джазовом коллективе было разным. Каждый автор и исполнитель этого жанра привносил в него свои уникальные черты, роль личности приобретала здесь огромный масштаб. Поэтому, если и можно охарактеризовать джаз, тем самым поставив его в какие-то ограниченные рамки, то только так: джаз – это жизнь в ритме, пересечениях, несогласованности и несоблюдении тональности и высоты звучания отдельных партий. Вся музыкальная композиция построена на противоречии и конфронтации. Уникальность джаза состоит в том, что в рамках каждого отдельно взятого музыкального произведения все эти противоречия удивительным образом вступают в гармонию, поражая своей необычайной привлекательностью и мелодичностью.

Самое удивительное в истории джаза – это то, что возникнув в среде самой обездоленной и бесправной части Америки, это направление современной музыки стало олицетворением всего самого свободного в человеке и его музыкальном творчестве, но самое главное не во внешних проявлениях. Джазовый музыкант в минуты своего высшего вдохновения – это внутренне свободный человек, ибо он творит на глазах у публики здесь и сейчас, и это уже не повторится. Нет, конечно, эта мелодия будет воспроизведена в другой раз, но точно так – никогда, потому что импровизация рождает музыку на глазах у вас, и этот миг уникален. Это одна из тайн джаза. Его исполняют люди во всех частях мира, разного цвета кожи, разреза глаз, разных религиозных воззрений. Все эти различия не играют для музыкантов ровным счетом никакой роли, также как и языковой барьер. Их язык совсем иного свойства, он универсален и порой неуловим для посторонних, не вовлеченных в этот процесс людей. Однако, для людей по-настоящему любящих джаз и находящихся в зале, он понятен. И это взаимопонимание как допинг для музыканта, и, если хотите, некий взаимный кайф сторон.

Все это в полной мере относится к удивительным музыкантам, очень разным, подарившим нам праздник на эти четыре ноябрьских дня. Как в хорошей кухне высоко ценится послевкусие, так и по завершении праздника остается некое «музыкальное послевкусие», но в отличие от еды оно остается надолго.

Открывали «Джазовую провинцию» музыканты, ставшие украшением всего фестиваля.

Подлинный отец фестиваля пианист Леонид Винцкевич и эстонский саксофонист Лембит Саарсалу блестяще ввели нас в атмосферу музыкального праздника.

На протяжении всего времени, пока они находились на сцене, не проходило ощущение того, что музыканты обладают единой кровеносной системой, и это неудивительно. Двадцать семь лет они играют вместе и понимают друг друга с полуслова и полувзгляда. Это их выступление заставило меня вспомнить чудесный альбом «Peak performance», записанный ими в 2001 году. Винцкевич и Саарсалу играют композиции американца Линна Скиннера, и не просто играют. Тот десятилетней давности диск навеял те же чувства, которые были у меня после прослушивания изумительного альбома «But beautiful» 1974 года, который записали величайшие музыканты Стэн Гетц и трио Билла Эванса. Но альбомы разные, а ощущения схожие. Вероятно, виной всему – особенная интимность, с которой играют Винцкевич и Саарсалу. Одним словом, воронежской публике посчастливилось увидеть и услышать двух великолепных мастеров, ставших украшением всего фестиваля.

Ив Корнелиус ждали все, ведь кто, если не она олицетворяет те музыкальные традиции, которые ассоциируются с именами великих джазовых принцесс прошлого: Эллы Фицжеральд и Сары Воэн, Кармен МакРэй, и Билли Холидей. Они являлись учителями для маленькой девочки из Ньюарка. Ив была влюблена в джаз с той поры, как появилась на свет, а позднее – и в своих виртуальных учителей. А все началось с пластинки Эллы Фицжеральд, подаренной ей родителями.

Голос ее очень красив, проникновенен и обладает какой-то особенной теплотой. На ее вооружении виртуозный скэт, и тут вспоминается великая Элла, которая владела им лучше всех в мире, с ней ее роднит и замечательное чувство юмора. Кроме того, Ив Корнелиус блестяще свингует. На сцене она царица, но умеет не заслонять собой инструменталистов. Очевидно, не напрасно критик из авторитетного издания «Jazz Time» Уиллард Дженкинс назвал Ив наиболее достойной наследницей великих Эллы Фицджеральд и Сары Воэн.

Сегодня профессиональная карьера этой темнокожей артистки набирает стремительные обороты. И на каждом витке она только совершенствует своё мастерство. Более того, этим мастерством Ив недавно попросили поделиться с начинающими музыкантами. После недолгого раздумья миссис Корнелиус согласилась на должность преподавателя по вокалу в Восточно-Королинском университете. Следует особо поблагодарить Леонида Винцкевича за чудесное открытие для российской публики этой замечательной певицы. Ему, в свою очередь, посоветовал обратить внимание на талантливую вокалистку его американский коллега, знаменитый вибрафонист Лайонел Хэмптон. Ив впервые появилась в нашей стране в 2003 году на концертах фестиваля «Джазовая провинция».

Безусловно, Ив Корнелиус – яркая индивидуальность не лишенная влияния звезд прошлого, но, на мой взгляд, в ней больше всего от Сары Воэн, потом от Эллы Фицжералд, и чуть Билли Холидей. Но я не знаю сейчас других имен, которые могли бы считаться такими наследницами их славы, как Ив Корнелиус. И как здорово звучало в зале соревнование голоса Ив Корнелиус с саксофоном Николая Винцкевича!

Появление на сцене Джефа Янга производило впечатление появления «блюзового гладиатора», который готов захватить зрительный зал и, надо сказать, ему это удалось. Янг популярен в штатах как музыкант, работающий со Стингом в качестве аранжировщика и вокалиста. Не лишним будет напоминание, что в джазе есть блюз, но блюз это не джаз.

Другой участник фестиваля – марокканец Камал Шажри, в котором удивительным образом сочетаются восточная ментальность и европейское образование, которое он получил в Париже. Шажри в купе с проектом «Vision of sound» образует крепкий союз, основанный на фьюжн. Магрибский джаз – это музыка, которая чрезвычайно распространена сейчас в Европе, в первую очередь во Франции, потому что именно в эту страну приехало множество музыкантов и з Северной Африки. Этно-джаз носит очень активный, задорный и, если хотите, экзотический характер. Удивительно, что для Камала Шажри музыка не бизнес, а средство самовыражения. В повседневной жизни музыкант работает по специальности, полученной в Париже, а именно – в сфере туризма. Он с юмором комментирует такое сочетание: «Исполнение народной музыки – это должность, потому что русские знают мою страну исключительно благодаря апельсинам. Я хочу, чтобы люди знали, что Марокко – это не только фрукты, но еще и Камал!» Музыкант аккомпанирует себе на народном марокканском щипково-ударном инструменте, почти шаманском – гембри (корпус инструмента сделан из шкуры верблюда, а струны из жил животных). На всех концертах фестиваля его можно было увидеть в фойе во время перерыва между отделениями. Экзотическая внешность, как магнитом притягивает к нему многочисленных зрителей – автографы, коллективные фото на память. Камал поделился со мной, что для него очень важна перцепция, то есть процесс восприятия и познавания, который возможен при непосредственном контакте со зрителями и слушателями, это своего рода подзарядка творческого аккумулятора музыканта.

Вернувшись к вышеупомянутому коллективу «Vision of Sound», отметим, что Камала Шажри поддерживали клавишник Дмитрий Илугдин, басист Евгений Шариков и перкуссионист Вардан Бабаян – большие профессионалы своего дела.

А вот для тех, кто любит босса-нову, бразильский музыкант Рике Пантожа – просто подарок! Его проект «Бразилия в моем сердце» наполнен ритмами его родины, теплым океанским бризом и солнечными пляжами Капакабаны. Это музыка не похожа на ритмы самбы, с которыми ассоциируется Бразилия. Исполнение музыкантом известной песни «Девушка из Ипанемы» Антонио Карлоса Жобимо было встречено публикой с особым оживлением. Примечательно, что эта песня занимает второе место среди всех существующих песен по количеству записанных на неё версий, уступая только «Yesterday». Следует отметить, что Рике Пантожа учился в Музыкальном колледже Беркли, который славится сильной джазовой подготовкой. Он также играл с самим Четом Бейкером.

Одним из самых больших откровений стало выступление квартета Олега Писаренко из Эстонии, который представляет собой медитативно-северно-скандинавское направление. Не относить эту музыку к какому-то определенному направлению было бы самим правильным, хотя по формальным признакам ее причисляют к минимализму или, если быть более точным, минималистичному джаз-року. В чем секрет притягательности этой музыки? Тысячу раз был прав Армстронг, когда говорил, что джаз нужно просто понимать. Или, может, скорее чувствовать? Название самого свежего альбома, фрагменты из которого играли музыканты «Free Child World» переводится примерно как: мир глазами ребенка. И этот мир был каким-то очень выпуклым, очень ярким и почти теплым «на ощупь». Как жаль, что в антракте не успел купить этот диск.

Герман Лукьянов с ансамблем «Каданс» – российские профессионалы высокого класса, а британо-скандинавский квинтет замечательного английского саксофониста Эдда Джонса – это супермузыканты оставившие неизгладимое впечатление на слушателей. Шутка ли сказать, Эд Джонс работал вместе с Херби Хенкоком и Тиной Тернер.

Известный джазовый обозреватель Михаил Митропольский считает провинициальную публику более благодарной, чем столичную: «Чем отличается провинция от Москвы? Тем, что в провинции сначала идут на концерты и потом ставят оценки, а в столице наоборот – сначала ставят оценки, а потом идут на концерты».
Как-то был проведен конкурс, задачей которого было сформулировать – что же такое джаз? Мне понравилось вот такое определение. Джаз — это состояние души, когда ты слишком молод, чтобы быть старым, слишком нем, чтобы говорить, и слишком пьян, чтобы твердо стоять на ногах.

Григорий Гезенцвей
 фото Геннадия Шакина 

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий