Руководители отделов культуры Острогожска и Воробьевки рассказали, как они понимают формулировку «Год культуры», какими мероприятиями собираются удивить Воронежскую область, чем славятся их районы и чего не хватает для культурного развития. Мы задали нашим гостям одни и те же вопросы – довольно очевидные и, в то же время, значимые. И в обоих случаях получились динамичные, бесшовные монологи, которые несколько уходят от традиционного формата интервью. В таком виде мы и решили сохранить мнения этих двух незаурядных людей, каждый из которых вполне способен выставить не всеобщее обозрение свои «правила жизни».
Василий Козлов, начальник отдела культуры Воробьевского района:
«Не могу сказать, что, допустим, прошлый год не был годом культуры. Может быть эта формулировка нужна, чтобы было легче открывать старые заскорузлые двери? Или привлечь внимание и средства, которые раньше уходили на другие задачи: военные, спортивные. Но мы привыкли больше рассчитывать на свою изобретательность и талант исполнителей. С начала 2014 года у нас прошло огромное количество мероприятий, благотворительные балы, где социально незащищенные дети смогли получить необыкновенные подарки, коньки, планшеты, велосипеды — то, чем не смогли их обеспечить родители. Дед мороз и Снегурочка услышали их просьбы, поскольку они им написали трогательные письма. Только за 3 месяца нового года у нас побывали многие профессиональные коллективы: «Воронежские девчата», Театр оперы и балета с балетными шедеврами, оперетта и даже шансон для определенной категории зрителей, Губернаторский оркестр. На днях ждем в гости актеров театра Драмы имени Кольцова со спектаклем «Чехонте».
Фестиваль «Адрес детства – Воронежский край» тоже проводится в Воробьевке. И застраиваем мы его очень любопытно. Я даже не стану останавливаться на многочисленных мероприятиях к разным традиционным датам, к которым мы очень серьезно относимся. Скажу только о жарком, предстоящем лете. Летом у нас задействовована одна из самых масштабных фестивальных площадок Воронежской области — Ломовской природно-ландшафтный парк. В этом году мы принимаем фестиваль для людей с ограниченными возможностями «Крылья души», который помогает им дольше, красивее прожить, побороть недуг.
На наших площадках проводится фестиваль «Экоград» и один из крупнейших Воробьевских праздников – «Тайны степной кузни». Межрегиональный фестиваль художественной ковки привлекает как мальчишек, так и уникальных мастеров из Армении, Украины, Дагестана, многих городов России. На фестивале они выставляют готовые изделия и постоянно занимаются мелкой пластикой. Каждый при этом показывает свое направление, задает свой ритм. В завершение мастера готовят совместную работу — парковую кованую скульптурную композицию.
В этом году мы уделим «Тайнам степной кузни» еще больше внимания. Ведь каждого кузнеца нужно обеспечить мехами, наковальней, горном. Подготовить не менее 30 рабочих площадок для мастер-классов.
Я сам уже 22 года занимаюсь кузнечным делом. У нас есть кузница в Доме ремесел, и мастера наши незаменимы в реставрационных работах музейного характера. Есть вещи, которым требуется не традиционная, а кузнечная сварка, их нужно разрубить, а не распиливать болгаркой, оснастить хомутами.
Главный фестиваль, «Русь песенная, Русь мастеровая», проводится у нас уже 24 года. Он проходит на границе Воронежской и Волгоградской областей. Близость украинского и русского языка, казачьей культуры — вот необходимый синтез фольклорного слоя. В этом году фестиваль состоится с 8 по 11 августа.
Мы ожидаем до 15 тысяч человек. Интересно, что в последнее время нам стало приходить все больше заявок от славянских коллективов из европейских стран, Югославии, Сербии и других. Быть может, люди подсознательно тянутся к корням своим – будем объединяться. В Ломовском парке находится основное певческое поле области, сцена расположена на воде, берег водоема превращен в амфитеатр. Пристальное внимание к фестивалю проявляет и областной Департамент культуры. Руководитель Елена Ищенко еще зимой обошла всю площадку и поставила перед нами очень высокие цели.
В райцентре в прошлом году мы построили Дворец культуры — Комплекс с современным театральным и сценическим оборудованием. Сейчас важно постоянно поддерживать его работу. Реставрируем мельницу-музей. Мы воплотили несколько экспериментов: каменный лабиринт в Ломовском парке, философско-музыкальную баню, работаем над проектом уникальной часовни.
Вообще в каких-то крупных вложениях наша культурная среда нынче не нуждается. В данный момент нас государство стороной не обходит. В первую очередь необходимо удержать на достойном уровне то, что уже удалось сделать».
Валерий Гацков, начальник отдела культуры Острогожского района:
«Год культуры – это и праздник, и большая ответственность. Больше нужно провести мероприятий, потратить сил. Это поднимает тонус. Заставляет все привести в порядок, как перед приходом проверяющего. Где-то подкрасить, где-то подкрутить. Это мобилизует и отдельного человека, и всю культуру.
С другой стороны, в этом есть формализм. Мне не нравятся такие праздники, как 23 февраля, 8 марта, день рождения. Когда ко мне приходит гость, я рад ему в любой день, а не в какой-то конкретный. Поэтому каждый год – это год культуры.
И в этом году, как и в предыдущие, запланированы десятки мероприятий. Один из крупных праздников – «Поет село родное», на котором все коллективы Острогожского района представляют художественную самодеятельность на «Зеленой эстраде» в городском парке. В августе мы проводим фестиваль «Играй гармонь, звени частушка». В его рамках в прошлом году участвовали пять лучших баянистов России. Еще мы собираемся создать фольклорный фестиваль в честь Малыхиной Анны Корнеевны, запевалы и руководителя этнографического ансамбля. Так и назовем – «Корнеевна». В Острогожске ежегодно проводится фестиваль для детей с ограниченными возможностями «Мы вместе», а также конкурс «Юный хореограф», где участники соревнуются в искусстве танца.
На сентябрь приходится театрализованное представление «Прощание с городским садом». Сад является исторической частью Острогожска. С ним связаны имена, известные не только в районе, но и по всей России. Например, гимназия, где учился Самуил Маршак, находилась на территории сада. Сквер Пушкина постараемся превратить в острогожский Арбат: тут будут работать художники, играть живая музыка. Кроме того, мы готовим новую постановку к «Театральным встречам в Никольском».
Одним фольклором мы молодежь в городе не удержим. Нужны новые студии, современные танцы. Развитие не должно прекращаться. Я заменил заместителя директора в школе искусств, отправив молодые кадры на помощь опыту.
У юного поколения можно еще поучиться. На конкурсе «Юный хореограф» выступление ансамбля «Блиц» заметил Андрей Меланьин, балетмейстер Воронежского театра оперы и балета, хореограф Большого театра. Благодаря этому участницы коллектива и его руководитель Алина Короленко побывали в Москве. Девочки приняли участие в мастер-классе известного лондонского хореографа Уэйна МакГрегора, выступили с собственным номером на концерте студентов и получили возможность обучаться в Московской академии хореографии. Как ни странно, начинала Алина Короленко самоучкой.
Зрителя приучают к высокому искусству, как мать приучает ребенка к грубой пище: сначала шлягер, потом частушку, и вот он начинает принимать фольклор, классическую музыку. Но кто будет приучать самих работников культуры?
Года три назад в Острогожск приезжал воронежский театр. Лучшие актеры работали с полной отдачей, билеты невозможно было достать. Мы видели их уровень. Но, к примеру, на тот же Платоновский фестиваль попасть может не каждый руководитель отдела культуры. Хотя цель фестиваля – это ведь не только развлечение. Такой проект должен дать почувствовать планку, к которой надо тянуться.
Но культура не ограничивается песнями, танцами, постановками. На мой взгляд, культура гораздо шире. Это, в первую очередь, наша повседневная жизнь, облик города, а уже потом сцена. Посмотрите на рекламные щиты, на их аляповатость, на цветовую гамму. Это не реклама, а антиреклама. Чтобы не допустить этого, должны создаваться советы по культуре при мэрах городов, главах районных администраций, чтобы согласовывать застройку исторической части города. Культура должна быть тесно связана с образованием. И, конечно, в культуре должен происходить постоянный приток молодых специалистов.
Мы ведь как дерево: если в нас не будет ходить сок, мы засохнем. И можно срубать».
Михаил Супруненко