Четыре дня авторской анимации | «Время культуры»

Четыре дня авторской анимации

0

Авторская анимация в России – явление не самое доступное для зрителей. Если часть работ мировых и отечественных мультипликаторов можно найти в Интернете, то отдельные фильмы находятся вне зоны всеобщей доступности. Воронежцам возможность увидеть такие работы третий год подряд предоставляет «Большой Фестиваль Мультфильмов». Четырехдневный смотр мультипликации (проходящий в кинотеатре «Спартак») за несколько лет не только окреп в неформальном своем названии – «праздник анимации», но приобрел собственную аудиторию. По признанию организаторов, привозить фестиваль в Воронеж приятно – здесь есть и достаточно подготовленный, умный зритель и необходимое понимание со стороны организаций, которые его помогают проводить.

Эрнест-и-Селестина

В этом году за четыре мартовских дня было показано 2 полнометражных и около 150 короткометражных мультфильмов, неделю работала выставка «Герои анимации», а в рамках образовательной программы фестиваля прошел мастер-класс известного российского мультипликатора Ивана Максимова.

 

Фестивальная судьба короткого метра

«Большой Фестиваль Мультфильмов» родился из программы «Мультфильмы по выходным», созданной в 2006 году. Проект был задуман, прежде всего, потому, что посмотреть авторские мультфильмы тогда было практически негде даже в Москве. В скором времени программа переросла в «Большой Фестиваль Мультфильмов», который стартовал в 2007-м в Москве, через год уже побывал в Норильске и Красноярске, а в 2011-м был впервые запущен в Воронеже. В нашем городе проект прижился – в этом году его провели в третий раз и, по словам организаторов, количество посетителей фестиваля растет: с 2011 года число зрителей выросло почти в два раза.

«Как правило, большинство работ, которые мы показываем, имеют сугубо фестивальную судьбу, – рассказывает Дмитрий Шлепнев, руководитель российской программы «Большого Фестиваля Мультфильмов». – Фильмам, созданным не мировыми лидерами (Pixar, DreamWorks), а небольшими студиями, практически невозможно попасть в широкий прокат. Еще сложнее обстоит дело с короткометражными фильмами, которых в авторской анимации большинство. По формату и хронометражу они почти никогда не вписываются ни в телевизионный, ни в кинопрокат. Поэтому аудитория их может увидеть только на экранах артхаусных кинотеатров или в подборке фестивальных показов. В России подобных фестивалей очень мало».

О,-Уилли

 

Отбор для регионов

В Москве фестиваль длится две недели, включает в себя 13 программ и проходит на двенадцати площадках. В регионах программу делают более короткой, но стараются отбирать для них самое лучшее, яркое, характеризующее основные тенденции или отдельное направление в мультипликации. По традиции основу показов составляют «Премьеры» – недавно выпущенные короткометражки известных режиссеров России и «Победители» – подборка отмеченных наградами зарубежных фильмов. Если в прошлые годы в Воронеже в рамках фестиваля показывали по одному полнометражному фильму, то в этом было показано целых два – трогательный «Эрнест и Селестина. Приключения мышки и медведя» и фантасмагорический «Магазин самоубийств». Отдельная история фестиваля – детские сеансы. «Мы хотим показывать не только сложные авторские мультфильмы, но и делать подборки для полноценного семейного просмотра, – говорит Дмитрий Шлепнев. – Часть билетов каждый раз бесплатно раздается детям из малообеспеченных семей и воспитанникам детских домов и интернатов». Детские программы представлены фильмами, снятыми знаменитыми российскими режиссерами за последние десять лет.

 

Грустный взгляд русской анимации

Перелетная

Знакомство зрителей с работами отечественных мультипликаторов, главным образом молодых и начинающих, – одна из основных задач «Большого Фестиваля Мультфильмов». Знакомство это удается в том случае, если зритель любит сюжеты глубокомысленные, философски наполненные и немного грустные. Отличительная черта современной русской авторской анимации – ностальгическое настроение и нежная лирика повествования. Давно ставшие известными веселые опусы о лесном трио Алексея Алексеева здесь, скорее, исключение из правил. Большинство историй русских мультипликаторов – трогательно-легкие, с задумчивыми и удивленными героями, искренне желающими узнать мир. «Как это, как это, как это?» – задается чередой вопросов маленькая курочка из мультфильма Веры Мякишевой «Перелетная». При этом кажется, что русская анимация, в отличие от зарубежной, предпочитает пока только ощупывать мир, знакомиться с ним и искать в нем самые безопасные места. А самое безопасное место – в детстве, поэтому так много фильмов отсылают к нему, и даже названия здесь говорят сами за себя: «Эскимо», «Мой странный дедушка», «Домашний романс». Подобно муравью из мультфильма «Чинти» (снятого с использованием разных сортов чая) отечественная анимация робко и осторожно по крупицам собирает свой Тадж-Махал – мультипликацию, говорящую о главном и затрагивающую самые потаенные чувства, как автора, так и зрителя.

 

Все возможно

Зарубежная анимация отличается не только изощренностью аллегорий и форм изображения, но и некой резкостью в обращении к зрителю. Зарубежные мультипликаторы не только не боятся говорить на запретные темы, но и давно уже устали о таком говорить. Поиски здесь ведутся уже скорее на уровне подсознательного – тайных, запрятанных в самой глубине души вопросов и неразрешимых задач. Эти тенденции наблюдаются и в программе прошедшего БФМ. В польском мультфильме «Узы сна» показываются алогичные и странные миры, в которые мы попадаем при засыпании, лауреат престижной премии Cartoon D’Or бельгийский «О, Уилли» рассказывает о том, как неуверенный пятидесятилетний толстяк возвращается в коммуну нудистов, где провел свое детство, а герой английского мультфильма «Создание длинной птицы» безрезультатно спорит с упрямым персонажем собственной работы – эгоцентричной птицей со звездной болезнью.

Несмотря на имеющиеся многочисленные работы в сфере взрослой анимации, говорящей на серьезные темы, в сознании многих мультипликация по-прежнему ассоциируется в первую очередь с детским кино. Одна из идей, которую несет БФМ, заключается в том, что анимация – отдельное и полноценное направление искусства. Тем, кто в этом сомневается, достаточно познакомиться с сюжетами мультфильмов, привозимых фестивалем, чтобы окончательно в этом убедиться. Герои авторской анимации озабочены вполне серьезными проблемами – поисками счастья, страхом смерти, стремлением любить и даже желанием преодолеть законы физики. «Гравитация – это ошибка» – говорит герой-ученый мокьюментари-фильма «Проект «Мозговая центрифуга», показанного в сборнике «Победители». Немассовая мультипликация тем и хороша, что в ней возможно все, ведь только автор здесь решает, кто в итоге одержит победу: физика, мироздание или создатель фильма. В некоторых случаях, к слову о «Длинной птице», последнее слово навсегда остается за персонажем.

Евгения Глуховцева

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий