Через тернии к песням

0

В рамках начавшегося Года культуры России Специальная городская библиотека искусств имени Александра Пушкина наметила немало интересных дел и мероприятий. Одно из них – «Библиотечный подиум»: экспонирование книг-юбиляров, в которых отражены российское искусство, российская культура. Приоритетными станут издания, представляющие Воронежский край.

IMG_2350

Первой на подиум взошла книга возрастом 75 лет! Тонкая обложка, скромный орнамент в два цвета – красный и черный. Под обложкой – 82 страницы с текстами и нотами. Название – «Русские народные песни Воронежской области». Выпущена она Музгизом в 1939 году тиражом 2500 экземпляров. Отпечатана в 1-ой московской образцовой типографии Огиза РСФСР «Полиграфкнига». Уникальность издания в том, что оно, пожалуй, представлено единственным экземпляром в городе (по крайней мере, ни в одном из основных книгохранилищ наличия не подтвердили). Ценность неоспорима, ведь это первый опыт Воронежского областного дома народного творчества (ОДНТ) – выпуск сборника песен, собранных в селах нашего края.
Если бы книга заговорила!.. Сколько малоизвестных, забытых фактов нам бы открылось!

Ее рождение совпало со временем неподдельного энтузиазма советского народа в творчестве. Олимпиады художественной самодеятельности с 1934 года проводились повсеместно. Наших земляков отличало высокое певческое мастерство. В тот момент по Воронежской области действовало полторы тысячи кружков любительского искусства, в которых насчитывалось 35000 участников. Почти в каждом колхозе был свой ансамбль или хор, самобытные исполнители, неповторимый репертуар.

В предисловии указывается, что у нас было зарегистрировано четыре сотни хоров! Особенно славились певцы сел Александровка от Чигольского (ныне Таловского), Гвазда от Воронцовского (ныне Бутурлиновского), Нижний Кисляй от Лосевского (также Бутурлиновского) районов.

После второй областной олимпиады в 1936 году в хоровом жанре стал лидировать Лосевский район. Только в одном Нижнем Кисляе было одиннадцать хоров! Воронежская писательница Елизавета Милицына, изучавшая фольклор, отмечала, что именно здесь сохранились чистота крестьянской поэзии и чарующие мелодии.

Нижний Кисляй стал местом проведения первого областного слета песенников (1936 год). Совместно со Всесоюзным Домом народного творчества имени Надежды Крупской тут прошел первый в СССР колхозный праздник песни в честь сбора урожая. Воронежцы встречали коллективы из Москвы, Саратова, Тамбова, Куйбышева и других городов. Заключительный концерт транслировался Центральной радиостанцией имени Коминтерна по всему Советскому Союзу.

Вполне понятно, что такой богатейший песенный материал привлек внимание людей, способных высоко оценить его. Они записывали слова и мелодии во время репетиций, концертов, во время командировок по деревням с целью оказания помощи талантам из народа. А потом и возник замысел создать сборник песен.
Кто же эти люди? Среди них музыкальные консультанты ОДНТ, имеющие опыт хормейстерской работы, – Константин Ираклиевич Массалитинов и Анна Васильевна Руднева. Это потом он будет известен как композитор, народный артист СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, художественный руководитель Воронежского хора, а она станет доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, заслуженным деятелем искусств РСФСР, напишет ряд книг по этномузыкологии, возглавит народный хор Всесоюзного радиокомитета (1949-1954 годы).

А тогда им было чуть более тридцати. Они молоды, полны идей и любви к народной песне. К ним примкнул Серафим Владимирович Попов, одаренный руководитель хоров Воронежского клуба печатников, филармонии, областного радиокомитета. Затем он уедет в Москву и много лет (с 1937 по 1980 годы) будет руководить хором МГУ и преподавать в консерватории. Хормейстеры хорошо знают его как создателя и профессора кафедры хорового дирижирования в Московском государственном институте культуры (1959 год), как автора многочисленных обработок народных песен, пособий, сборников.

К вышеназванным энтузиастам присоединился Николай Петрович Чаплыгин, выпускник Московской консерватории, ученик музыкальных деятелей Константина Сараджева, Георгия Конюса, Николая Жиляева, командированный от Всесоюзного дома народного творчества. Позже он тоже вернется в столицу. Его творческая биография не менее насыщена: художественный руководитель ансамбля песни и пляски Черноморского флота, главный редактор Центрального музыкального вещания Всесоюзного радио, начальник Главного управления художественного вещания, заместитель председателя Гостелерадио СССР. Административная работа не помешала Николаю Петровичу (псевдоним Н. Яковлев) написать оперу «Страна Муравия» по сюжету поэмы Твардовского, ораторию «Севастополь», симфонию, ряд хоров, песен, музыку к спектаклям и фильмам, воспоминания.

Пятым участником группы составителей сборника стал Анатолий Копосов, о котором, к сожалению, ничего пока не известно. Из бесед с отцом Наталья Константиновна Массалитинова помнит только, что Копосов тоже был приглашен из Москвы.

В списке составителей нет имени Галины Болеславовны Рогинской, но она, несомненно, внесла свою лепту в коллективный труд. Работая старшим музыкальным редактором Воронежского областного радиокомитета, она записывала хоры на радио вместе с Анной Рудневой. С 1938 года Рогинская работала методистом, а затем директором ОДНТ. Ей во время Великой Отечественной войны выпала нелегкая задача сформировать Воронежский хор в селе Анна. И только знание народных коллективов, личное знакомство с певцами помогли ее выполнить. Общее дело соединило две судьбы на долгие годы: Константина Массалитинова и Галины Рогинской.

Константин Ираклиевич в своих мемуарах «С русской песней по жизни» подробно и живо пишет о том времени, когда велась поисковая работа. А вот о том, что за две песни он отсидел в тюремной камере, умолчал. Идеологическая цензура усмотрела в них религиозную пропаганду. И если бы не заключение из Москвы от комиссии Этнографического общества о «безопасности репертуара», не быть бы сборнику, да и судьба Массалитинова сложилась по-иному.

Ждала ареста и Руднева. Ее, беременную, прятали друзья, затем переправили в Москву. Об этом Анна Васильевна поведала юной Наташе Массалитиновой, когда та жила у нее при поступлении в институт имени Гнесиных.

Да, время было тревожное. Аресты. Расстрелы. У Галины Рогинской ночью взяли отца. Она долго о нем ничего не знала.

Думали, что песенник не выйдет. Но все-таки он родился!

Из 36 произведений ни одно ранее не издавалось. Как дань политическому времени книга открылась песней о «соколах ясных» – Ленине и Сталине. Но ценность ее в другом: в песнях старинных – лирических, шуточных, солдатских… Разные по напевам, стилистическим особенностям, они сразу же привлекли внимание фольклористов.

Интересна ли книга в наше время? С уверенностью можно сказать – да. Все подвижники народного песенного искусства воспринимают ее как памятник уходящим традициям.

Приемник ОДНТ – Областной центр народного творчества десять лет назад выпустил в свет сборник «Живая старина», где на страницах соседствовали песни, записанные в те далекие тридцатые и девяностые годы XX века. Этот труд заслужил диплом лауреата V Всероссийского смотра информационной деятельности домов народного творчества за удачную демонстрацию связи времен и традиций региональной культуры.

Как тут не вспомнить слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Надежда Красикова
фото Ольга Табацкая

Об авторе

Оставить комментарий