27 июня в Воронежской академии искусств состоялись выборы нового ректора. По результатам тайного голосования «за» Эдуарда Боякова проголосовали 128 человек, «против» – лишь 15.
Эдуард Бояков – образец нового культурного деятеля, в котором интеллигентность легко сочетается с талантом управленца. Перед нами известный театральный режиссер, продюсер, бывший художественный руководитель московского театра «Практика». Бояков участвовал в создании фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма», а также – совместно с дирижером Валерием Гергиевым – Московского пасхального фестиваля.
С нашим городом его связывают и студенческие годы, проведенные на факультете журналистики ВГУ, и работа заведующим литературной частью ТЮЗа. Возвращение Эдуарда Владиславовича в Воронеж сулит серьезные перемены, причем, касающиеся не только Академии искусств, но и всей культурной сферы города. О том, что нас ждет в ближайшем будущем, новоиспеченный ректор рассказал в своей инаугурационной речи.
Локомотив культуры
Итак, по плану Боякова, Академия искусств должна стать не просто одним из сорока с лишним ВУЗов, а градообразующим фактором наравне с классическим университетом.
– Раньше я учился и работал в Воронеже, поэтому могу отметить позитивную динамику города в отношении институтов культуры. Это касается не только афиши Платоновского фестиваля, но и изменения интерьеров драмтеатра, филармонии. Наша задача – вписаться в этот тренд, – сказал Бояков.
Академия должна отвечать на вызовы времени и готовить современные кадры. Планируется открытие новых специальностей, а в перспективе, возможно, и факультетов. В Академии искусств теперь будут готовить хореографов, продюсеров, композиторов, драматургов, искусствоведов, дизайнеров, специалистов по народной культуре и промыслам. Благодаря этому, количество учебных мест увеличится почти в 2 раза.
И это не просто пункты предвыборной программы: в министерство образования уже отправлен пакет предложений. Бояков подчеркнул, что нововведения не скажутся негативно на соотношении платных и бесплатных мест в университете.
– Я считаю, что это правильная концепция – совмещение «платных» и «бесплатных» студентов в рамках одной специальности. Несколько человек, обучающихся за деньги, улучшают атмосферу в группе и создают здоровую конкуренцию. Кроме того, глядя на них, бюджетники приходят к мысли о ценности своего образования: кто-то готов платить за то, что они получают бесплатно, – пояснил Бояков. – Хотя для таких популярных специальностей, как дизайн или продюсирование, есть смысл привлечь больше «платных» студентов. Но конкретные цифры еще предстоит согласовывать с министерством.
Материальная база для творчества
Увеличение числа студентов потребует открытия нового корпуса и ремонта старого здания. Эдуард Бояков сообщил о решении руководства области отдать Академии искусств Дом офицеров на проспекте Революции. Официальный указ еще не подписан, но губернатор уже публично объявил об этом и направил министру культуры Мединскому письмо с просьбой передать Дом офицеров в федеральную собственность. Новый ректор объяснил, что важно до начала следующего учебного года провести косметический ремонт, открыть набор на специальности и запустить процесс. А уже потом приступать к капитальному ремонту.
– Для нас это не только новые пять тысяч квадратных метров, это возможность принципиально изменить статус академии. Наличие своего здания на проспекте Революции вызовет совершенно иное отношение к нашему учебному заведению, – прокомментировал Эдуард Бояков.
Музыкальный факультет останется в старом здании (на улице Лизюкова), а живопись, театральный факультет и все новые специальности отправятся на проспект Революции, 32. Технологически это удачное решение, потому как Дом офицеров находится в центре города, где шум будет мешать занятиям музыкой.
Отвечая на вопросы преподавателей, Бояков заверил их, что понимает важность ремонта в старом корпусе, однако осуществить это сейчас невозможно. В текущем году министерство выделило на ремонт академии лишь 30 млн. рублей, хотя руководство запрашивало большую сумму. В итоге не хватает ни денег, ни времени.
Новый ректор уделил внимание и общежитию – пообещал на выделенные средства запустить лифты, отремонтировать санитарные блоки и некоторые комнаты. Если набор на новые специальности действительно будет открыт уже в следующем году, то остро встанет проблема, куда поселить такое количество студентов.
Вероятно, придется расторгнуть договоры на проживание с теми людьми, которые не обучаются в академии. Не секрет, что сейчас общежитием пользуются сотрудники театров и деятели культуры, приехавшие в Воронеж в творческую командировку.
«Вы о нас помните?»
От частных вопросов Бояков перешел к более общим стратегическим задачам. Он подчеркнул, что в городе нужно создать особый образовательный кластер, готовящий деятелей культуры. У академии есть и педагогический потенциал, и методическая база, необходимые для того, чтобы встать в авангарде эволюции. Важно, в том числе влиять на процесс обучения художественному творчеству детей 5-10 лет. Тогда в перспективе можно получить хорошо подготовленных абитуриентов.
Потребуется наладить сотрудничество творческих ВУЗов из отдельных регионов, сделав особый акцент на Санкт-Петербурге. Для нас это выгодно в плане обмена опытом со специалистами высокого класса, а установить равноправные отношения с Москвой сложнее. Уже были проведены переговоры между губернаторами Гордеевым и Полтавченко. Сам же Бояков пригласил провести ряд творческих мастер-классов звезд мировой величины – Антона Адасинского, Вячеслава Полунина, Владимира Мартынова, Ингеборгу Дапкунайте.
Новый ректор коснулся и наболевших тем финансирования. Педагоги художественного ВУЗа даже к созданию записок подошли творчески, и скоро Боякову пришел вопрос: «Концертмейстеры получают 6, 5 тысяч. Вы о нас помните?» Он пояснил, что министерство повысило зарплату штатным педагогам, а концертмейстеры остались в стороне, и пообещал повлиять на ситуацию.
Грядущие перемены не должны ударить по бюджету академии и зарплате преподавателей, а для этого потребуются привлеченные средства. Сейчас дотации академии – 69 млн. рублей, 2/3 этой суммы идет на зарплаты сотрудников. Естественно, ни о каком будущем при таких расчетах говорить не приходится. То, что запланировал Бояков, потребует десятки миллионов рублей, и регион уже пообещал вложить их в академию. Но, несмотря на позитивную программу, многое зависит и от позиции руководства области.
Эдуард Владиславович справедливо отмечает недостаток творческих специальностей. Есть хорошие актеры – при остром дефиците грамотных руководителей и организаторов театрального дела. Время требует подготовки работников нового типа – хороших менеджеров, профессионально разбирающихся в искусстве. В этом свете предложение готовить продюсеров выглядит как никогда актуальным. Другая важная проблема, затронутая Бояковым – открытие хореографического отделения. У нас в городе есть единственный на весь регион театр оперы и балеты, но ни в Воронеже, ни в ближайших областях не готовят специалистов с таким образованием.
Напоследок
Избрание Боякова ректором крупного творческого ВУЗа обеспокоило многих, потому что он уже успел заслужить славу деятеля современного искусства, в чем-то даже контркультурщика. Поэтому ему пришлось сделать специальное пояснение:
– Когда я подавал документы на аттестацию (это стандартная процедура для избирающихся на должность ректора) комиссия задала мне вопрос: «Хотите ли вы превратить ВУЗ в академию современного искусства?» Я ответил: «Нет! Ценности, лежащие в основе русской психологической школы, русской классической музыкальной и вокальной школ, для меня являются фундаментом. Я не собираюсь ломать эти установки. Но, по-моему, сам термин «современный» неприменим к искусству. Бывает только искусство и не-искусство».
Виктория Лушина
Фото Александра Рогозина