В выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского завершилась выставка, которая оказывала поистине магическое воздействие на зрителя – «Авангард. XX век». Это результат необычного совместного проекта воронежского музея и Арт-Центра “Перинные ряды” (г. Санкт-Петербург).
Выставка беспрецедентна, уникальна и ценна именно для нашего города, поскольку в 1942 году в оккупированном Воронеже сгорела при бомбардировках или была вывезена оккупантами коллекция русской живописи неприемлемых тогда авангардных направлений, которые представляли в музейном собрании работы В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой и М. Ларионова. С тех пор судьба коллекции неизвестна.
Литографии не только наших соотечественников, но и зарубежных мастеров (Жоржа Брака, Рене Магритта, Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Ларри Зокса, а также других новаторов и экспериментаторов) были представлены в одном пространстве выставочного зала воронежского музея.
Понятие «авангард» крайне неоднородно. Этот термин обозначает целый ряд школ и направлений в искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков и зачастую имевших в своей основе абсолютно разные идеи. Появление авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно связать с всеобщей тенденцией к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Свою роль сыграло и развитие научно-технического прогресса, подтолкнув человечество к смене восприятия ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических принципов.
Европейский взгляд
Родина авангарда – Франция. Французская живопись прошла все этапы эволюции авангардного искусства, принимая при этом различные формы. Здесь возникли фовизм, затем кубизм и пуризм. Лишь футуризм и экспрессионизм не оставили значительного следа в искусстве Франции.
До середины XX века Париж оставался столицей культурно-художественной жизни. Все известные художники жили и творили в этом городе.
Французский авангард был представлен на выставке работами Андре Маршана, Бернара Бюффе и Жоржа Брака.
Будучи живописцем, иллюстратором и дизайнером, Маршан утверждал, что на его видение влияют запахи. Так, например, у него есть серия работ, которая называется «Горечь».
Бюффе, создатель самобытного стиля, соединившего модернизм с салонным искусством, получил известность благодаря меланхолически-тусклым, почти монохромным портретам и натюрмортам с угловатыми, удлиненными и «тоскливыми» предметами на кухонном столе.
Живописец Жорж Брак стал вместе с Пикассо основоположником кубизма и в то же время являлся продолжателем классической традиции ясной, гармоничной, уравновешенной формы.
Искусство Испании XX века было неразрывно связано с искусством всей Европы, но всегда сохраняло индивидуальные черты. Прекрасным примером тому может послужить творчество Хуана Миро, который родился в Каталонии и умер на Майорке, но его произведения известны во всём мире. Вдохновение художник черпал из снов. Также он восхищался детскими рисунками и ценил непосредственность детского творчества вообще.
Одной из самых противоречивых и эксцентрических фигур XX века, самым ярким и знаменитым представителем сюрреализма был Сальвадор Дали. Посетив Италию в 1937 году, художник остался в восторге от произведений Ренессанса. Правильность человеческих пропорций и другие черты академизма стали доминировать в его зрелых работах. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему были наполнены сюрреалистическими фантазиями. «Сикстинская дева» (1957 г.), представленная на выставке, относится к так называемому «религиозному» периоду в творчестве Дали.
Немецкие художники внесли огромный вклад во все важнейшие изобразительные искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. Литографии Пола Вундерлиха, одного из важнейших представителей «магического реализма», откровенны и эпатажны. В 1970-е годы Вундерлих черпает вдохновение в творчестве Дюрера, Энгра, Мане. В это время появляются работы, в которых мастер, заимствуя классические идеи, отправляет зрителя в мир сюрреалистической чувственности и эстетического символизма.
Время расцвета бельгийской живописи первой половины XX века связано с именем еще одного «магического реалиста» – Рене Магритта. Его полотна основаны на эффекте отстранения вещи от её привычного смысла. В образах Магритта предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. На выставке в этом можно было убедиться, благодаря «Большому семейству», «Великой войне» или «Декалькомании». Работы Магритта отмечены атмосферой таинственности.
Феномен «русского авангарда»
Авангардные направления в русском искусстве 1910-20-х годов формировались на основе отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого. В спорах и взаимном отрицании рождался феномен «русского авангарда». Возникло множество группировок и индивидуальных творческих концепций. В искусстве соседствовали кубизм и футуризм, неопримитивизм, поздние варианты символизма и неоимпрессионизма, первые пробы беспредметности и неоклассического направления. Однако в конце 1920-х годов политическая обстановка в стране стала накаляться, многим авангардистам пришлось эмигрировать в другие страны, где художники имели возможность реализовать себя. Так, Василий Кандинский стал основателем группы художников-экспрессионистов. Он был одним из основоположников абстракционизма, мастером, который не рисовал, а «думал» на холсте. По мнению Кандинского, не сюжет, а линия и цветовое пятно являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя. Свои работы Кандинский называл «композициями», «импровизациями» и «фугами».
Одним из лидеров мирового авангарда XX века, художником, сумевшим соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством, стал Марк Шагал. Его произведения радикально обновили язык искусства, обогатив его мощным, красочным лиризмом. Выставка дала возможность посетителю ознакомиться с работой из «Библии Шагала» – так называют цикл литографий, раскрывающий мир прародителей еврейского народа в удивительно яркой, наивно-мудрой форме.
«Передовой отряд» в США
Во второй половине прошлого столетия центр современного искусства переместился в Америку. США – родина нового свободного сознания, отрицающего общемировую традицию.
В период 60-70-х годов XX века искусство начинает говорить о политике. Оно становится не только элементом современного мира, но и активным его участником. Искусство начинает давать характеристику социуму и политическим решениям. Так, прогрессивные американские художники – «мифотворцы» – объединившись, создают серию «Peace Portfolio», которая протестует против затяжной жестокой войны США во Вьетнаме. Этот проект стал возможным благодаря участию следующих художников, великодушно передавших свои работы в дар: Алана Д’Арканджело, Роберта Мазервелла, Джорджа Ортмана, Стэнли Уильяма Хейтера, Сола Стейнберга, Ларри Зокса, Ибрама Лассоу, Герберта Фербера, Адольфа Готлиба, Роберта Раушенберга, Гордона Расселла, Эстебана Висенте, Ли Краснера. Часть работ из серии «Peace Portfolio» была представлена на выставке.
Роберт Мазервелл был самым молодым членом «героического» поколения послевоенных абстрактных экспрессионистов, которые произвели революцию в абстрактной живописи и перенесли центр мирового искусства из Парижа в Нью-Йорк. Интересна его литография из серии «Peace Portfolio». Латинская буква «Р» всегда была символична в произведениях Мазервелла. К 1970 году США увязли в войне во Вьетнаме, и художник своей работой внес вклад в антивоенное движение. Он боролся за «дело мира» внутри самой системы, предпринимая политические действия. Также Мазервелл пожертвовал свою литографию в фонд сбора средств на антивоенное движение. Для большинства людей эта картина не более чем простой мазок кисти, но на самом деле это глубокое антивоенное послание, выполненное с простотой, свойственной Роберту Мазервеллу. На картине округлая буква «Р» полностью смазана, она «упала», став похожей на пистолет. Находясь в верхней части картины, буква символизирует легковесность, воздушность, нереальность мира и как бы противостоит войне 1970 года, при этом не теряя актуальности для наших дней.
Джордж Ортман – американский живописец, гравёр и скульптор. Его работы можно отнести к таким стилям, как неодада, поп-арт, минимализм и живопись жестких контуров. Его творчество наполнено ассоциациями и символами. Он использует, казалось бы, простую «физическую» геометрию, но именно эти формы хранят в себе историю движения от «примитивного» к академическому, от футуристического к формалистскому. Сьюзан Фолли в своем эссе 1965 года дала интересную трактовку некоторых из наиболее часто встречающихся символов Ортмана: квадрат = интеллект, круг = чувственность, треугольник = этика.
Экспозиционное пространство выставки «Авангард. XX век» состояло из 58 литографий, представивших на суд зрителя художественный образ минувшего столетия со всеми его противоречиями и разнообразными вариантами переустройства мира.
Юлия Протопопова