Современный Воронеж – весьма интересная площадка с архитектурной точки зрения, сочетающая богатое культурное наследие с открытыми пространствами, свободными для новых, современных идей. Более того, невозможно не заметить, как в последнее время город меняется к лучшему. И свидетельством происходящих изменений является, в том числе, и архитектурный форум «Зодчество Черноземья», прошедший в Воронеже в декабре 2011 года.
Форум стал мероприятием, отражающим тенденции и возможности архитектуры Воронежа. В стремлении не отставать от меняющегося к лучшему городского облика форум был выведен организаторами на новый уровень, став максимально доступной, открытой площадкой для диалога самых разных лиц – архитекторов и бизнесменов, администрации города и широкой общественности. Все это удалось за счет распространения информации, рекламной кампании, расширения количества мероприятий форума. Но прежде всего, стоит отметить, что в качестве конкурсных были обозначены и заявлены наиболее актуальные для современного Воронежа темы, являющиеся не просто интересным заданием для архитекторов, но в первую очередь предложением подумать над проблемами, волнующими каждого воронежца: обустройство дворов, формирование нового облика Воронежского водохранилища, способного стать «маленьким морем», уникальным местом в современном городе средней полосы; и другие. Все это, безусловно, вызывает интерес к тому, что же происходит сегодня в архитектуре, в каком направлении она движется и какие у нее перспективы.
Воронеж – один из многих российских городов, в которых на смену излишне консервативному, но, тем не менее, берегущему архитектурный облик подходу пришла эпоха вседозволенности. В своем стремлении к материальной выгоде владельцы участка создали такую ситуацию, при которой образовалась хаотичная застройка, утратившая свою идею и единую композицию. Теперь маленький уютный коттедж соседствует с многоэтажным гигантом, и оба могут быть вполне хороши, но их расположение, отсутствие связок между городскими постройками формируют путаную, неприглядную картинку. Однако нынешний архитектурный опыт Воронежа пока еще не кричит, но уже настойчиво намекает о своих блестящих возможностях, которые нужно только суметь реализовать.
И здесь самое важное, по мнению архитектора Андрея Макарова, – вывести общую идею, хотя бы некое подобие плана городского облика, плана, который смог бы организовать застройку Воронежа. Не обязательно создавать огромную книгу, прописывающую каждый шаг архитектора, выдающую шаблонные решения для постройки каждого типа городских сооружений, как это было еще в царское время. Но крайне важно суметь объединить усилия, быть неравнодушным и ответственным за то, что происходит вокруг, прийти к соглашению, при котором будет комфортно жить простому горожанину, творить архитектору, управлять администратору, организовывать дело бизнесмену. Реконструкция облика Воронежа должна начинаться с осознания целей и задач города, понимания того, как он будет расти и развиваться, что позволит сформировать общую идею архитектурного наполнения. Необходим некий взгляд, который приведет архитектурное пространство Воронежа к единому знаменателю, сделав город функциональным, удобным и красивым. Эта тенденция уже прослеживается, движение в верном направлении явственно ощущается, остается лишь его осознать и поддержать. А происходить заявленная реконструкция, как говорит Андрей Владимирович, должна одновременно по всем направлениям, затрагивая как центр, так и спальные районы. Современная ситуация весьма оптимистична, она доказывает, что, хоть и было совершено множество ошибок, еще не поздно все исправить – нужно только не упустить момент, а момент этот уже настал. Форум «Зодчество Черноземья» да и просто меняющийся облик города позволяют увидеть успешный результат развития, так давайте зафиксируем его и будем двигаться дальше, сформировав культуру строительства.
Как мог бы выглядеть Воронеж при максимально благоприятных обстоятельствах? В каком направлении мог бы развиться? Здесь важно отталкиваться от изначальных данных, которые условно можно разделить на два варианта. Первый – это, конечно, наследие, доставшееся Воронежу из прошлого. Очевидно, что изничтожение этого наследия на корню ни к чему хорошему не приведет. Это то, что уже невозможно будет повторить при всем нынешнем разнообразии возможностей строительства. И опыт последнего времени – реставрация драматического театра, ремонт зданий на проспекте Революции – ярко демонстрирует, что прошлое необходимо по возможности сохранять, так как трепетное, бережное отношение к объекту, к его истории неизменно приводит к хорошим результатам – созданию красивого и функционального города. Центр Воронежа – это объект культурного наследия, и в первую очередь необходимо сохранить его в этом статусе. Ведь история – это именно то, что заставляет архитектуру дышать, а также позволяет учиться создавать нечто свое – новое, современное, но гармонично сосуществующее с тем богатством, которое уже есть.
Второй вариант данности в современной воронежской архитектурной ситуации – это довольно большие открытые пространства или площадки, на которых город порушен и не подлежит восстановлению. Спасти Воронеж и, более того, дать мощный толчок его развитию можно с помощью новой модной архитектуры, сформировав яркую, смелую идею, тему, которая сможет перебить старую. Например, превратить набережную Воронежского водохранилища в маленький Дубай – благо есть для этого уникальные возможности. Подобные проекты были представлены на форуме – красивые современные постройки, насыпь островов, организация гоночной трассы, самые смелые и вдохновляющие решения. В таких случаях, где вариантов множество и фантазия ограничена разве что бюджетом, остается лишь скоординировать усилия, помня о том единстве идеи, о котором изначально идет речь. Это пространства, подходящие для создания как консервативных, классически выверенных, так и авангардных сооружений. Что мешает Воронежу последовать примеру Лондона и превратить такие специфические постройки, как, например, коптильни, в современные, интересные, экономически развитые здания, пригодные как для жилья, так и для ведения бизнеса? Ничего. Необходимо только помнить, что авангард – это не отрицание консерватизма и хаос, это, скорее, консерватизм в квадрате, подчинение не менее сложным законам и нормам. Да, пока еще можно говорить только о слабых намеках на новый город в Воронеже; постройки нового образца – это, скорее, исключение, чем правило, но ведь есть направленность, в соответствии с которой можно продолжать двигаться, и есть место для мечты и ее воплощения.
Чтобы убедиться, что город действительно развивается в положительном русле, возможности этого развития велики и речь идет не только о важных государственных объектах, за которые с радующим глаз энтузиазмом взялась администрация Воронежа, рассмотрим удачный пример работы с изначальными условиями. Это дом, внутри которого располагаются цветочный магазин и автоцентр и соседствующий с ним автосалон.
Цветочный магазин – прекрасный пример того, насколько удачным и экономически выгодным может быть сохранение исторического облика здания. Восстановленный красный кирпич, нетронутый каменный цоколь, позволяющий создать мягкую отмостку и посадить вплотную к стенам растения, оставшиеся элементы конструкции здания, дополненные удачными деталями – металлическими часами на фасаде, несущими декоративную функцию, или колонной внутри, позволяющей практично организовать помещение выставочного зала автоцентра, крюк, обнаруженный в стене и дополняющий дизайн внутреннего пространства – все это показывает, что получается, если стремиться сберечь изначальное, демонстрирует подход, отмеченный в одном из символов форума «Зодчество Черноземья»-2011 – сердце с окошком – который обозначает, что в архитектуре важно подходить к проекту с любовью, нужно разглядеть, суметь увидеть заложенную в объекте идею, чтобы впоследствии развить его в современное, функциональное и красивое сооружение, имеющее индивидуальный характер.
Расположенный рядом автоцентр воплощает идею о возможностях гармоничного сочетания бережно сохраненной истории и современных лаконичных построек. Чтобы создать эту гармонию, как утверждает Андрей Макаров, было введено связующее звено – природная линия, идущая вокруг здания, где в случае салона землю и растения заменили на воду и рыб, а также соблюдение соответствия масштабов. Деталь с водоемом, приятно удивляющая как воронежцев, так и гостей города, в том числе европейцев, отражает второй символ форума – мозг, напоминающий о необходимости создания интересной идеи. Примечательно и то, что салон пристроен к старому зданию, которое на первый взгляд казалось непригодным для функционального использования, а теперь является примером отличной организации пространства, прекрасной реализацией архитектурной работы, которая отталкивается от того, что есть, не стремясь все перекроить. Высокие потолки, большое пространство, оригинальные детали – такие, как стена в поленьях или оставленная кирпичная кладка с подтеками гудрона – придают этому месту индивидуальный, неповторимый характер. Все это напоминает о том, что важна не только идея архитектора и его подход, но и готовность заказчика, его отношение к предполагаемой работе, ведь архитектор – это только инструмент в чужих руках. И именно от отношения заказчика в первую очередь зависит то, как будет выглядеть город. Если люди смогут сделать выбор в пользу бережного отношения к прошлому и смелых попыток в настоящем, то, скорее всего, когда-нибудь весь Воронеж будет сплошным удачным примером архитектурной работы. Необходимо только вытащить на свет истину о том, что такой архитектурный подход служит, прежде всего, экономической выгоде, ведь людей непроизвольно тянет в красиво и гармонично организованное пространство, в котором витает дух еще чего-то, кроме денег. И тогда архитектура Воронежа сможет обрести новую жизнь, зачатки которой видны сейчас.
Алиса Ходзицкая
Комментарий заместителя председателя комитета по коммунальному хозяйству и строительству Воронежской областной думы, генерального директора МУП «Водоканал Воронежа» Алексея Карякина.
Рассуждая об архитектуре, необходимо помнить о таких понятиях, как городской ландшафт и инфраструктура.
Город — это гармоничная совокупность архитектурной и природной среды. При дальнейшем развитии Воронежа очень важно поддерживать баланс между открытыми и закрытыми пространствами, застройкой и рекреационными зонами. Привлекательным, индивидуальным и уютным любой город делают парки, скверы, фонтаны, уличное освещение, памятники, скульптура и т.п. Проведенное перед 425-летием Воронежа масштабное благоустройство — важный шаг к формированию современного городского пейзажа. В Воронеже началось возрождение парков, восстановление фонтанов. Предприятия, организации, коммунальные службы и даже жильцы отдельных домов активно участвуют в конкурсах на благоустройство территорий. Но и этот процесс не должен быть хаотичным. В Воронеже разработан и принят ряд программ, создающих единую концепцию благоустройства. При грамотном подходе к ландшафтной архитектуре можно собрать даже разрозненную городскую застройку.
Но все же архитектура и ландшафт — это лишь видимая часть айсберга под названием «современный город». Современный город — это тысячи сложных инженерных сооружений и десятки тысяч километров коммуникаций. Поэтому в поиске оригинальных архитектурных решений нельзя забывать о развитии городской инфраструктуры.
Развитие инфраструктуры – это повышение качества коммунальных и транспортных услуг, строительство дорог и мостов, модернизация тепловых и водопроводных сетей. Эти вопросы затрагивают интересы всех, без исключения, воронежцев.
В последние годы и в этом направлении ведется серьезная работа: произведена реконструкция Чернавского моста, набережной Массалитинова, ВПС-4, принято немало важных решений по развитию конкурентной среды в ЖКХ, увеличению энергетической эффективности, развитию сферы водоснабжения и водоотведения. Реконструкция жилищного фонда, инженерных конструкций и сооружений сможет заложить прочный технологический фундамент для дальнейшего роста города.
Таким образом, приоритетами современной градостроительной политики должны быть не только сохранение и регенерация исторического наследия, но и комфорт городской среды, устойчивое развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Это возможно в том случае, когда качество управленческих решений, качество проектирования, качество строительства и качество эксплуатации поддерживаются на одинаково высоком профессиональном уровне. Не менее важна и морально-этическая сторона вопроса. Архитекторы, строители и заказчики, подобно врачам, должны руководствоваться принципом: «Не навреди», осознавать свою ответственность за каждое вмешательство в организм города.