Обладатель множества престижных премий, начиная с «Грэмми» и заканчивая узкоспециализированными Guitar Player Magazine, неоднократно признававшийся лучшим гитаристом мира. Человек, все регалии и достижения которого при перечислении могут занять пару страниц. В общем, настоящая легенда. После живого выступления Эла Ди Меолы поневоле задумываешься, а не продал ли он когда-то душу дьяволу?..
Интересную историю Ди Меола рассказал на пресс-конференции в Концертном зале (к слову, здесь же и прошло выступление). Прозвучал закономерный вопрос о том, почему, несмотря на сотрудничество с десятками известных музыкантов, не cлучилось совместных проектов с The Beatles, к которым Ди Меола испытывает особенный пиетет. В 2012 году гитарист работал над альбомом All Your Life – своеобразным посвящением, трибьютом ливерпульской четверке. Он решил сделать перерыв в записи и отправился на Лонг-Айленд, в чудесное местечко под названием Хэмптонс, арендовал там особняк на время отдыха… Соседом оказался Пол Маккартни. Год спустя, когда пластинка была уже записана, Ди Меола вернулся в Хэмптонс, снова поселился в том же особняке и подарил Маккартни диск с записью.
История эта примечательна тем, что она символично соответствует манере, в которой Ди Меола работает с чужим материалом. Он сделал немало своих интерпретаций и переосмыслений известной музыки. Но всякий раз у него получались не ремейки-копии, не забавные вариации на потребу публике и не гротесковые каверы. Как гитарист сам признается, он пытается найти глубину в мелодиях и гармониях, которые его волнуют, впечатляют. При этом он в достатке написал и собственных сочинений, всякий раз удивляя и преподнося что-то новое. Именно это умение и стремление искать глубину там, где, казалось бы, все уже сказано и сделано, всегда отличало Ди Меолу от сотен и тысяч других виртуозов и просто талантливых музыкантов. Его мастерство не в технике (хотя ее глупо ставить под сомнение) и не в свободе импровизации, а в удивительной способности исследовать, сочетая то, что казалось несочетаемым, но без китча и экстремальных решений, гармонично, свежо, ново. И сегодня его музыка звучит удивительно современно, хотя никаких особенных новшеств музыкальной индустрии он не использует.
Впрочем, если верить Фрэнку Заппе, «говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре». С известным авангардистом Ди Меола сотрудничал, как и со многими другими масштабными фигурами в мире музыке – достаточно вспомнить Лучано Паваротти или Стиви Уандера. Или даже Леонида Агутина при желании.
Сейчас у музыканта проходит полноценный тур по России, в Воронеже он выступил в рамках «Джазовых сезонов», что, очевидно, является большой удачей для этого проекта. Ди Меола не просто известный артист, гениальный музыкант и композитор, он – один из тех, кто способен пригвоздить к креслу абсолютно любого слушателя. И без сценических шоу, заигрываний со вкусами публики и простых, но действенных способов привлечь внимание. Он умеет объединять под одной крышей задумчивого джазиста, беззаботного меломана и заядлого рокера. И дело тут не в навыке или маркетинговой дальновидности. Это дьявольский талант любые изъяны и странности превращать в гениальные ходы.
Программа Ди Меолы называлась Beatles and More. В нее вошли «битловские» темы, собственное толкование Астора Пьяццоллы, свежий (и, видимо, не совсем еще законченный) материал и даже «Сибириана», посвященная непростым гастролям по нашей необъятной стране в прошлом.
Компанию музыканту составили аргентинский пианист Марио Пармизано (с которым они сотрудничают уже не первый десяток лет) и барабанщик и перкуссионист Петер Касзас из Будапешта (его можно было увидеть на выступлениях уже в нулевые и услышать на альбоме 2011 года).
Это не знаменитое гитарное трио Ди Меола-Маклафлин-Де Люсия, как и не иные формации, созданные Элом. Не потому что хуже или лучше, а потому что иначе. Понятно, что абстрактно-удобное стилевое наименование джаз-фьюжн дает карт-бланш на любые эксперименты. Но сочетание гитара-ударные-фортепиано при должном мастерстве исполнителей и композиционной осмысленности не оставляет ощущения, что в звуке чего-то не хватает или что-то наоборот избыточно. Пускай Марио Пармизано временами использовал клавишные, а сам Ди Меола регулярно «тасовал» гитарный звук, это воспринималось, скорее, как вполне логичные и уместные приемы. Это не похоже на джаз в его привычном понимании, не звучит чересчур замысловато или вычурно, не напоминает стилизацию под, допустим, фламенко или тех же The Beatles. Это тот самый поиск глубины, акценты на гармонических и мелодических изъянах, которые в итоге и определяют уникальность и необычность, позволяют запомнить с первого раза и узнать из тысячи.
Говоря о своем творчестве, Эл Ди Меола использует слово «композиции», уклоняясь от более привычных английской речи tracks, songs или даже themes. Кажущаяся в первые минуты непривычно сложной и запутанной, его музыка способна легко и беспрепятственно завладеть слушателем, если тот даст ей немного времени. И не имеет особого значения, что этот слушатель предпочитает в остальные дни. Каждая композиция может длиться пять минут, семь, десять – не всякому под силу сохранять концентрацию от начала и до конца. Ну, кроме профессионалов. И при этом Ди Меола работает не с нагромождением тональностей и приемов ради нарочито сложной структуры. Паттерны аккуратно изменяются, перемежаясь с отклонениями в сторону, а потом – в течение 10-15 секунд может произойти коллапс, когда даже ухо, способное дробить музыку на инструменты и партии, воспринимает все как единый мощный поток. И речь не про унисон и примитивные крещендо. Единственное, что в такой ситуации плохо – только успев «расслушаться» и полностью адаптироваться, ты сознаешь, что все закончилось. Хотя, может, так и надо.
Пресловутая скорость для Ди Меолы не самоцель и не шоу-элемент музыкального глотания ножей. Выпяченных сверх меры соло-пространств и избыточно сочных сверхскоростных пассажей, которые заставляют биться в пароксизмах поклонников дисторшированного звука, у него в арсенале на этот раз не оказалось. Наверное, по одной простой причине – в том, что он нам показал, такого и не требуется. Неслучайно, наверное, во время пресс-конференции на забавный вопрос «Насколько же быстро вы можете играть?» Эл ответил коротко: «Очень».
***
Количество поклонников воронежских джазовых проектов растет, в этот раз концерт проходил уже не в филармонии. Но приезд Эла Ди Меолы – не просто праздник для поклонников джаза, это большое музыкальное событие для всего города и для всех слушателей.
Александр Вихров
Фото Геннадий Шакин