Благотворительность приходит, как известно, с распахнутыми ладонями, сердцем, глазами. Эти символы, понятные всем и каждому, без слов объясняют принцип работы простейшего механизма доверия и цепной реакции сердоверия. К отдающему от принимающего, от самого сердца к мозгу сердца, от молекулы доброты к элементарной душе с бесконечной градацией от общего «спасибо!» к личной благодарности.
Наверное, в советской детской песенке было заложено куда больше смысла и чувств, чем в многочисленных декларациях ООН и прочих «добрых и ответственных» документах, призывающих очнуться от сердечного коллапса и начать уже, все-таки, по-взрослому воспринимать «солнечный круг» и разделять жизнь на футуристические параллели международной четкости «oh, it’s good! – oh, it’s bad!» И выражение толерантного «oh» свойственно двум противоположным оценкам совершенного в жизни: перевел старушку через дорогу – good, отказал в подаянии неимущему – bad, а приставочное «oh!» все продолжает маячить и раскачиваться от категорий умиления и одобрения до засечки с пометкой «к сожалению».
Хотя, если копнуть глубже, вдруг выясняется, что и на ежедневный «гуд» не все горазды, да и про «бэд» – лучше промолчать, с тяжелым сердцем добавив «ох!» А на поверку и вовсе вылезает всеобщее безразличие. Это заторможенность импульсов сердечного нерва, отвечающего (или уже отвечавшего?) за преобразование добрых помыслов в добрые дела. Все, что было так просто и выполнимо на начальных ступенях развития хорошего человека, уже с немалым трудом дается, когда тебе 18+. Твое сознание разобщено по идейным категориям «манифест», «вексель», «банковский счет» и так далее, в соответствии с тем, к чему стремишься. И мальчик, еще недавно рисовавший апофеозное солнце добра, любви, дружбы и надежды, меняет пионерский галстук на морской узел «статуса, индивидуализма и личных непокоренных вершин, с высотой, обозначенной на карте достижений как «Мое!»
Здесь уже речь идет не о самореализации в привычном понимании, равной первой стадии душевного развития, а об осуществлении второй – качеств, рождаемых «мозгом» сердца. На этой стадии и становится возможным разговор о социальной культуре и благотворительности.
То, что называется культурой социальной ответственности, явление в пределах Воронежа (да и вообще для всех «отстоличных» регионов) новое и даже неожиданное. И если с «новизной» можно еще поспорить (все-таки меценатство и покровительство искусствам всегда были в почете), то непривычная форма реализации культурной программы для непосвященных вполне заинтересует своей архетипной необычностью. Сегодня правит бал не широкая рука Саввы Морозова или его тезки Мамонтова, а бархатная перчатка на узкой мягкой женской кисти.
Женсовет гражданского объединения «Лидер», созданный с легкой подачи Татьяны Александровны Гордеевой, воспринимается как некая квинтэссенция бытовой мудрости, эстетизма и аристократизма духовной жизни города. И неудивительно, что забота о нравственном и даже скорее прекрасном легла на хрупкие плечи женщин – Светлановой Татьяны, Соловьевой Елены, Суховерховой Елены, Табачниковой Марии, Гармоновой Натальи, Хаминой Елены, Чуйко Ирины и других. С исконно женской хозяйской позиции «хранительниц очага» бархатные перчатки женсовета аккуратно выбрали, кому с каким регионом Воронежской области работать, чтобы в каждом создавать или воссоздавать уютный и близкий каждому сердцу очаг.
И вокруг всех этих мерцающих огоньков разрастается и приобретает свои плавные очертания то, что можно было бы назвать вторым домом, в котором живет большая и самобытная семья со своей яркой и талантливой индивидуальностью. Кто в доме хозяин? У дома не хозяин, а хозяйка, наводящая уют пусть не в конкретном уголке, но в обобщенном понятии сакрального места души и культуры. Так за год работы женсовета музыкальные школы сменили западающие клавиши допотопного советского пианино на новый немецкий инструмент, в художественной школе количество мольбертов наконец-то сравнялось с количеством поклонников красок и кисти, помощь получили десятки учреждений, сотни детей – это и музыкальные инструменты, и спортинвентарь, и сценические костюмы, и экскурсионные поездки.
Важность интеллектуальных вложений возрастает в геометрической прогрессии, когда в зеркальном отражении сельского мальчишки, еще вчера рисовавшего красные тюльпаны засохшими фломастерами, угадывается будущность талантливого мастера цвета и кисти. Так же, как и в пассажах молодого пианиста, отчаянно бьющего по немой клавише, в молчаливом упорстве вырастает и крепнет сила, способная добраться до самых теневых уголков души. Список того, что могло бы получиться из юных поклонников «микрофарад» и винтиков, из неосторожно искрящей подопытной молнии, реализованной и укрощенной в школьных условиях, можно продолжать до бесконечности. И, заглядывая в детское зеркальное отражение, угадывать общие черты возможной гениальности. И, конечно, хочется верить, что надежды и ресурс неординарной мысли из зазеркалья воплотятся в реальность.
Да, в большей степени это борьба за идею, но хорошие идеи просто обязаны материализоваться, поэтому поддержка молодых талантов – дело в высшей степени благородное, ведь, как считает Наталья Гармонова, «ХХI век – это век высокоинтеллектуальных технологий, а значит – и высокоинтеллектуальных людей.
Одаренные дети – это элита общества. Ни одна современная компания, ни наша страна в целом, без одаренных детей и их талантов существовать не может, поэтому мы хотим поддерживать таких детей, что и является нашей целью. Необходимо помочь им реализовать свои таланты во благо нашего края, нашей страны. Я считаю, что именно талантливая молодежь может вселить в наши сердца и души уверенность в завтрашнем дне России».
Но воспитание талантов, да и просто людей с высокой степенью восприятия прекрасного, способных отличать псевдоискусство от чего-то по-настоящему стоящего, зависит в большей степени не от малой, пусть и идейной группы единомышленников, а от социокультурного пространства в масштабах каждого человека. И речь здесь идет не только о регулярном посещении выставок и театров, а скорее от отношения конкретного человека к проблемам и нуждам ближнего. Так, начиная с этого года, под крылом женсовета окажется ряд инклюзивных проектов, связанных с адаптацией, включением детей-инвалидов в нормальную жизнь. Для таких сложных «неудобных мыслей» требуется колоссальная доля гуманизма и осознанности, превосходящей рамки меценатства и благотворительности. А рамки эти, наверное, возникают параллельно с возрастом и чувством необходимой идентификации своего «я» в жизни, с патологической невозможностью не задаваться вопросом об истинных ценностях. «Когда взрослеешь, начинаешь ясно осознавать, что нужно каким-то образом помочь обществу, что хочется делать что-то доброе и правильное. И если вдруг с моей помощью удается решить хотя бы частично какую-то проблему – я ощущаю великую отдачу и огромное удовлетворение», – так выразила свои чувства Елена Суховерхова.
Конечно, путь к звездам всегда пролегает через тернии. И для того, чтобы преобразовать добрый помысел в доброе дело приходится пробираться через ворох номенклатурных и символических собраний, на которых все-то решат верно, но думать будут долго. Хотя и дело здесь, все же, не в долгой упряжке, а в быстрой езде… И едут быстро, компенсируя утраченное время раздумий точностью действий, детальностью расчетов и правильностью выбора. А такая ложка меда – всегда к обеду.
Светлана Осередько
фото Юлия Беляева