Ах, Самара-городок…

0

В воронежском театральном мире в первой декаде апреля произойдет событие, которое может в значительной степени повлиять на то, каким образом далее станет развиваться творческая жизнь на воронежской территории Мельпомены. Грядут выборы председателя воронежского отделения российского Союза театральных деятелей. Напомню, что это место стало вакантным после того, как в декабре прошлого года скончалась народная артистка России Людмила Кравцова, которая на протяжении многих лет бессменно руководила деятельностью этой организации.

Воронежские театральные коллективы провели конференции и выдвинули свои кандидатуры. Их оказалось три – народная артистка РФ, балерина Татьяна Фролова; заслуженная артистка РФ, актриса театра драмы Надежда Леонова и народный артист РФ, депутат воронежской городской Думы, актер театра драмы Сергей Карпов. Все они пользуются большим авторитетом в театральной среде, харизматичны и обладают активной жизненной позицией, но при этом совершенно разные по складу характера. Именно поэтому чрезвычайно сложно определить сейчас – кто же принесет наибольшую пользу воронежскому отделению СТД. Кандидаты пока держат свои предвыборные программы в тайне – что вполне естественно. Как мне кажется, в такой ситуации не лишним будет рассказать об аналогичном опыте других регионов – надеюсь, эта информация принесет практическую пользу.

Пять лет назад председателем самарского отделения СТД был выбран заслуженный артист РФ Владимир Гальченко. Володя закончил воронежскую академию искусств вместе со мной, Константином Афониным и Ольгой Рыбниковой – заслуженными артистами воронежского театра драмы. Его преданность театральному делу не вызывала сомнений уже с первого курса института. Выбирали Гальченко в Самаре трудно – многих актеров смущала его молодость, которая представлялась синонимом неопытности. Но выбрали-таки. Что же удалось сделать самому молодому в стране председателю регионального отделения СТД?

 

Испытание ремонтом

Здание Дома актера самарского отделения СТД было построено в 1973 году прошлого века, но за 38 лет в здании капитальный ремонт никогда не производился. Володе оно досталось, мягко говоря, в удручающем состоянии.

Гальченко начал свою деятельность с самого трудного – как раз капитального ремонта Дома актера. Денег на это дело, естественно, не было, и ему их никто добровольно не предлагал. Средства пришлось искать самостоятельно – кто хоть раз пробовал это делать, знает, насколько это утомительное и выматывающее нервы занятие. Тем не менее неистощимая энергия нового председателя СТД помогла совершить, казалось бы, невозможное – деньги на ремонт Дома актера появились. В первую очередь были заменены старые водопроводные и канализационные трубы на подступах и внутри здания. Затем ремонт был начат поэтапно с цокольного этажа. Были приведены в порядок потолок, стены, уложена плитка и заменены двери в нижнем фойе гардероба. Следом было построено и открыто кафе «Раек». Сегодня оно – место проведения праздников, встреч артистов, просмотров футбольных матчей, фестивального общения. Работает кухня, обеспечивающая обед из трех блюд на выбор. Кафе открыто ежедневно до 24 часов. Потом в здании появилась малая сцена на 50 посадочных мест, а через год началось строительство большой сцены. Зал уменьшился на 20 мест, зато сцена стала глубже на 2 метра. Говорят, что ремонт закончить нельзя — можно только начать. Это и правда, и нет. Главное – поставить цель и действовать. Благоустройство самарского Дома актера продолжается. Осталось завершить ремонт зрительского верхнего фойе, строительство большой сцены и произвести замену наружного остекления здания.

При Доме актера правление во главе с Владимиром Гальченко решило учредить театр «Актерский дом». Был разработан Устав театра, на основе которого получена государственная регистрация некоммерческого учреждения культуры «Театр «Актерский Дом». Театр имеет счет в банке, налоговое свидетельство и выполняет все обязательства, предусмотренные законодательством. Он получил свой обслуживающий штат, костюмерную, реквизиторскую и склад декораций. Сегодня в спектаклях театра занято 67 артистов самарских театров. За пять театральных сезонов сыграно 350 спектаклей, с которыми познакомились не только самарцы, но и жители районов области. Театр выезжал с гастролями в Санкт-Петербург, Волгоград, Челябинск. Спектакли театра самарского СТД были показаны в Австрии, Венгрии, Сербии, Чехии, Дании.

 

Молодежь – будущее театра

Но главной задачей своей новое правление посчитало работу со зрителем. Особенным вниманием стало пользоваться подрастающее поколение – понятно же, что прививать любовь к театру, умение мыслить образно и эмоционально необходимо начинать с самого раннего возраста. Для этого были открыты детская и студенческая программы. Был заключен договор о сотрудничестве с самарским отделением Общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд», и на занятия, включенные в детскую программу, стали приезжать дети из детских домов.

Работа со студенческой молодежью была организована в два этапа. Сначала ежемесячно проводился студенческий театральный лекторий. Студенты размышляли о театральном искусстве, пробовали писать рецензии на просмотренные спектакли. Потом совместно с ассоциацией профсоюзных организаций студентов Самарской области открыли межвузовскую программу «Театральный университет», чтобы дать возможность молодежи получить более полное представление о театре как о виде искусства.

Самарским отделением СТД был придуман Всероссийский многожанровый конкурсный фестиваль «Волжские театральные сезоны». Отличительная особенность в том, что наряду с многожанровостью он имеет единую тему, которая при каждом проведении мероприятия меняется. Проект оказался настолько успешным, что на театральном форуме в Москве решением российского секретариата СТД фестиваль «Волжские театральные сезоны» получил всероссийский статус.

Уже 15 лет в Самаре проводится губернский профессиональный творческий конкурс «Самарская театральная Муза» – аналог нашего «События сезона». Изменения коснулись и его. Так, решением нового правления были внесены изменения в положение конкурса, и жюри стало на 80% актерским, что позволило производить ежегодную ротацию. По мнению зрительской аудитории, это пошло на пользу конкурсу, и жюри стало пользоваться серьезным авторитетом, который ранее не наблюдался. Но этого Гальченко показалось мало. В дополнение к «Самарской театральной музе» он организовал первый конкурс зрительских симпатий «Браво!». Зрителям театров были предложены анкеты, в которых им нужно было отметить лучшие, на их взгляд, спектакли, лучших артистов. Премия «Браво!» прошла с большим успехом и среди зрителей, и среди работников театров, теперь все они сообща хотят, чтобы это мероприятие тоже стало ежегодным.

 

Структурные преобразования

Немалые изменения произошли и во внутренней жизни Дома Актера, закрытой для зрителей. Решением правления был создан актерский клуб. Поскольку каждый новый сезон связан с пополнением коллективов театров новыми специалистами, то, для того чтобы знакомство молодых артистов произошло быстрее, было придумано мероприятие «Ночь молодых». То есть два раза в год Дом Актера предоставляется молодым артистам театров на всю ночь – причем представителям старших актерских поколений вход туда запрещен. Для нового самарского правления оказалось очень важным дать возможность молодым актерам ощутить себя хозяевами, понять, что есть дом, который теперь и их тоже. Очень скоро стало ясно, что молодые артисты разных театров теперь не только охотно общаются друг с другом, но и затевают различные совместные творческие проекты.

В Самарском отделении СТД многие годы действовала секция театральной критики, но сегодняшние реалии внесли изменения и в ее деятельность, членам секции волей-неволей пришлось преодолевать свое желание быть замкнутой структурой, отгороженной от окружающего мира. В самарском отделении СТД стали проходить занятия Всероссийской лаборатории театральной критики под руководством Н. Старосельской и И. Холмогоровой. Два года назад начала свою работу и секция местных драматургов.

Четыре года назад самарское отделение СТД открыло свой сайт, где теперь происходит постоянное интерактивное общение с городскими театралами.

В связи с массовым распространением информационных технологий перед библиотекой отделения была поставлена задача поиска новых форм работы, удовлетворяющих веяниям времени и установлению обратной связи с читателями. В связи с этим на сайте отделения появилась страничка «Библиотека». Ее наполнение и форма подачи информации были разработаны с учетом театральной специфики.

Три года назад начал выходить журнал «Театральный проспект», являющимся печатным органом самарского отделения СТД. Журнал продается на всех театральных площадках области и рассылается в 75 отделений СТД.
Составу самарского правления под руководством Владимира Гальченко во многом пришлось догонять аналогичные отделения СТД городов-миллионников, у которых давно были и свои сайты, и свой журнал, свой фестиваль и свой театр.

Постепенно за пять лет им удалось поставить самарское отделение в один ряд с коллегами из Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и других крупных регионов. То есть занять место, на котором и должно находиться отделение СТД миллионного театрального города.

Олег Котин   

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий