Алгебра и гармония

0

Когда в Воронеже солнечно, трудно не заметить его сверкание. Блестят не только купола, но и мозаичные иконы, которые теперь украшают внешний облик нового храма во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских Чудотворцев. На сегодняшний день уже готовы 14 изображений. Планируется, что работа над созданием всех 18 образов будет полностью закончена к Пасхе.

_MG_8341

Каждая внешняя икона храма выполнена из смальты – кусочков искусственного стекла с добавлением окисей различных металлов, которые и придают фрагментам будущей мозаики нужный оттенок.

История возникновения и использования смальты берет свое начало еще с II—I веков до нашей эры – времен Древнего Рима и знаменитой римской и византийской мозаики, образцы которой прекрасно сохранились по сей день. Примером могут служить знаменитое панно «Битва при Иссе» и множество изображений, найденных в Помпеях, а также мозаичные иконы XI века в интерьерах Софийского собора в Киеве и Михайловского Златоверхого монастыря. Кстати, стоит заметить, что в работе над мозаиками нового воронежского храма использовалась та же технология «прямого набора», с помощью которой создавались великолепные образцы древнеримской и византийской мозаики. Этот метод отличается не только своей многовековой историей, благодаря которой первый же взгляд на изображение вызывает мысль о связи с культурой глубокой древности. Не только практическими достоинствами – изображению, созданному «прямым набором», не угрожают ни погодные условия, ни разрушительная сила времени. Такая мозаика обладает еще и удивительной красотой – неотшлифованная поверхность из кусочков смальты за счет игры света в гранях каждого кубика создает впечатление внутреннего сияния.

Всего существует порядка 5 тысяч оттенков смальты. В работе над воронежским храмом использовано около 50. В среднем на каждую икону ушло примерно 15 тысяч смальтинок. Возможно, все эти цифры помогут представить, насколько масштабную и кропотливую работу выполняют создатели воронежской мозаики. Все рассчитать, создать эскиз, выбрать крошечный кусочек правильного оттенка и поставить его именно туда, куда нужно… Чем не соединение классических антиподов – алгебры и гармонии?

Для создания мозаичных списков были выбраны изображения самых почитаемых в Воронеже и в России святых — Спаса Нерукотворного, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских Чудотворцев, Святителя Николая Чудотворца, Святителя Митрофана Воронежского, Святителя Тихона Задонского, Святого преподобного Сергия Радонежского, Святого преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, Святых мучеников Бориса и Глеба, Святого мученика Евгения, Святой равноапостольной царицы Елены, Святого апостола Андрея Первозванного, Святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святого благоверного князя Александра Невского, Святого благоверного князя Дмитрия Донского и Святого равноапостольного князя Владимира Крестителя Руси.

_MG_1533

Стоит отметить, что на стенах храма появятся образы не только древних святых, но и тех, кто был канонизирован сравнительно недавно, например, Святого праведного воина Федора Ушакова.

Раньше смальту приходилось крепить очень быстро, так как в цемент добавляли белок. Вклеить нужные кусочки нужно было до тех пор, пока масса не высохнет. Конечно, сейчас клеи уже другие, однако это по-прежнему трудоемкая и требующая предельного внимания работа. Если что-то не так, нужно выкалывать неверно подобранные смальтинки и начинать все сначала.

При работе над храмом благоверных князя Петра и княгини Февронии, нередко «подглядывали» в знаменитый Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, заслуженно взяв его за один из образцов. Кроме того, к работе над иконами привлечены несколько воронежских художников и воспитанниц иконописного отделения Воронежской Православной Духовной Семинарии. Иконы выполнены в традиции классической византийской мозаики и в полном соответствии с каноном Русской православной церкви. Кстати, все изображения согласовываются с Воронежской и Борисоглебской епархией.

Однако место для творческих предложений находится. Когда решался вопрос, что будет изображено на надвратной иконе, был выбран знаменитый «Спас Нерукотворный». Однако оставалось свободное пространство, в которое художники вписали коленопреклоненных ангелов, тем более что канону это не противоречит.

123

Появление в Воронеже своего собрания произведений такого искусства – возможно, событие не только областного масштаба. Особенности нового храма – начиная от достоинств архитектуры, внешнего и внутреннего декора и заканчивая расположением в непосредственной близости от шоссе, которая соединяет Воронеж и Москву – вполне могут способствовать его включению в «визитную карточку» города.

Наружные леса постепенно убирают – работа над внешним обликом храма практически закончена. Со следующего года здесь начнется работа над внутренней отделкой, где возможно, мозаичные изображения уже будут соседствовать с красочной росписью стен.

 Анна Привалова

Об авторе

Оставить комментарий