Это корпоративный фестиваль ООО «Газпром трансгаз Москва», в котором принимают участие самодеятельные творческие коллективы и исполнители — сотрудники компании, их родственники, дети из подшефных творческих учреждений. Иными словами, тут «своя атмосфера», а главная цель — «укрепление внутрикорпоративной культуры и формирование корпоративных традиций». Как видим, характер мероприятия сугубо внутренний. Тем не менее, нашей администрацией оно позиционировалось как яркое событие в рамках программы «Воронеж — культурная столица СНГ». Разобраться, насколько личный праздник газовиков оказался ценным для Воронежа, решила Екатерина Орлова.
Как всё начиналось
Прошедший фестиваль оказался весьма внушительным по размаху и включал мастер-классы от членов жюри, экскурсии, концерты, представление от Белгородского театра кукол. По своему масштабу событие — заметное в городской среде, потому и требует детального рассмотрения.
«Созвездие» — один из отборочных туров фестиваля «Факел», также корпоративного мероприятия компании, только на более высоком уровне. Это состязание творческих коллективов и исполнителей дочерних предприятий ПАО «Газпром», куда, как заявляют организаторы, отправляются лучшие из лучших.
В этом году было решено провести мероприятие в Воронеже. Во-первых, по итогам первого фестиваля, который проходил в Белгороде, больше побед оказалось у воронежской делегации, и, по решению организаторов, победители стали преемниками эстафеты «Созвездие». Во-вторых, в нашем регионе действуют сразу два подразделения компании — Воронежское и Острогожское. И, как поведал журналистам на пресс-конференции гендиректор ООО «Газпром трансгаз Москва» Вячеслав Михаленко, в Воронеже сотрудничество с администрацией оказалось очень плодотворным. Настолько, что в июле следующего года коллектив «Газпром трансгаз Москва» собирается провести у нас праздник по случаю 70-летия организации. Это мероприятие, по словам Михаленко, станет хорошей генеральной репетицией «Факела», который является для «Газпрома» «венцом творческой мысли». Осталось только выбрать мыслителей.
Семён Мильштейн, председатель жюри: «Состав судей подобран неслучайно. Для оценки каждого жанра есть свой профессионал в жюри, поскольку мы должны понимать все параметры различных жанров. Нельзя, чтобы судьи растерянно переглядывались и выносили положительные оценки лишь потому, что их «торкнуло». У меня была подобная ситуация два года назад, в Белоруссии, на фестивале «Золотой шлягер». Кто-то из членов жюри так и сказал: «Меня торкнуло, зацепило». Мы профессионалы, и поэтому такие слова надо оставить — это не компетентно. Наши критерии — тембр, звуковедение, подача на сцене, в конце концов».
«Ребенок, выходящий на сцену, изображает вас»
В конце августа начались выступления, в которых себя проявляли конкурсанты в категориях 5–10 и 11–16 лет. Всего в первый день выступило 46 сольных исполнителей и коллективов. Количество юных участников оказалось солидным, а вот с определением качества творческих номеров ситуация сложилась иная.
Детские номинации сразу же стали предметом разногласий в судейской команде. Причина противоречивой оценки: в хореографических номерах было всё, кроме достойной хореографии, а вокальные номера, по мнению некоторых экспертов, оказались испорчены неудачным репертуаром и неумелой подачей — вычурные жесты, утрированные эмоции или, наоборот, скованность исполнителей. Здесь речь идёт прежде всего о композициях, посвященных Великой Отечественной войне.
Семён Мильштейн: «Дети на самом деле способные, но педагоги не дали им выразить себя. Тема 70-летия Победы очень важная, а выбран был крайне неудачный песенный репертуар: никому не известные композиции каких-то доморощенных современных поэтов. Бездарные стихи, абсолютно бездарная музыка! При всём своём потенциале дети где-то не обучены, во многом не хватило артистического начала. Я уже говорил педагогам: ребёнок, выходящий на сцену, в первую очередь изображает вас. Вы ему придумали какие-то жесты, неестественные позы. В детях это не заложено, у них всё просто и искренне — так дайте же им свободу! Вот вышел мальчик и механически говорит: «Аист на крыше, аист на крыше». Так радоваться надо, это же символ мира! А его научили стоять на месте, декламировать… Уверен, мальчик сам не понял смысла своей песни».
Что касается хореографии в детской номинации, то и тут председатель жюри высказался неодобрительно. Чувствовалось отсутствие классической базы, недостаточная подготовка. В подобном ключе прокомментировал выступления первого дня и хореограф Александр Коргинов: участники в целом показали уровень, приемлемый для 90-х, хотя в наши дни хореографические тенденции стали более сложными и многогранными. В танцевальных номерах присутствовало пышное и яркое оформление, но не доставало главного — танца.
И всё-таки среди конкурсантов были дети одаренные, которым не без оснований можно сулить большое будущее. Один из таких участников — 14-летний скрипач Нико Закрадзе (Тульское Линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ), исполнивший композицию «Чардаш» Монти Витторио и ставший настоящим открытием и фаворитом конкурса. Без преувеличения, Нико — уже готовый артист. Завораживает его единение с инструментом, пластика, поразительное чувство музыки, техника и, конечно же, невероятная харизма исполнителя. Чувствуется мощная подготовка: его педагог — Галина Турчанинова, воспитавшая немало известных скрипачей, в том числе и Максима Венгерова, знаменитого музыканта и дважды лауреата «Грэмми». Уже на первом конкурсном смотре стало понятно, что в своей номинации Нико станет победителем — что в итоге и произошло.
На этом успехи делегатов из Тулы только начались — во второй конкурсный день себя проявили и взрослые исполнители Тульского ЛПУМГ.
Тульский прорыв
Подводя итоги фестиваля, Семён Мильштейн с восхищением отозвался именно о взрослых конкурсантах, которые показали солидный уровень на прошедшем фестивале. Это самодеятельность, но качественная —
исполнители совершенствуются с полной самоотдачей.
Например, острогожский ансамбль «Наш город», ставший украшением фестиваля. Команда не первый раз участвует в корпоративных конкурсах компании и ведёт активную творческую жизнь вне фестивалей — репетирует стабильно два раза в неделю и гастролирует. Коллектив уже четверть века радует слушателей композициями в стиле джаз, регги, экспериментами с поп-музыкой и заранее обеспечил себе приз на фестивале: ещё 25 августа на пресс-конференции организаторы пообещали вручить коллективу награду по случаю их юбилея.
Как было сказано выше, во второй день фестиваля вновь удивили конкурсанты из Тулы: Рамазан Селимов (академический вокал), Ксения Пряхина (эстрадная хореография, сольный номер) и Кирилл Палецкий (инструментальный жанр). Главное преимущество обитателей пряничной столицы в скрупулёзном построении номеров и грамотном соединении всех элементов выступления, начиная от выбора музыки и заканчивая мимикой, жестикуляцией и позами. Номера тульских конкурсантов были поразительно органичны, целостны; здесь чувствовалась очень крепкая основа, прежде всего — теоретическая.
Выступление Ксении Пряхиной можно назвать одним из лучших хореографических номеров фестиваля. Изящный, чувственный, эмоционально сложный танец, пластика и мастерство исполнителя и абсолютное попадание с выбором музыки (песня Елены Камбуровой «Разлука») — чёткое эстетичное сочетание всех элементов в итоге и принесло Ксении победу. Успех любого танцевального номера сводится к элементарной, на первый взгляд, формуле: проживать танец на всех уровнях, чувствовать его всем телом, от макушки до пят. Этому на своём мастер-классе учила юных танцоров народная артистка России Гюзель Апанаева, но, как это нередко выходит, практическое воплощение простых формул требует длительных тренировок и глубокой психологической работы. Можно уверенно утверждать: Ксении Пряхиной удалось достичь этого баланса.
Второй день фестиваля оставил только положительные впечатления. Здесь действительно есть о ком сказать: это и инструментальный ансамбль «Гудьба» (Путятинское ЛПУМГ), исполнивший очаровательную «Пьесу в стиле кантри» на гуслях; это воронежская участница Софья Онопченко, выступившая в двух номинациях, джазовой и народной; это Яна Стрыгина (Моршанское ЛПУМГ), исполнившая военные частушки.
Но самая главная музыка была впереди.
Музыка поколений
Концерт Эдуарда Артемьева — прекрасный подарок нашему городу от организаторов «Созвездия». А ещё больший подарок — приезд самого композитора. Легендарные композиции Артемьева исполнял Воронежский молодёжный симфонический оркестр вместе с Тамбовским камерным хором имени С.?В.?Рахманинова.
Эдуард Артемьев: «Оркестр и хор просто замечательные. Степень исполнения совершенно неожиданная для меня. О вас я могу говорить только в превосходной степени».
В течение двух часов гости мероприятия наслаждались музыкой из российских и советских кинофильмов. Чистая и протяжная мелодия из «Рабы любви», грандиозная «Три товарища» («Свой среди чужих, чужой среди своих»), симфоническая версия знаменитой «Сибириады». На экранах — не менее знаменитые кадры. Герои Тарковского, Михалкова, Кончаловского, знакомые образы и фразы… Сложно говорить о концерте музыки Артемьева без чрезмерной эмоциональности: для многих его музыка — это голос детства и юности.
В концерте принял участие и Семён Мильштейн, исполнивший соло на трубе в композициях «Три товарища» и «Офицерское братство» («Сибирский цирюльник»). В заключительный день фестиваля Семён Петрович так же не ограничился лишь амплуа председателя жюри и активно проявил себя в заключительном концерте: сыграл дуэтом с Кириллом Палецким — победителем в номинации «Инструментальный жанр» — и внезапно присоединился к выступлению Рената Ибрагимова, украсив номер яркой импровизацией.
Зажглись ли звезды?
В большом зале Дворца творчества детей и молодёжи, где прошли все дни «Созвездия», началась долгожданная церемония награждения и вручение специальных призов. Очень щедро порадовала нескольких конкурсантов Марина Полтева — пригласила Яну Стрыгину, Софью Онопченко, Светлану Черных, Екатерину Павлову, Дениса Нижельского и Юлию Задорожную на обучение в Институт современного искусства в Москве.
После оглашения победителей в каждой из номинаций наступил самый главный момент — объявление лауреатов фестиваля и вручение гран-при. В возрастной группе от 11 до 16 лет победителем стал ансамбль «Сувенир» (Администрация Инженерно-технического центра (ИТЦ), а в номинации от 17 лет и старше победили Леонид Алексеенко (Тульское ЛПУМГ) и инструментальный ансамбль «Наш город (Острогожское ЛПУМГ). Теперь самых ярких участников «Созвездия» ждут на фестивале «Факел», где они уже поборются за первенство среди лучших.
* * *
Чем же стало «Созвездие» для Воронежа? В целом фестиваль направлен на то, чтобы развивать творческий потенциал сотрудников «Газпрома» и их родственников. Детям, так или иначе связанным с компанией, выпадают далеко не плохие возможности, как то же внеконкурсное обучение в Институте современного искусства. Повторим ещё раз то, с чего и начали: «Созвездие» — внутрикорпоративное мероприятие «для себя», и потенциал реализуют «свои».
Однако на фестивале действительно нашлись талантливые и трудолюбивые исполнители, показавшие достойный уровень. К тому же, создатели конкурса сделали горожанам прекрасный подарок, организовав концерт Эдуарда Артемьева. Могу утверждать, что «Созвездие», являясь личным праздником «Газпром трансгаз Москва», в определенной степени оживило городскую жизнь и оставило положительные впечатления у зрителей. На фоне официальных региональных конкурсов подобного рода — особенно со скидкой на вялость города в год его культурной столичности — «Созвездие» смотрится недурно и вполне соответствует заявленному уровню.
В жюри конкурса вошли известные российские деятели культуры: народная артистка России Гюзель Апанаева; народный артист России Ренат Ибрагимов; художественные руководители театра «Домисолька» Ольга Юдахина и Иван Жиганов; руководитель кафедры эстрадно-джазового пения Института современного искусства и главный педагог по вокалу проекта «Один в один» Марина Полтева, хореограф Александр Коргинов, коммерческий директор телеканала «Россия–Культура» Виктория Кривицкая. От Воронежской области жюри фестиваля представлял Вячеслав Помельников, художественный руководитель хора имени Массалитинова. Председатель жюри – Семён Мильштейн, заслуженный артист России, член Всемирной Гильдии трубачей.
Номинации
Участники фестиваля «Созвездие» выступали в номинациях: народная хореография (ансамбль), народный вокал (ансамбль), эстрадная хореография (соло), эстрадный вокал (соло), инструментальный жанр, эстрадный вокал (ансамбль), эстрадная хореография (ансамбль), академический вокал, классическая хореография, джазовый вокал, оригинальный жанр, народный вокал (соло).
Специальный приз главы городского округа получили ансамбль «Наш город» (Острогожское ЛПУМГ), Софья Онопченко (Воронежское ЛПУМГ), а также штаб фестиваля и члены жюри. «Наш город» поощрили в первую очередь — как и обещал Семён Мильштейн.
Специальный приз от департамента культуры правительства Воронежской области (годовой абонемент на посещение Воронежского академического театра драмы им. Кольцова) Эмилия Сухачева вручила Денису Нижельскому, который представлял Воронежское ЛПУМГ в номинации «Вокал эстрадный (соло)».
Специальный приз от Объединенной первичной профсоюзной организации компании «Газпром трансгаз Москва» достался самой юной участнице фестиваля — Валерии Емельяновой из Белгорода.
фото из пресс-службы фестиваля