В Воронеже прошел музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова.
«С любовью к жизни» — так назвали фестиваль в честь крупнейшего композитора, пианиста, музыкально-общественного деятеля СССР, председателя Союза композиторов, народного артиста СССР, лауреата многочисленных государственных премий, профессора Московской консерватории.
Фестиваль проводился Воронежской композиторской организацией, возглавляемой её председателем Ларисой Вахтель и почетным председателем Евгением Трембовельским, при поддержке Департамента культуры и архивного дела Воронежской области.
Тихон Николаевич Хренников сыграл одну из ключевых ролей в развитии советской музыки. Он находился на посту главы композиторской организации СССР беспрецедентно большой срок – 43 года (с 1948 по 1991). Эти годы были наполнены событиями разного масштаба, художники не только почитались, но и подвергались преследованиям. Хренников встал у руля в сложное время, после печально известного сталинско-ждановского постановления «Об опере Мурадели “Великая дружба”». Надо было обладать огромным мужеством, чтобы взять на себя миссию защитника композиторской братии. И не секрет, что число подвергшихся гонениям композиторов намного меньше, чем писателей и художников, почему и возникла поговорка: «Тихон правил тихо».
Жители Черноземья воспринимают Хренникова как земляка. И тому есть весомые основания: он родился в Ельце – одном из старинных городов российской провинции, когда-то входивших в Воронежскую губернию. Будучи десятым ребенком в семье, где много времени уделялось музицированию, Тихон быстро определился со своим призванием. Окончив в родном городе 9 классов школы, будущий композитор отправился в Москву и получил профессиональное музыкальное образование.
С Воронежем связано первое выездное выступление Хренникова: в 1933 году композитор исполнил здесь свой концерт для фортепиано с оркестром, тепло принятый публикой. К середине 30-х годов молодой автор уже вошел в когорту официальных советских композиторов младшего поколения, чему в немалой степени способствовал склад его дарования. Сочинения Хренникова отличались мелодической яркостью, доступностью музыкального языка, и «общительностью интонации». В пору становления эстетических канонов Советского государства композитор был включен в создание произведений революционной тематики. Так, им была написана опера «В бурю» (1939 г.) с образом В. Ленина, впервые выведенным на сцену.
Творческое наследие композитора включает ряд крупных симфонических полотен – 3 симфонии и 8 инструментальных концертов (4 фортепианных, 2 скрипичных и 2 виолончельных). Любовь к массовым жанрам, открывающим доступ к широкой аудитории, обусловила особое положение в его творчестве музыки для театра и кино, а также песенного жанра. Широкой аудитории Тихон Хренников известен, прежде всего, как автор музыки к кинофильмам «Верные друзья», «Гусарская баллада», знаменитых «Песни о Москве» (из к/ф «Свинарка и пастух»), «Песни артиллеристов» (из к/ф «В шесть часов вечера после войны») и множества других шлягеров.
Успех сопутствовал композитору на протяжении всей жизни. Его музыку исполняли лучшие музыканты: М. Ростропович, Л. Коган, Д. Ойстрах, Л. Стоковский, Ш. Мюнш и др. За практически полвека педагогической работы он воспитал целую плеяду учеников, среди которых – известные сегодня композиторы М. Дунаевский, А. Градский, А. Чайковский, М. Броннер, Т. Чудова. Счастливой была и семейная жизнь Тихона Николаевича: он прожил 67 лет в браке со своей женой Кларой – постоянной советчицей и помощницей, воспитал внуков и правнуков. Сегодня потомки композитора многое делают для пропаганды его творчества и увековечивания его доброго имени. Но об этом – чуть позже.
С любовью к жизни
Официальным указом Президента РФ 2013 год объявлен годом празднования 100-летия со дня рождения Тихона Хренникова. Планируется выпуск памятной медали, специальной почтовой атрибутики и издание полного собрания сочинений композитора. Торжества, посвященные этой памятной дате, проходят по всей стране. Не стал исключением и Воронеж. Более того, именно здесь прошел первый масштабный фестиваль под названием «С любовью к жизни», включивший серию концертов и творческих встреч. Этот проект получил заслуженное признание у небезразличной к искусству аудитории, составив у участников мероприятия многогранный портрет творческой личности Тихона Хренникова и очертив сферу его влияния на музыкальную культуру современности.
Знаменитые песни и фрагменты из музыки к кинофильмам и театральным постановкам композитора прозвучали на открытии фестиваля в Каминном зале Дома композиторов. Солисты Воронежского театра оперы и балета Александра Добролюбова и Кирилл Афонин совместно с пианисткой Ларисой Вахтель, перенесли слушателей в атмосферу добрых традиций совместного музицирования, когда мелодии, известные каждому, стирают грани между исполнителем и публикой, создавая чувство общего единения.
Единение и сопричастность – пожалуй, те самые слова, которыми можно охарактеризовать прошедший фестиваль. Душевная теплота пронизывала все творческие встречи с теми, кто был непосредственно связан с Тихоном Николаевичем, – учениками, исследователями, краеведами. В молодежном клубе Натэллы Казарян о просветительской деятельности Хренникова поведала Ольга Тулинова – доцент Елецкого государственного университета им. И. Бунина, автор серии трудов о композиторе, в том числе книги «Щедрость души и таланта. Т.Н.Хренников – педагог». Заведующая елецким Домом-музеем Т. Хренникова Ирина Сергеева рассказала о своем опыте общения с музыкантом, его семьей и об истории музея. Этот музей уникален, поскольку был открыт еще при жизни композитора в 2000 году. Согласно завещанию Хренникова, он был похоронен во дворе отчего дома, в котором и располагается музей. На встрече был также продемонстрирован фильм «Т. Н. Хренников в Ельце». Своими воспоминаниями поделился ученик Хренникова, елецкий композитор, пианист и блестящий импровизатор Игорь Надеждин. Он же исполнил свою «Фантазию для фортепиано на темы песен Т. Хренникова», а затем удивил публику спонтанной импровизацией в стиле Рахманинова на заданную из зала мелодию Хренникова.
В концертах приняли участие и воронежские композиторы – Елизавета Ткачева и Александр Мозалевский. Елизавета представила развернутую панораму «Песен о любви» – сонеты на стихи В. Землянского и «Поезд любви короткой» на стихи А. Щелокова. Завершил фестиваль концерт хоровой музыки Александра Мозалевского, в котором приняли участие известные коллективы: лауреат Всероссийских конкурсов Женский хор Воронежского педагогического университета (руководитель – Ирина Игнатович), Камерный хор Воронежской академии искусств (руководитель – доцент кафедры хорового дирижирования Николай Матвеев) и Детский хор Воронежского музыкально-педагогического колледжа (руководитель – заслуженный учитель РФ Любовь Карташова).
Продолжая традиции
Многие воронежцы, останавливаясь у афиш фестиваля, с удивлением узнавали об участии в нем самого Тихона Хренникова и, лишь вчитавшись внимательнее, понимали, что речь идет о его потомке. Встреча с правнуком композитора, его тезкой и последователем Тихоном Хренниковым младшим (р. 1987) состоялась в стенах Воронежской государственной академии искусств. 25-летний музыкант, лауреат международных и всероссийских конкурсов, член Молодежного отделения Союза композиторов РФ (МолОт) рассказал о прадеде и о себе. Опусы, написанные для фортепиано, Тихон исполнил сам (Три пьесы прадеда и две части своей сонаты), продемонстрировав прекрасное владение инструментом.
Тихон избрал путь композитора не сразу. В 90-е годы, следуя демократическому порыву, родители решили ни к чему не принуждать отпрыска, и когда на вопрос «Хочешь заниматься музыкой?» Тихон ответил отрицательно, желанию ребенка не воспротивились. Но пианино, стоявшее в его комнате, расставило все точки над «i». Не устояв перед соблазном, он таки потянулся к нему – в 13-летнем (!) возрасте, для музыканта довольно позднем.
Поступив на теоретическое отделение музыкального колледжа при Московской консерватории, Тихон принялся активно заполнять пробелы в музыкальном образовании и пробовать себя в композиции. Годы учебы в колледже стали одновременно и периодом наиболее тесного общения с прадедом. Поначалу тот скептически отнесся к занятиям младшего тезки, хотя и не отговаривал от них. Затем, убедившись в серьезности его намерений, Тихон Николаевич дал наставление, которому Тихон с тех пор следует неотступно: «Если ты выбираешь путь музыканта – посвящай себя музыке целиком, без остатка».
В Московскую консерваторию Тихон поступал со своей фортепианной сонатой, о которой прадед отзывался очень тепло. Он никогда не навязывал своего мнения, а лишь побуждал к собственным размышлениям: «Вот здесь подумай, поищи». Образный строй Сонаты близок юношеским сочинениям Хренникова старшего, что было особенно заметно после исполнения правнуком одного из ранних опусов композитора (1936) – его Трех пьес для фортепиано. Рельефный тематизм, драматургическая выстроенность и свежесть преломления традиционных форм связывают эти два произведения, разделенные семью десятилетиями.
По словам бабушки, узнав, что ее внук зачислен в ряды первокурсников, Тихон Николаевич сказал: «Поступил, теперь могу уходить спокойно». После смерти прадеда, в 2007 году Тихон посвятил его памяти произведение под названием «Все не вечно» для виолончели и фортепиано. В исполненном светлой печали дуэте двух инструментов – в лирических монологах, противопоставлениях регистров, восходящих и нисходящих линий – многогранно преломились чувства утраты, скорби и смирения.
В прошлом году Тихон окончил Московскую консерваторию как композитор. В настоящее время продолжает совершенствоваться в мастерстве, обучаясь на первом курсе ассистентуры-стажировки под руководством ученика Тихона Николаевича – профессора Александра Чайковского, и, кроме того, работает в московском ТЮЗе.
Композиторские интересы младшего Хренникова постоянно расширяются. Он пишет камерную инструментальную музыку, любит хор a capella, написал ряд хоров на стихи В. Высоцкого. Мечтает написать оперу. Музыка прадеда для Тихона служит неизменным идеалом: он никогда не забывал о публике, но и не шел у нее на поводу, постоянно ведя ее за собой. Особое место в своей творческой деятельности Тихон отводит пропаганде наследия прадеда. Он исполнил многие фортепианные опусы Тихона Николаевича и не раз выступал, в частности, с его Третьим концертом для фортепиано с оркестром (воронежцы смогут услышать это сочинение в октябре на фестивале «Панорама музыки России»). Помимо того, Тихон является автором Фантазии на темы из песен Тихона Николаевича и составителем двух оркестровых сюит из балетов своего великого предка «Капитанская дочка» и «Наполеон Бонапарт».
По окончании встречи осталось удивительное ощущение связи времен, преемственности поколений. Созданное прадедом получает новую жизнь благодаря правнуку, а музыка, написанная в совершенно иную эпоху, в другом государстве, сегодня звучит свежо и непосредственно.
Татьяна Новикова
фото: Михаил Квасов