Зачарованный Сибирью

0

Что мы знаем о Сибири? Немногое. Там очень холодная зима. Расстояние между поселениями огромно. И в том же духе. Хватит на несколько предложений. Однако теперь появился шанс познакомиться ближе с далеким и загадочным краем.

Галерея «Хлам» приятно удивила в художественном межсезонье. С 30 августа по 15 сентября в ней проходила выставка Валерия Рослякова. В названии троекратно повторилось слово «реализм». Ранее прош­ла схожая по жанру выставка воронежской художницы Марии Долговой. Налицо явное желание расширить формат и сделать очередной шаг к зрителям – ведь известно, что далеко не все понимают и принимают искусство галереи.

Валерий Росляков (1952-2001) родился в заполярном городе Дудинка Красноярс­кого края. Закончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова и Российскую академию художеств (региональное отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток»).

С 1982 года являлся членом Союза художников России. Творческий поиск привел Рослякова от импрессионизма (в училище) к зрелому реализму. Картины на выставке были представлены в хронологическом порядке, что позволило увидеть этот путь. Небольшой формат холстов придал исполнению камерность.

Вот портрет женщины в темном платке. Пронзительный взгляд добрых и умных серых глаз. Внизу скромная подпись – «Галя». Это жена и главная соратница автора. Пять лет назад она переехала в Воронеж и привезла сюда картины. Без нее выставка бы не состоялась. Но в чем особенность картины? В технике, манере исполнения. Так писали русские художники-классики 19 века.

Примечательно изображение сухощавого длинного старичка. Антоныч пятьдесят лет ходил на медведя – промысел столь ценный, что в военные годы не взяли на фронт.

Неопрятность домов, неказистость заборов и пристроек, суровость окружающего мира и рассыпанные по холсту умиротворенность и тишина определяют истинно сибирский колорит. Где еще найти такое единство природы и быта?

На мой взгляд, пейзажи Рослякова близки всем, чья жизнь проходила не в городе – ведь они передают образ каждой русской деревни. Часовой и климатический пояс не важны. Картины написаны при естественном свете и в естественных условиях. Не боялся по многу часов работать на морозе.В одной из последних работ Росляков понял, что вышел на новый уровень. Смог запечатлеть воздух. Спустя несколько дней его не стало…

У древних римлян существовало выражение genius loci (рус. гений места, добрый гений, дух-покровитель), которое применялось к человеку, ревностно оберегающему неповторимую атмосферу какой-либо территории. Перед нами именно такой случай. Любовь к северному колориту сибирской природы Валерий пронес через всю свою жизнь.

Сергей Перцев

Об авторе

Оставить комментарий