Воронежский краеведческий музей является хранителем не только уникальных документов, памятников архитектуры, но и предметов быта. Посетитель может увидеть и понять ход исторического развития, если экспонаты будут служить ему уникальными проводниками. Естественно, сотрудники музея стараются включать в экспозицию все самое лучшее, устраивать тематические выставки, но большая часть предметов все равно остается незнакомой широкой публике. Публикацией о коллекции фарфора мы начинаем серию материалов, посвященных забытым шедеврам фондов краеведческого музея.
История фарфора начиналась на Востоке. Первые фарфоровые предметы попали Европу вместе с Марко Поло, который вывез их из Китая. Европейские аристократы были покорены тонкой работой и красотой нового материала. Настоящий фарфор легок, как пух, вес предмета абсолютно не ощущается, а стенки изделий такие тонкие, что просвечиваются. Самый ранний фарфор в музее относится к концу XVIII – началу XIX века. Здесь можно увидеть классические образцы китайского и японского фарфора. Один из самых потрясающих экспонатов – японский чайный сервиз, выполненный в особой технике: на чашках изображены самураи, а если посмотреть на дно, увидишь изящную женскую головку, которая не нарисована, а складывается из разных слоев фарфора. Естественно, что европейцы захотели перенять удивительную технику и наладить собственное производство «белого золота», но восточные мастера хранили свои секреты. Так, в Китае смертная казнь назначалась любому рабочему, причастному к одному из этапов изготовления фарфора, который раскрывал тайну своей части работы. На европейских заводах начались эксперименты, методом проб и ошибок наконец была разработана технология. В 1710 году открылась первая в Европе фарфоровая мануфактура в немецком городе Мейсене, и до сегодняшнего дня ее логотип – два скрещенных меча синего цвета – остается одним из самых престижных среди поклонников настоящей роскоши. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную, а для его росписи используются около 10 тысяч оттенков красок. Стиль мейсенского фарфора отличался строгими формами и простотой рисунка, можно сказать, что это – классицизм в фарфоре.
Следующим этапом в развитии европейского фарфора стало открытие фарфорового завода во Франции в Севре в 1744 году. Севрская мануфактура, ориентируясь на вкусы современной французской публики, изготовляла изделия в русле модного стиля барокко. Художники мануфактуры разработали оригинальную краску – «королевскую синюю» и «розовую помпадур», по которым всегда можно узнать севрские изделия. Одной из жемчужин коллекции воронежского краеведческого музея стала севрская наполеоновская ваза, которая совсем недавно была перемещена из фондов в основную экспозицию музея. По легенде, это одна из двух парных ваз, которые украшали дворец Наполеона в Фонтенбло. Никто не знает, как она попала в Россию, но в 1948 году ее купил в комиссионном магазине коллекционер-любитель Владимир Петровский. На вазе – ручная роспись знаменитого французского художника Дюпре. Это монументальная батальная сцена, центром которой становится фигура Наполеона на белой лошади. Рассказывая о вазе, экскурсоводы обязательно упоминают, что в реальности Наполеон не любил белый цвет и боялся лошадей. Вообще же наполеоновская ваза может служить самым ярким образцом севрского классического фарфора. Когда маятник вкуса качнулся в обратную сторону и произошел возврат к неоклассицизму, пришла мода на подражание античности и неглазурированный фарфор – «бисквит». Он представлен в коллекции удивительными синими чайными парами с белой лепкой «под античность».
Отдельную страницу в фондах музея составляет история русского фарфора. Первые попытки по созданию фарфора велись в нашей стране параллельно с Европой, со времен Петра I. Его дочь Елизавета приглашала немецких ученых для нахождения нужных глин, но это начинание не увенчалось успехом. Отцом русского фарфора стал Дмитрий Виноградов – ученый-химик, который закончил Славяно-греко-латинскую академию и вместе с Михаилом Ломоносовым в составе группы 12 лучших студентов был отправлен на обучение в Германию. По возвращении его пригласили на зарождавшийся завод под Петербургом (1744 год), который вскоре будет известен на весь мир как Императорский фарфоровый завод. Дмитрию Виноградову удалось открыть технологию и нужный материал путем смешения глин Севера и Сибири. Первые изделия были сделаны достаточно топорно и не отличались большим вкусом, но производство постепенно налаживалось. Сначала подражали китайским и европейским образцам, так в запасниках музея сохранились тарелки Императорского фарфорового завода, расписанные под античность, и ставшие уже традиционными фигурки людей и животных. Изделия Императорского фарфорового завода ценились наравне с европейскими марками и до сих пор указываются во всех специализированных справочниках.
Позже – в 1766 году появился один из первых фарфоровых частных заводов, который открыл английский купец Гарднер в подмосковных Вербилках. Именно этому заводу императрица Екатерина II заказала сделать «орденские» сервизы, которые доставали во время торжественных церемоний награждения Георгиевскими и Андреевскими крестами. Завод принадлежал трем поколениям семьи Гарднер, а к концу XIX века его купил фарфорозаводчик Кузнецов, но не стал менять клеймо, что свидетельствовало о том, как высоко ценились изделия этого завода в России и за рубежом. Также в коллекции музея находятся изделия других знаменитых первых русских фарфоровых заводов: ваза с позолотой в стиле ампир и знаменитые фигурки, которые прославили завод Попова, – серия скульптурных изображений народов России; кувшин и полоскательница с завода Сафронова; чашки в охотничьем стиле в подражание европейским традициям с одесской фабрики; фарфоровые пасхальные яйца.
К концу XIX века появился клан фарфорозаводчиков Кузнецовых. Основатель династии Яков Кузнецов происходил из крестьян, его дело продолжили сын Терентий и внук Сидор. Продукции их заводов сохранилось больше всего. Дело в том, что Кузнецовы нашли новый подход к фарфоровому делу – они первыми в России стали ориентироваться на массового покупателя. До этого момента фарфор был необычайно дорогим предметом роскоши, доступным только аристократам. Продукция с клеймом в виде гербового орла стала появляться в трактирах, в домах мелких дворян, купцов и ремесленников. В соответствии с этим менялся и внешний вид изделий, он становился проще, ближе к вкусам своих покупателей. Так, на их посуде часто появлялись мотивы простых полевых цветов, непритязательные цветовые сочетания голубого с розовым, использовались псевдорусские мотивы. Интересны в коллекции столовые приборы с реалистичным рисунком покосившейся изгороди и растущей рядом с ней травки. Это не соответствует традиционному представлению о фарфоре, мало кто задумывается, что фарфор может быть еще и таким.
В начале XX века, следуя вкусам публики, стали производить фарфор в стилистике модерна. Интересным образцом такого подхода может служить ваза в технике «бисквит»: снизу вверх идет переход цветов от белого до болотно-зеленого, а у горлышка – массивная лепка в виде охватившего вазу осьминога. Это изделие хорошо передает особенности стиля – и стремление к природе и естественности, и некоторую декоративность.
В заключение следует сказать, что сама Воронежская область не имела непосредственного отношения к фарфоровому производству, однако известно, что здесь находились известные рамонские глины, а глиняные промыслы размещались в Острогожском и Бутурлиновском уездах. В фондах музея хранятся местные глиняные изделия – небольшие стилизованные фигурки барана и льва из села Клеповки. Лев символизирует Россию как преемницу Византии, под ухом в его гриве размещена фигурка человека – напоминание о том, что Русь окружают враги, и она должна опасаться татарских нашествий.
Виктория Лушина
фото Кирилла Першина