Русый мальчишка застыл на крутом берегу, а затем стремглав сбежал к воде. Стал ладошками зачерпывать воду и подбрасывать вверх. Вода разлеталась на множество капель, которые радужно блестели на солнце, а паренек зачарованно смотрел на них.
Этим сорванцом был художник Сергей Маликов, теперь уже старейший художник Воронежа: в этом году ему исполняется 96 лет. Хотя часто случалось, что многие люди, рожденные в первой половине прошлого века, не знали своего точного возраста, а, быть может, и сами, в военное время, приписывали или убавляли пару лет. Впрочем, важнее другое – содержание жизненной и творческой биографии художника. Те самые радужные брызги, которые превратились в его будущие радостные картины, где основные герои – природа и человек в гармонии с ней. Чистое, незамутненное видение мира художник пронес через всю жизнь, хотя коллизии судьбы часто подталкивали его пересмотреть свои позиции.
Родился Сергей Иванович в 1918 году в селе Киселевка, что в Курской области. Рано потерял родителей, рано познал трудности жизни. Учеба тогда была делом непростым и не для всех, а жизнь – тяжкой. Но все препятствия только воодушевляли будущего художника, который, к слову сказать, был самоучкой-энтузиастом. Первыми художественными опытами стали иллюстрации к сказкам собственного сочинения. Позже пришлось одновременно учиться, подрабатывая при этом художником в кинотеатре, не бросил он занятия живописью и в Красной Армии.
Маликов прошел войну, в 1946 году демобилизовался. Тогда же Сергей Иванович получил поистине удивительное задание, – сделать роспись одной из церквей в Новом Осколе в Белгородской области. Через некоторое время переехал в Воронеж, начал учиться в студии при Союзе художников Воронежа у таких мастеров, как Аркадий Васильев, ученик Бучкури, и Евгений Хорошилов, золотой выпускник академии Репина; параллельно работал в организации, занимавшейся художественным оформлением города. А чуть позже, с начала пятидесятых, стал активно участвовать в областных художественных выставках.
Персональная же выставка состоялась в 1967 году и сразу собрала большое количество положительных отзывов у горожан и коллег-художников. К открытию экспозиции Николай Соседко, известный искусствовед того времени, специально составил каталог живописных произведений. Во вступительной статье он отметил, что художник «не копирует натуру или модель, а всегда ищет образное решение поставленной задачи, очень ярко и радостно звучат краски в его работах».
Практически то же самое спустя 40 лет, в 2003 году, говорили и на персональной выставке Маликова в выставочном зале на улице Кирова. Событие было приурочено к 85-летию художника, в экспозиции можно было увидеть работы маслом, тушью и графику, портреты и пейзажи – главные жанры художника. «Это импрессионизм» – такие слова, вероятно, можно объяснить тем, что Маликов в своих работах всегда умело смешивал акварель, эмалевые материалы и гуашь, что создавало специфический цветовой эффект. Чего стоит «Вид Воронежа», написанный в 1965 году: размеренные крупные мазки, краски разных оттенков зеленого и желтого, создающие ощущение экзотичности места – хотя это всего лишь одно из городских побережий и часть водохранилища. К тому же, удивительное дело, но картины и этюды, написанные тридцать лет назад и не так давно, можно перепутать – настолько последние экспрессивны и излучают необычайную энергетику.
Впрочем, картины Сергея Ивановича видели не только воронежцы и гости города: около 30 его работ находятся в частных коллекциях в Лондоне, часть экспонировалась в Америке, есть работы и в московской галерее «Сивцев Вражек».
Сергей Иванович, пока не переехал в Новую Усмань, любил выбираться за город, чтобы создать очередную пейзажную зарисовку. Все потому, что «детские впечатления самые сильные». Тот самый мальчишка, что любил возиться в воде, крепко прирос душой к окружающей природе: с изумлением и восторгом он присматривался к каждому дереву, кусту, травинке, наблюдал за зверюшками и птичками, поражавшими его воображение своей неповторимостью. И словно становился частью их мира. А возмужав, впитал в себя все удивительное, что могут дать родные просторы. Поэтому пейзажи наполнены бодрым, жизнерадостным мироощущением, умением передать природу в разное время года. И мы вместе с художником наблюдаем за изменяющимся миром, а там зной, мокрая от дождя трава, ветерок, застывший на листьях дуба, тронутые желтизной деревья, тронутые морозом поля и над всем этим – льющийся из облаков свет, как в его знаменитой картине «Колокольный звон над Воронежем».
Знакомство с каждым полотном Маликова – это приглашение к тому, чтобы ощутить в, казалось бы, примелькавшемся и обыденном, нечто особенное, живительное. И порадоваться вместе с художником этому открытию.
Александр Гуторов