В том, что работники библиотек могут быть весьма активными и увлекающимися людьми, можно было убедиться совсем недавно. В последних числах марта в Воронеж на проектно-аналитический семинар, проходящий в рамках ежегодного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», приехали библиотекари из Рязани, Белгорода, Липецка и других городов Центрального федерального округа.
Конкурс «Новая роль библиотек в образовании» проходит при поддержке благотворительного фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Цель конкурса – инициировать проектную активность библиотек, направленную на поддержку образования, а также изменить их общественный статус. Например, на прошедшем семинаре библиотека именовалась не иначе как «третье место», поскольку может (и должна!) иметь для наших жителей такое же важное значение, как дом и работа. Библиотеки, таким образом, выступают в роли центров неформального образования.
Участники и участницы конкурса разработали собственные образовательные проекты, которые смогут быть реализованы в стенах их библиотек. Но прежде они должны стать победителями и получить грант от фонда. Кстати, максимальная сумма гранта для проектов отдельных библиотек составляет 300 тысяч рублей, а для партнерских, так называемых сетевых проектов, – 700 тысяч. И, конечно, для того чтобы проект стал лучшим, его необходимо умело представить, доказать актуальность и инновационность. Такая презентация проектов стала логичным завершением семинара и прошла в Воронежской областной библиотеке имени И.С. Никитина в конце прошлого месяца.
Всего было представлено 14 проектов – как для детей, так и для взрослых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Проект работницы липецкой областной библиотеки «Добро пожаловать, или мигрантам вход не запрещен» рассчитан на создание условий для скорейшего включения трудовых мигрантов в социум. Автор предлагает помочь мигрантам не только словом, но и делом – организовать курсы русского языка, психологические тренинги, встречи с медицинскими работниками и оказать, при необходимости, юридическую поддержку.
Возродить семейное чтение и обустроить для этого уютный уголок на чердаке собственной библиотеки предложила конкурсантка из Рязани. А главный чердачный житель – всеми любимый Карлсон – откроет маленьким читателям удивительный мир книги. Этот проект так и назван «Карлсон. Чердачные чтения». Если речь зашла о детских проектах, хочется упомянуть и проект «Дети+», который затрагивает такую сложную проблему как разобщенность детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. В рамках проекта «Этномозаика» дети смогут познакомиться с культурой народов России, а проект «От мышки до нетикета» предназначен для младших школьников Рязанской школы-интерната №2, у которых отсутствуют уроки информатики.
Особое внимание было уделено книгам для слепых и слабовидящих людей. Отсутствие краеведческих изданий для слепых и слабовидящих людей с рельефноточечным шрифтом – эта проблема стоит в центре проекта «Липецкий край через прикосновения». Вообще следует сказать, что спектр затронутых вопросов на семинаре очень широк. Одни проекты менее сложны в реализации, другие требуют больших затрат времени и сил. Но каждый из них в той или иной мере способствует решению какой-либо проблемы, все они носят образовательный характер, а в основе лежит стремление помочь и донести необходимое знание населению.
После презентации члены экспертной комиссии во главе с руководителем Ольгой Синицыной уехали в Москву. Именно там будет приниматься решение о победителях. И пока одни проекты существуют только на бумаге, другие, выигравшие гранты в прошлом году, вполне успешно были реализованы. В 2012 году из 270 заявок было решено поддержать материально 45. Заметим, кстати, что в конкурсе также принимают участие Сибирский, Уральский и Дальневосточный округа, а ежегодный семинар проходит не только в Воронеже, но и в Красноярске. Проект Воронежской областной библиотеки имени И.С.Никитина «Формула успеха» оказался в числе победителей – теперь в библиотеке действует одноименный молодежный центр, который стал дискуссионной площадкой для активной молодежи, которая здесь приобретает опыт ведения деловых переговоров и публичных выступлений. Так в рамках данного проекта уже прошли такие мероприятия и акции как «Путь к согласию» ко дню молодого избирателя, «Знаешь, что делать? Аргументируй!» ко Дню Конституции РФ и другие. Клуб ораторского искусства «Кофе с мудрецами» открылся в библиотеке №26. Это также произошло благодаря конкурсу «Новая роль библиотек в образовании». Так что пока одни проекты находятся в начале своего жизненного пути, другие уже успели воплотить в жизнь идеи и замыслы своих авторов.
По словам Ольги Синицыной, участники конкурса становятся с каждым годом все активнее. Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на то, что, если библиотеки получат «новую роль в образовании», то в них начнется и новая активная жизнь.
Вера Степанова
Фото Кирилла Першина