В 70-х годах труппа Воронежского кукольного театра и место, на котором расположено нынешнее его здание, существовали в параллельных и довольно приземленных реальностях. Актеры ютились в нескольких комнатах на третьем этаже кинотеатра «Юность», а на месте нынешнего здания театра располагалось ветхое помещение бывшего клуба профсоюзов, обросшее незаконно построенными гаражами. Горожанам, давно привыкшим к тому, что Кукольный является визитной карточкой столицы Черноземья, достаточно визуализировать картинку прошлых лет с ржавыми гаражами-ракушками, чтобы лишний раз прочувствовать ценность существования нынешнего архитектурного ансамбля.
Сегодня о человеке, с чьим именем напрямую связано появление здания «дворца кукол» на проспекте Революции, вспоминают мало – к сожалению. Мы говорим об Игоре Николаевиче Лукине, который возглавлял воронежский кукольный театр в 1970-1980-х годах.
Рыцарь театра
Игорь Лукин, ученик легендарного кукольного режиссера Сергея Образцова, стал руководителем воронежского театра, будучи до того момента довольно успешным постановщиком. Он был одним из тех, кто увлеченно искал новые формы в искусстве кукольного театра, стараясь расширить его профессиональные возможности. Переехав в наш город из Куйбышева (ныне Самара), режиссер возглавил труппу, которая, как мы уже сказали, размещалась в кинотеатре «Юность»: там в нескольких комнатках располагались репетиционный зал, бутафорские мастерские, дирекция и бухгалтерия. Сами спектакли приходилось давать прямо на сцене, где висел экран – несколько раз в неделю, когда не показывалось кино.
Но бытовые неудобства не мешали новоиспеченному режиссеру воплощать в жизнь свои задумки. Впервые в Воронежском кукольном театре был создан мюзикл (за первой успешной музыкальной постановкой «Женька-совенок» последовали и другие) и показан первый взрослый кукольный спектакль по пьесе «Божественная комедия». Труппу стали приглашать на фестивали, в том числе – зарубежные. Режиссер начал преподавать в местном музучилище и академии искусств, выращивая для себя новое поколение актеров-кукольников. Подлинный «рыцарь Мельпомены», как называли его коллеги, искренне верил в безграничные возможности сцены – и главное – мечтал построить в Воронеже настоящий театр, который станет родным домом для актеров и кукол, любимым местом времяпровождения маленьких и взрослых зрителей.
Народная стройка
«Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что театр до сих пор не имеет своего помещения, ютится в антитеатральных условиях на третьем этаже кинотеатра «Юность» и на правах бедного родственника показывает в кинозале свои спектакли два раза в неделю. Дети сидят на спектаклях одетыми, ведь кинотеатру гардероб не нужен», – написал в 1975 году Сергей Образцов в своем письме к первому секретарю Воронежского обкома КПСС Вадиму Игнатову. Знаменитый на весь мир режиссер активно поддерживал желание Лукина построить отдельное здание для воронежского Кукольного театра и поэтому, естественно, старался чем-то помочь. Тремя годами спустя похожее письмо направил в адрес Игнатова и сам Игорь Лукин. К счастью, во главе и области, и города в те годы стояли люди, имевшие неплохие отношения с творческой интеллигенцией, поэтому инициативу Лукина они поддержали.
Но самая большая сложность заключалась в том, что существовало постановление высших властей «О запрещении строительства зрелищных и культурных учреждений в стране», созданное в целях экономии средств. Поэтому о том, чтобы рассчитывать на федеральные деньги при возведении театра, не могло идти и речи. И тогда у руководителя города, первого секретаря Воронежского горкома, Владимира Анищева возникла идея «народной стройки». На специальное совещание пригласили директоров воронежских предприятий, которым рассказали, что в городе строится детский театр и необходима помощь.
Руководители воронежских предприятий пошли навстречу создателям проекта, и вот так, постепенно, к возведению здания кукольного театра присоединился чуть ли не весь город. Один завод, например, предоставил ценнейшую в то время бронзу для отлива фигурок кукол, которые украшают фасад здания, на другом предприятии нашелся хрусталь для люстр и витражей. Уникальность воронежской стройки заключалась еще и в том, что ее приходилось скрывать от проверяющих структур, которые, впрочем, поддавшись всеобщему энтузиазму, «не замечали» строительства. Более того, коллектив авторов проекта был впоследствии награжден Государственной премией!
Архитектура для сказки
Проектировать здание поручили коллективу во главе с молодым архитектором Николаем Топоевым (воронежцам известны и другие его проекты: здание «Апекса», «Петровский пассаж» и корпус юрфака ВГУ). Но сам Топоев называл «катализатором, мотором проекта, основоположником архитектурных идей театра» именно Игоря Лукина. Дело в том, что мечта о строительстве «дворца для кукол» сформировалась у Игоря Николаевича настолько давно, что режиссер четко видел и зрительно понимал, каким театр должен быть. По словам Николая Топоева, проектирование здания шло практически одновременно со строительством, поэтому работать было очень нелегко. В создании проекта Игорь Лукин принимал непосредственное участие: у него были оригинальные задумки, как лучше совместить облик здания с его технологическими возможностями для создания кукольных спектаклей. Чтобы найти и собрать самые лучшие идеи, вместе с Топоевым режиссер объездил кукольные театры Советского Союза, не забывая периодически наведываться в Москву к Образцову – посоветоваться.
В представлении Игоря Лукина будущий театр должен был стать действительно волшебным местом, пространством, где реальность граничит со сказкой. Возможно, без чародейства здесь не обошлось, но скорее все получилось вследствие того, что режиссеру удалось объединить своей идеей множество людей, воспитать подлинных единомышленников. Таким образом, мечта режиссера о грандиозном кукольном дворце воплотилась в жизнь.
Новая эпоха
Итак, в холле театра разместились большие аквариумы с рыбками, от первого до третьего этажа протянулся диковинный вольер с попугайчиками (кстати, любимое воспоминание из детства автора этого текста), отдельное место занял зимний сад и, конечно, стало реальностью задуманное когда-то необыкновенное внешнее убранство – колонны, округлые своды окон и необычная крыша с остроконечными башенками и окнами из цветного стекла.
В это трудно поверить сегодня, но воронежский Театр кукол был построен в рекордные сроки: всего за 3 года удалось не только возвести здание, но и оборудовать его всеми цехами и действующей сценой – в 1984 году Кукольный открыл двери для первых зрителей. К сожалению, сам Игорь Лукин проработал здесь совсем мало, а в конце 80-х его не стало. Однако построенный по его инициативе театр стал местом, в котором время начало свой собственный творческий отсчет. Куклы и актеры обрели дом и собственные подмостки, они наконец заговорили с хозяйской уверенностью, а чуть позже, с приходом Валерия Вольховского, Воронежский кукольный театр стал известным не только в нашей стране, но и во всем мире. И в этом, с нашей точки зрения, несомненная заслуга не только Валерия Аркадьевича, но и его предшественника – Игоря Лукина.
Евгения Глуховцева
Иллюстрация Марина Демченко