В нашем городе под эгидой правительства Воронежской области и губернатора Алексея Гордеева уже третий год проходит выставка «Воронеж – город-сад», организатором мероприятия выступает областной департамент природных ресурсов и экологии. Ландшафтные дизайнеры, флористы, садоводы и огородники вновь попытались удивить местного зрителя своим «земным» искусством. И удивление горожан не заставило себя долго ждать.
Суббота, утро. Несмотря на дождливую погоду, посетителей на Советской площади собралось немало. Царит оживление, кругом – чистый воздух и почти райские кущи. То, к чему привык глаз среднестатистического обывателя, украсили, подправили и озеленили даровитые дизайнеры. Чтобы не потеряться в рукотворных джунглях и садах, достаточно просто посмотреть под ноги, наклейки в форме стрелок помогут: зеленая школа – направо, зеленая библиотека – налево, самые настоящие произведения садового искусства – прямо. Но в саду не гуляют по указателям, поэтому я отправляюсь по наитию – в предвкушении неожиданностей.
Уже на входе попадаешь в «Винтажный сад» с резной мебелью, где, дополняя экспозицию, уютно расположился старый, полураскрытый и потертый, чемодан. Рядом с этим бабушкиным сундуком – зеленая комната в стиле модерн. На воображаемой стене повешена вполне себе такая же современная картина из яблок. Два шага вперед – и вот ты натурально оказался в пенале у первоклассника, где в творческом беспорядке разбросаны точилка, карандаши, ручка. Оборачиваюсь направо – садовый рояль! Налево – детская площадка. И всюду цветы, зелень! Прохожу вперед, передо мной открывается живой ковер из фруктов, овощей, цветов, уложенных в замысловатые фигуры. И все цветет и зеленеет, только солнышко не блестит – обещают дождь. Ничего, от дождя трава только ярче, цветы выше, а воздух приятнее.
«К разработке концепции мероприятия привлекалась Национальная Ассоциация «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии» под руководством Карины Лазаревой, – рассказал руководитель департамента природных ресурсов и экологии Алексей Карякин. – Для участников этот праздник дает уникальную возможность познакомить посетителей со своей продукцией или дизайнерской студией, а кроме того, повысить уровень мастерства. Гости выставки, в свою очередь, могут не только насладиться выставкой-ярмаркой, но и приобрести что-нибудь из выставочных товаров».
Окинув взглядом все представшее передо мной великолепие, отправляюсь в сад, но не за кэрролловским кроликом, а за новыми впечатлениями. Иду на запах. Для тех, у кого представленная красота вызвала аппетит, работает зеленая кухня, где повар лично для тебя приготовит сочный стейк или горячую пиццу – в режиме реального времени.
Если ты ищешь пищу духовную, то тебе прямиком в библиотеку. Возьми книгу, например, Диккенса или Чехова, расположись подальше от выставочной суеты и освежи в памяти шедевры мастеров слова. Природа – и особенно сады – веками питают умы и воображение молодых писателей, поэтов и музыкантов. Об этом вам скажет и Пришвин: «Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все человеческие таланты».
Талант требует развития и постоянного ухода, поэтому начинающему садовнику следует запастись достаточным количеством удобрений, чтобы взрастить души прекрасные порывы. А еще понадобится хороший учитель, способный вспахать рыхлую почву мысли и выкорчевать сорняки. Чтобы изучить что-то полезное и новое, можно смело отправляться в зеленую школу. И пусть я не научилась выращивать живые цветы за один день, зато бумажный букет сделаю с легкостью!
После практики стоит все-таки ознакомиться и с теорией. Рассказать о традициях садовой культуры из Москвы были приглашены сотрудники Пушкинского музея. И каждый желающий мог послушать увлекательную лекцию о том, что представлял собой типичный графский сад XIX века, что такое сад в понимании различных культур, будь то традиционные английские парки, французский Версаль или русские дворянские гнезда. Если, например, англичанину хочется перемен, он отправляется посмотреть на соседские орхидеи и садового гнома, а, возвращаясь домой, заезжает в садоводческий магазинчик за лопатой, лейкой и новыми саженцами. Если он чем-либо гордится, то – среди прочего – непременно своим садом. Если ты англичанин, то у тебя не может не быть своего маленького и уютного садика с орхидеями, розами и этим самым гномом. Для чопорного и скупого на эмоции жителя туманного Альбиона это должен быть настоящий, собственноручно сотворенный кусочек Эдема, где соловьи поют по-особенному, где каждый цветочек – неповторимый, где яблоки – самые экологически чистые. И попробуйте кинуть неосторожное словечко в сторону взлелеянного, выхоженного и вылощенного, по-отечески любимого сада, палисадника, да даже ровно подстриженной травки возле дома – на вас ляжет клеймо невежды и варвара, оскорбившего прекрасное!
Но и у русского человека образ «травы, травы у дома» – символ чего-то родного, близкого, своего. Тут тебе и Пушкин, вспоминающий Царскосельские заросли, и Чехов, сетующий о судьбе нашей многострадальной на фоне вишневого сада Родины… и все к сердцу близко. Так что привычная аксиома «дом – сад» через призму русского восприятия расширяется и имеет логическое продолжение: «дом – сад – душа».
От души – прямиком к цветам! Букет без слов – а точнее, на языке, которым владеют обычно романтично настроенные особы, любящие символы и прочие атрибуты высоких чувств, – может рассказать и показать целую историю. Так в 1805 году Александр I и не подозревал, что потомки будут вспоминать его имя не только в связи с «прекрасным началом дней» для России: путешествие императора в Германию ознаменовалось в мире флористики рождением нового букета – александровского. Все началось с цветочного комплимента от немецких женщин: приветствуя Александра, вступившего на поля и «штрассе» Германии, дамы размахивали аккуратными собраниями из Anemone (анемон), Lilie (лилия), Eicheln (желуди), Xeranthenum (амарант), Accazie (акация), Nelke (гвоздика), Dreifaltigkeits (веселые глазки), Epheu (плющ) и Rose (роза). Внимательный читатель обязательно заметит, что из первых букв составляется имя Александр. Вот он, затейливый и тонкий, язык цветов! В наше время символика – это уже вторичный фактор, но современники галантного века пользовались возможностями флорографики – языка цветов – не реже, чем услугами личного почтальона.
Дождь. У цветочного, травного, фруктового и овощного разнообразия появляется достойный конкурент в виде зонтиков-грибов посетителей. Держусь до последнего, но все же открываю и свой. Продвигаюсь сквозь толпу, цепляясь, задевая зонтом и извиняясь, добираюсь до самого если не яркого, то уж точно колоритного и самобытного на сегодняшней выставке. Речь об этнодеревнях. Здесь тебе и песни, и пестрые наряды, и веселье. Несмотря на английскую погоду, русское платье не мокнет, русская песня звучит еще звонче, задорнее, веселее.
«Селения» посреди Советской площади оказываются правдоподобными не только с народно-песенной стороны. Стоит отметить, что небольшие деревянные домики с покосившимися заборами и добродушной Буренкой в импровизированном дворе, если не восхищают, то уж точно делают выставку более аутентичной, воронежской, что ли. Тут тебе и корова, как у бабушки, и домик, как у дедушки, и песни, как в родной деревне. Неудивительно, что эта составляющая ярмарки пользовалась большой популярностью у посетителей, ведь где еще так можно разгуляться, да чтоб с колоритом и пользой?
Рядом с этнодеревней расположилась так называемая Animal farm – классическая американская кантри-ферма. Если другие экспонаты поражали необычностью своей задумки, то ферма решила всех удивить размерами. Здесь все было большое, как будто в натуральную величину: и упитанный гусь, и свинья, и козел – и все из сена. По масштабам экспозиция могла бы свободно претендовать на полноценный скотный двор, да и с атрибутикой не подкачала: что может быть лучше, чем в дождливую, сырую погоду зарыться в сеновале? Конечно же, симпатии младшей публики были отданы именно ферме.
От этнодеревни – через ферму – направо: и вырастает велостоянка, где каждый велосипед – клумба, где в кроссовках тоже растут цветы. А почему нет? Приевшиеся глазу вещи тоже могут обрести вторую жизнь в умах и руках талантливых дизайнеров. Все, что мы так любим называть свежим, новым и необычным, нашло свое отражение в выставке. Кто-то, воспевая оду вдохновению и музыкальному искусству, облачает домашний рояль в зеленый ковер из молодой травы. Я думаю, что поклонников академической музыки задумка с роялем должна была если не вдохновить, то восхитить уж точно!
А что вдохновляло создателей экспозиции «Мечта Ундины», не сложно догадаться. Все помнят маленькую русалочку Андерсена, променявшую лазурь морской воды на солнце и берег, чтобы жить рядом с любимым принцем. Эта история нашла свое отражение и на выставке. Девушка на шелковом ложе, болтающая ногами в фантазийном озере, привлекала к себе посетителей. Желающие сфотографироваться с Ундиной образовывали перед экспозицией живую стену, через которую протиснуться не представлялось никакой возможности.
Все же преодолев баррикады, я оказалась в самовыращенном лесу. Нет, это вовсе не преувеличение. Ивовый сад с деревьями в полную величину встряхивал своими кудрями над головами собравшихся. Видимо, дизайнеры в буквальном смысле решили воплотить формулы счастливой жизни любого добропорядочного человека: построй дом – посади дерево – вырасти сына. Кто-то сначала строит дом, кому-то ближе цветы нашей жизни, ну а здесь решили вырастить деревья!
Выставку «Воронеж – город-сад» посетили тысячи воронежцев, не преминул побывать здесь и воронежский губернатор с супругой. Кстати, именно Татьяна Александровна является идейным вдохновителем мероприятия, вот уже три года она лично следит за подготовкой к выставке. В этот раз не обошлось без приятных сюрпризов. Во-первых, жюри было международным. Например, Нина Кузьмина – представитель немецкого ландшафтного питомника – презентовала проект по озеленению города Гамбург, англичане представили съедобный сад «Каспиана», где любой мог получить мастер-класс на импровизированной кухне.
Во-вторых, новое местоположение. Советская площадь отлично адаптирована к мероприятиям подобного рода. В-третьих, с участниками работали профессиональные ландшафтные дизайнеры, что способствовало более высокому уровню подготовки и организации выставки-ярмарки.
И в заключение следует заметить, что сад – это не просто страсть, увлечение, хобби. Для человека, который хоть раз соприкасался с живительной и рождающей силой земли, сад – это уже скорее личный маленький рай, где цветы – любимые, трава – мягкая, а время – небыстротечно. Не зря мудрые китайцы говорят: «напейся, и ты будешь счастлив несколько часов, влюбись, и ты будешь счастлив несколько лет, посади сад, и ты будешь счастлив всю жизнь».
Светлана Осередько