Вместо марта второй февраль. Выходишь на улицу и поневоле начинаешь верить в существование Снежной Королевы. А она, действительно рядом. В воронежском театре оперы и балета. Двадцать второго марта там прошел премьерный показ одноименного спектакля, где все балетные партии исполнили воспитанники местного хореографического училища.
Мы попросили поделиться своими впечатлениями об этой необычной для Воронежа постановке главного балетмейстера Воронежского театра оперы и балета Андрея Меланьина. Впечатлений у Андрея Александровича оказалось много. Поэтому мы публикуем их выборочно, в форме профессиональных заметок:
…«Снежная королева» – один из самых интересных детских балетов, постановку осуществил Александр Полубенцев – известный балетмейстер из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств России. Он уже не в первый раз обращается к этому материалу, постановка выдержала ряд исполнительных редакций в других хореографических училищах и пришла, наконец, в Воронеж.
….«Снежная королева» – полнометражный двухактный спектакль, музыкальное решение которого придумал Геннадий Банщиков, создавший изящную компиляцию из произведений Эдварда Грига, Сергея Прокофьева, Модеста Мусоргского и Карэна Хачатуряна. Такое сопровождение полезно и в образовательных целях, у детей появляется возможность поработать с различными музыкальными темпами и ритмическими основами – ведь они сильно различаются у вышеперечисленных композиторов.
…Комплексные задачи обучения заложены в спектакле и по линии артистизма исполнителей. Это замечательно, потому что зачастую в процессе хореографического обучения актерское мастерство почему-то уходит на второй план, а в «Снежной королеве» у танцоров есть возможность развивать сценическое пребывание, ощущение сквозного действия. Детям это полезно. Кстати, они неплохие актеры – играют увлеченно, разнообразно. Надо отдать должное Александру Полубенцеву – он серьезно поработал над чистотой мизансцен, сюжет читается отчетливо. В этом смысле можно поздравить и постановщика, и детей-участников с хорошим результатом.
…Оформление сцены основано на подборе видеопроекционного ряда, который дополняется элементами мягкой декорации. Главный художник театра оперы и балета Валерий Кочиашвили все выполнил с большим эстетическим вкусом, элегантно и изящно.
…К сожалению, бичом нашего театра оперы и балета является маловыразительный свет, отчасти это можно объяснить тем, что светотехническое оборудование театра уже не отвечает современным требованиям, оно морально и физически изношено. Будем надеяться, что ситуацию в ближайшее время удастся исправить – понятно, что хорошее сценическое освещение играет огромную роль в современном театральном производстве, придает спектаклям больший блеск и выразительность.
…Костюмы для «Снежной королевы» изготовили в Воронеже. Получилось все весьма качественно, и, несмотря на то, что исполнители разного телосложения, наряды смотрятся эстетично на всех артистах без исключения.
…Хореографическая линия в балете состоит из характерных танцев, связанных с конкретными персонажами сказки, и симфонической хореографии, которая создает образ царства Снежной королевы. В танцевальной лексике Снежинок и Вихрей сильны классические традиции – здесь важно отметить близость к «Вальсу снежинок» Вайнонена из «Щелкунчика», а также ее родство с симфоническим балетом Джорджа Баланчина.
Вторая часть второго акта, которая полностью посвящена царству Снежной Королевы, выполнена в жанровых традициях хореографического ансамбля и соответствует лучшим образцам классического большого академического балета.
…Несколько слов и по поводу исполнителей. В премьерном составе исполнителей партии Герды и Кая танцевали Елизавета Щедрина и Александр Михерев. Эти артисты как нельзя лучше соответствуют своим ролям и внешне – обликом, романтичностью, некоторой инфантильностью, и благодаря высокому уровню профессиональной подготовки.
…. Партия Тролля хоть и является партией второго порядка, но определяет ход спектакля, выполняет интермедийную функцию. В первом составе тролля танцует Александр Концов. Он высокого роста, но, тем не менее, справляется с очень сложной партией, которая изобилует акробатическими элементами. Снежная королева – Ася Ефремова. Девочка крупная, высокая. В ней есть тот холодок, который впоследствии можно будет реализовать в ролях Повелительницы Дриад, Феи Сирени. Глядя на то, как она исполняет Снежную Королеву, думается, что в недалеком будущем театр будет иметь хорошую исполнительницу для такого амплуа.
…Принцессу в первом составе исполнила Анна Мельникова. С игривостью и легкостью, свойственной амплуа инженю. Но можно кое-что и доработать. Принц – Влад Асклеров. У этого танцора, действительно, фактура принца, хорошая благородная манера исполнения. В его партии есть сложные элементы поддержек, которые говорят о том, что с детьми занимаются неплохие педагоги. Это приятно.
…Разбойница – Алина Комарова. Девочка с народного отделения. Для нее особенно полезно участие в большом спектакле, здесь у Алины действительно большая роль и она ее азартно, с большим темпераментном исполнила. Ворон – Кирилл Алексеев. Высокий мальчик. Интересный персонаж. Так как в труппе наблюдается дефицит танцоров, все ждут Кирилла с нетерпением. Замечательная партия Оленя – Михаил Крюков. Парень с хорошим прыжком, мягкими ногами. Хорошей актерской игрой отличились исполнители Мамы и Папы – Артем Силин и Ксения Виноградова. Партии небольшие, но исполнялись старательно и по актерски очень достоверно.
…Танцоры, исполняющие партию Вихрей, хорошо подобраны по росту. Неплохая синхронизация в движениях. Только вот, показалось, что цветовая гамма костюмов немного завалена в чернильный спектр – они могли бы быть не столь густо-фиолетовыми и больше соотноситься с костюмом Снежной Королевы. Хороши костюмы у чудесных желтеньких птичек: необычные пачки модернистского силуэта.
…Подруги Герды, друзья Кая – вспомогательные работы, поддерживающие общую гармонию ансамбля. Здесь степень синхронности движения выдержана достойно. Были, конечно, отдельные неровности. Но они носят незначительных характер и их можно объяснить, может быть тем, что репетиций на сцене было не так много.
…«Снежная королева» – значительная работа для училища. Приятно, что премьера прошла в юбилейный год – ведь в этом году Воронежскому хореографическому училищу исполняется 75 лет. Приятно, что руководство вновь обратилось к большим сюжетным спектаклям, ориентированным на сложную симфоническую музыку.
Можно поздравить художественного руководителя училища, народную артистку России Татьяну Фролову и постановщика Александра Полубенцева с этим трудным спектаклем. Ведь для детей ставить очень непросто – в два, а то и в три раза, сложнее, чем для взрослых. Но педагоги объединились и выдали продукт, который обретет в репертуаре театра достойное место. А воспитанники хореографического училища почувствовали вкус большой сцены.
Юлия Беляева
Фото Леся Полякова