Вкус большой сцены

0

Вместо марта второй февраль. Выходишь на улицу и поневоле начинаешь верить в существование Снежной Королевы. А она, действительно рядом. В воронежском театре оперы и балета. Двадцать второго марта там прошел премьерный показ одноименного спектакля, где все балетные партии исполнили воспитанники местного хореографического училища.

POL_4715

Мы попросили поделиться своими впечатлениями об этой необычной для Воронежа постановке главного балетмейстера Воронежского театра оперы и балета Андрея Меланьина. Впечатлений у Андрея Александровича оказалось много. Поэтому мы публикуем их выборочно, в форме профессиональных заметок:

…«Снежная королева» – один из самых интересных детских балетов, постановку осуществил Александр Полубенцев – известный балетмейстер из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств России. Он уже не в первый раз обращается к этому материалу, постановка выдержала ряд исполнительных редакций в других хореографических училищах и пришла, наконец, в Воронеж.

….«Снежная королева» – полнометражный двухактный спектакль, музыкальное решение которого придумал Геннадий Банщиков, создавший изящную компиляцию из произведений Эдварда Грига, Сергея Прокофьева, Модеста Мусоргского и Карэна Хачатуряна. Такое сопровождение полезно и в образовательных целях, у детей появляется возможность поработать с различными музыкальными темпами и ритмическими основами – ведь они сильно различаются у вышеперечисленных композиторов.

…Комплексные задачи обучения заложены в спектакле и по линии артистизма исполнителей. Это замечательно, потому что зачастую в процессе хореографического обучения актерское мастерство почему-то уходит на второй план, а в «Снежной королеве» у танцоров есть возможность развивать сценическое пребывание, ощущение сквозного действия. Детям это полезно. Кстати, они неплохие актеры – играют увлеченно, разнообразно. Надо отдать должное Александру Полубенцеву – он серьезно поработал над чистотой мизансцен, сюжет читается отчетливо. В этом смысле можно поздравить и постановщика, и детей-участников с хорошим результатом.

…Оформление сцены основано на подборе видеопроекционного ряда, который дополняется элементами мягкой декорации. Главный художник театра оперы и балета Валерий Кочиашвили все выполнил с большим эстетическим вкусом, элегантно и изящно.

…К сожалению, бичом нашего театра оперы и балета является маловыразительный свет, отчасти это можно объяснить тем, что светотехническое оборудование театра уже не отвечает современным требованиям, оно морально и физически изношено. Будем надеяться, что ситуацию в ближайшее время удастся исправить – понятно, что хорошее сценическое освещение играет огромную роль в современном театральном производстве, придает спектаклям больший блеск и выразительность.

POL_5025

…Костюмы для «Снежной королевы» изготовили в Воронеже. Получилось все весьма качественно, и, несмотря на то, что исполнители разного телосложения, наряды смотрятся эстетично на всех артистах без исключения.

…Хореографическая линия в балете состоит из характерных танцев, связанных с конкретными персонажами сказки, и симфонической хореографии, которая создает образ царства Снежной королевы. В танцевальной лексике Снежинок и Вихрей сильны классические традиции – здесь важно отметить близость к «Вальсу снежинок» Вайнонена из «Щелкунчика», а также ее родство с симфоническим балетом Джорджа Баланчина.

Вторая часть второго акта, которая полностью посвящена царству Снежной Королевы, выполнена в жанровых традициях хореографического ансамбля и соответствует лучшим образцам классического большого академического балета.

…Несколько слов и по поводу исполнителей. В премьерном составе исполнителей партии Герды и Кая танцевали Елизавета Щедрина и Александр Михерев. Эти артисты как нельзя лучше соответствуют своим ролям и внешне – обликом, романтичностью, некоторой инфантильностью, и благодаря высокому уровню профессиональной подготовки.

…. Партия Тролля хоть и является партией второго порядка, но определяет ход спектакля, выполняет интермедийную функцию. В первом составе тролля танцует Александр Концов. Он высокого роста, но, тем не менее, справляется с очень сложной партией, которая изобилует акробатическими элементами. Снежная королева – Ася Ефремова. Девочка крупная, высокая. В ней есть тот холодок, который впоследствии можно будет реализовать в ролях Повелительницы Дриад, Феи Сирени. Глядя на то, как она исполняет Снежную Королеву, думается, что в недалеком будущем театр будет иметь хорошую исполнительницу для такого амплуа.

…Принцессу в первом составе исполнила Анна Мельникова. С игривостью и легкостью, свойственной амплуа инженю. Но можно кое-что и доработать. Принц – Влад Асклеров. У этого танцора, действительно, фактура принца, хорошая благородная манера исполнения. В его партии есть сложные элементы поддержек, которые говорят о том, что с детьми занимаются неплохие педагоги. Это приятно.

POL_4401

…Разбойница – Алина Комарова. Девочка с народного отделения. Для нее особенно полезно участие в большом спектакле, здесь у Алины действительно большая роль и она ее азартно, с большим темпераментном исполнила. Ворон – Кирилл Алексеев. Высокий мальчик. Интересный персонаж. Так как в труппе наблюдается дефицит танцоров, все ждут Кирилла с нетерпением. Замечательная партия Оленя – Михаил Крюков. Парень с хорошим прыжком, мягкими ногами. Хорошей актерской игрой отличились исполнители Мамы и Папы – Артем Силин и Ксения Виноградова. Партии небольшие, но исполнялись старательно и по актерски очень достоверно.

…Танцоры, исполняющие партию Вихрей, хорошо подобраны по росту. Неплохая синхронизация в движениях. Только вот, показалось, что цветовая гамма костюмов немного завалена в чернильный спектр – они могли бы быть не столь густо-фиолетовыми и больше соотноситься с костюмом Снежной Королевы. Хороши костюмы у чудесных желтеньких птичек: необычные пачки модернистского силуэта.

…Подруги Герды, друзья Кая – вспомогательные работы, поддерживающие общую гармонию ансамбля. Здесь степень синхронности движения выдержана достойно. Были, конечно, отдельные неровности. Но они носят незначительных характер и их можно объяснить, может быть тем, что репетиций на сцене было не так много.

…«Снежная королева» – значительная работа для училища. Приятно, что премьера прошла в юбилейный год – ведь в этом году Воронежскому хореографическому училищу исполняется 75 лет. Приятно, что руководство вновь обратилось к большим сюжетным спектаклям, ориентированным на сложную симфоническую музыку.

Можно поздравить художественного руководителя училища, народную артистку России Татьяну Фролову и постановщика Александра Полубенцева с этим трудным спектаклем. Ведь для детей ставить очень непросто – в два, а то и в три раза, сложнее, чем для взрослых. Но педагоги объединились и выдали продукт, который обретет в репертуаре театра достойное место. А воспитанники хореографического училища почувствовали вкус большой сцены.

Юлия Беляева
Фото Леся Полякова

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий