Весна. Молодость. Арт

0

В начале апреля в Воронеж пришла «Молодость». Арт-проект с таким названием родился в нашем городе совсем недавно. Но уже дал свои плоды – четыре современные постановки московских театров в рамках арт-проекта были представлены на суд воронежских зрителей.

IMG_3388


Молодым везде у нас дорога

Юля: Сначала не верилось, что в городе есть люди, которые готовы привозить столичные театры себе в убыток. «Молодость» создавалась не просто так, а с надеждой на то, что это не разовое мероприятие, что будет продолжение.

«Молодость» стоит на трех китах. Их зовут Сергей, Андрей и Геннадий. Они, как и их проект, молоды. Ребята получили техническое образование и занялись рекламным бизнесом, потом концертным. Стали думать, кого привезти. Но здесь стоило сделать выбор: антреприза, на которой можно хорошо заработать, или рискованный проект, созданный на собственные средства. Стоило Сергею, Андрею и Геннадию представить себя в роли людей, которые привозят типичные постановки, как сразу стало ясно: кормить зрителей ерундой и заклеивать весь город афишами вроде «жена моего мужа» или «продам мужа недорого» – стыдно. Организаторам «Молодости» хотелось сделать стильный проект, который заметят в театральной среде нашего города. Символ – юла. Как говорят организаторы, это попытка обратиться к людям, которым все интересно, которые не стоят на месте, а постоянно находятся в движении.
4 мгновенья весны

Юля: Все началось со спектакля «9 месяцев 40 недель». Первым в рамках «Молодости» на сцене появился некоммерческий, негосударственный и независимый Театр.doc. В его основе – документальная проза, пьесы – это всего лишь доведенные до театральной формы интервью, реальные истории, судьбы людей, с которыми общались сценаристы.

Алена: Этот спектакль интригует уже самим названием. Нетрудно догадаться, что он о беременности, но вот представить, что женщин здесь играют мужчины, можно только при наличии очень богатого воображения.

Материал собирали в течение двух лет. В результате – семь женских историй, блестяще рассказанных мужчинами от первого лица. Минимум декораций, никакого грима, костюмов – только слова, которые заставляют поверить, что перед тобой роддом с его особым укладом и иерархией. Из «спецэффектов» – фейерверки из конфетти и, собственно говоря, «дети», которые появляются на свет воронежской филармонии под восторженные охи зрителей. Главный вопрос – зачем мы рожаем детей? И создатели постановки решили задаться им посредством комедии. Подобная манера повествования оправдала себя: спектакль воронежцам очень понравился, актеров благодарили стоя.

Юля: Театр.doc, несомненно, яркое начало. Но «Лафкадио», на мой взгляд, – кульминация всего арт-проекта. Из четырех спектаклей он самый яркий, необычный и эмоциональный. Когда в первый раз смотришь постановку в таком жанре, чувствуешь себя странно. Первые десять минут сидишь и думаешь: «И все? Они же просто рассказывают. Даже по ролям не поделили. Ни декораций. Ни костюмов. Так можно и на кухне рассказывать. Не обязательно на сцену для этого выходить». Но когда эти десять минут проходят, и сознание адаптируется к новому формату, настолько втягиваешься в спектакль, что потом невозможно из него «вытянуться».

Алена: Действительно, сперва многим могло показаться, что ничего выдающегося на сцене не происходит: ну читают ребята текст и все. На самом же деле актеры выступали в жанре storytelling. Это, если сказать по-русски – сказка, рассказанная наперегонки.

Это история, написанная детским писателем Шелом Сильверстайном, она повествует о храбром львенке по имени Лафкадио, который захотел стать человеком, но в результате потерял самого себя. Поставили спектакль американцы Один Байрон и Казимир Лиске, которые около 10 лет назад приехали учиться по обмену в Школу-студию МХАТ и в результате так и остались в России.

В основе «Лафкадио» лежит принцип «сделай сам». Казимир и Один сами придумали концепцию, сами написали сценарий, они же перевозят и устанавливают декорации, гладят костюмы и, собственно говоря, играют в постановке. К слову, из декораций только две табуретки да бесконечный белый лист бумаги, который попеременно превращается посредством маркера и ножниц то в джунгли, то в город, то в ванну с пузырьками. Большего и не надо – Один и Казимир творят на сцене настоящее волшебство: они поют, рычат, кричат, исполняют оперу, прыгают и танцуют, в какой-то момент даже устраивают своеобразный театр теней.

Если описать «Лафкадио» одним предложением: это американская сказка американского писателя об американской мечте, рассказанная двумя американцами с американским шиком, но по-русски.

Юля: Если «Лафкадио» был спектаклем, понятным всем, то постановка «Части тела» оказалась весьма загадочной. Красивые фразы, позаимствованные у Блеза Паскаля, витали в воздухе, но ничего конкретного не поясняли и были, как мне показалось, сами по себе. Но что действительно отличает «Части тела» от первых двух спектаклей, так это потрясающая зрелищность.

Алена: Визуальная часть постановки была бесподобна. Созданный в рамках проекта «Открытая сцена» перформанс – завораживающее сочетание театра теней и танца в стиле contempopary.

Сюжет состоит из четырех историй, которые имеют под собой реальную основу. Режиссер Вячеслав Игнатов попросил актеров и танцоров рассказать ему истории из их прошлого, вспомнить такие эпизоды, которые особенно тронули их. Танцоры Марина Херолянц и Егор Маслов и актеры-кукольники Руслан и Мария Вольфсоны поделились с Игнатовым своими воспоминаниями о детстве, юности и важных моментах жизни, и вместе с хореографом Денисом Бородицким они перенесли их на сцену. Так появились «Части тела».

Эти час и десять минут могут вызвать у зрителя восторг, упоение, смятение, недоумение – что угодно, но оставить равнодушным – никогда. Высокие тени, заставляющие вспомнить древних Атлантов; маленькая озорная девочка, которая танцует, словно кукла; безумно красивый танец двух взрослых. Только тени могут так двигаться – одновременно плавно и резко, нежно и страстно, заполняя собой все пространство зала, который вдруг начинает казаться таким маленьким. Эти двое одержимы друг другом настолько, что их страсть переходит в ссору, бурную, хаотичную, на грани истерики.

Юля: И еще там была очень подходящая музыка. В сочетании с «истеричными» тенями выходило очень волнующе.

Алена: Удивительным был и боксерский поединок двух теней. Напоминающий немую короткометражку, он вызывал ассоциации с Чарли Чаплином, фильмами «Артист» и «Йо-йо». Очень трогательная и смешная сценка.

Юля: Завершилось все менее экспериментально, чем началось. Последняя постановка была в «привычной» форме. Государственный театр «У Никитских ворот» приехал с добротным репертуарным спектаклем: с декорациями, реквизитом, сюжетом, разделением ролей и даже антрактом. Только вместо классического произведения – культовая книга «Похороните меня за плинтусом».

Алена: Автор пьесы и режиссер – художественный руководитель театра Марк Розовский. В его варианте «Похороните меня за плинтусом» звучит легкая ностальгия по советским временам. Спектакль получился гораздо светлее беспробудно темной экранизации. Актеры неоднократно заставляют зрителей посмеяться. Но, конечно, не обошлось и без душещипательных сцен. Галина Борисова очень искренне и душевно создает на сцене образ непростой, но любящей бабушки.

Юля: Но были в спектакле и откровенно отталкивающие вещи. Режиссер очень хотел погрузить зрителей в атмосферу советского времени. Поэтому часто вклинивались популярные песни тех лет, а на задней кулисе появлялось неграмотно сделанное безвкусное видео. Эти «вставки», как мне кажется, разбивали атмосферу, старательно создаваемую актерами.

Алена: Недостатки были. Но это спектакль сильно не испортило, мне кажется. Потому что в итоге зрители все равно аплодировали стоя. И не только актерам. По окончании Марк Розовский пригласил на сцену и организаторов. И те, кто не упустил из вида «Молодость», еще долго после завершения спектакля не уходили, а выражали зрительскую благодарность создателям проекта.

 

Послевкусие

Юля: На этом театральная программа была закончена. Финальным аккордом стал вечер в баре «Буковски», а лебедиными песнями – треки приглашенного диджея. Как бы поэтично это ни звучало, с «Молодостью» прощаться никто не собирается. Организаторы планируют постоянно в рамках арт-проекта привозить современное искусство на наши сцены.

Алена: Теперь не обязательно отправляться в Москву, чтобы посмотреть модные новинки. Но вот вернется ли к воронежцам «Молодость» в следующем году и будет ли арт-проект расширяться – это еще вопрос.
Вообще же вербатим, стори-тейл и теневой перформанс – нечастые гости на воронежской сцене. Авторы проекта стремятся доказать, что в провинциальном Воронеже можно жить интересно и наблюдать новые веяния в искусстве не со стороны, а изнутри.

Юлия Беляева, Алена Радевич
Фото Юлия Беляева

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий