Что было, когда ничего не было?
2 апреля 2015 г. в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанева открылась выставка «Детство земли», организатором которой выступает музей-заповедник «Дивногорье». Выставка презентует одноименный проект, в 2014 году ставший победителем ХI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Технологии музейной экспозиции».
Первыми посетителями выставки стали учащиеся лицея №8. Для них в день открытия научные сотрудники музея-заповедника провели экскурсию и образовательное занятие «Секретная меловая лаборатория». Дети проделывали химические опыты с мелом, разглядывали его под микроскопом, и даже создавали рисунки при помощи мела и морской соли.
Выставка рассказывает о тайном, невидимом невооруженным глазом мире микроорганизмов, «сотворивших» современный ландшафт Дивногорья, и о том, какие «технологии» использует природа. Через палеонтологические экспонаты иллюстрируется эволюция Земли и многообразие жизненных форм.
Ихтиозавр, трилобиты, кости древней лошади, а также загадочные иноцерамусы и морские лилии – на выставке представлены фондовые материалы не только из Дивногорья, но и из других музеев со всей России. Некоторые из них можно рассмотреть под микроскопом и даже подержать в руках – например, можно попробовать собрать пальчик древней лошади, жившей в Дивногорье в ледниковом периоде.
«Гвоздь» выставки – фрагменты экспозиции под открытым небом, которая появится на территории музея-заповедника этим летом. Это кинетические прозрачные контейнеры с 3D моделями геологических и палеонтологических объектов, «эйдосов» — философских пространственных метафор. После завершения выставки в библиотеке имени В. М. Кубанева увидеть их можно будет только в музее-заповденике.
Выставка работает до 24 апреля. График работы: будни 14.00-19.00, выходные 12.00-18.00.
Для всех желающих, а также для школ по воскресеньям будут проводиться образовательные занятия (предварительная запись по телефону 252-17-13):
12 апреля в 13.00 — «Секретная меловая лаборатория».
19 апреля в 13.00 — «Дары природы. Игры с Фребелем» — развивающее занятие об эволюции и микропалеонтологии, о геометрии и искусстве. На этом занятии участники узнают, что общего у икосаэдра и пчелиной соты, что объединяет бараний рог и вымершие корненожки, смогут увидеть, как необыкновенно выглядят под микроскопом самые обычные мел или молоко. Занятие построено на принципе познания природы через абстрактные формы в форме игры с деревянным конструктором «Дары Фребеля», который используется в немецкой педагогике с XIX века для развития мелкой моторики.
Одновременно с выставкой «Детство Земли» музея-заповедника «Дивногорье» проходит одноименная книжная выставка, организованная Воронежской областной юношеской библиотекой имени В. М. Кубанева.
СПРАВКА:
Дневник проекта «Детство Земли» доступен по ссылке: http://museum.fondpotanin.ru/projects/7719910/diary/7720129.
Цель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» – адаптация российских музеев к меняющимся условиям современного мира, поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики. Всего за время ее реализации было подано более 4000 заявок, победителями стали 190 проектов из 83 регионов.
Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России – создан в 1999 г. для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры.
Основная задача фонда — содействие развитию благотворительности в России, поддержка одарённых и интеллектуальных людей, — тех, кто способен меняться и готов помогать другим. Системная работа фонда в музейной сфере призвана поддержать инициативных профессионалов, способных сделать музей центром культурного, социального и экономического развития региона.
Оператор конкурса – Ассоциация менеджеров культуры (АМК). АМК – культурная сеть национального масштаба, объединяющая экспертов, консультантов и менеджеров социально-культурных проектов. Проекты АМК направлены на поддержку и развитие активных людей и некоммерческих организаций, работающих с культурным потенциалом территории; развитие сотрудничества и горизонтальных связей между менеджерами и организациями культуры.