Начало было положено год назад, когда к 175-летию со дня рождения Ивана Крамского директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский и его единомышленники организовали первый академический пленэр на родине знаменитого живописца. В Острогожский район приехали художники из Москвы, Тамбова, Курска, Липецка, Белгорода, Воронежа.
В те десять осенних дней они не только писали. Беседовали с признанными мэтрами, работавшими на пленэре – Олегом Савостюком и Зурабом Церетели, знакомились друг с другом и с жителями Острогожского района. Последние встретили гостей по-деревенски хлебосольным и искренним застольем, песнями, катанием на лошадях, рыбалкой и прогулками на лодках по реке. Пораженные столь искренним радушием художники в долгу не остались – провели специальные мастер-классы, в том числе и для самых маленьких живописцев, передали в дар свои некоторые работы.
Зимой, хоть и меньшим составом, приехали вновь. Весной в области работали уже студенты из Пензы, Саратова, Рязани, Орла… Летом воронежские академисты отправились в Рязанскую область на тематический есенинский пленэр «В стране березового ситца», а нынешним сентябрем, вместе с художниками из других городов вновь приехали сюда, в небольшое село Новая Осиновка.
– Все начиналось робко,– вспоминает Олег Савостюк, – год назад писали только с натуры, передавая состояния окружающего мира. Получались очень красивые, замечательные полотна, но дальше дело не шло. Но так и должно было быть! На академической основе, как на крепком фундаменте, можно строить настоящее искусство. Однако мне всегда казалось, что пленэр, помимо мастерства отображения окружающего мира, должен развивать внутреннее знание, чутье художника. Даже этюды Левитана, несмотря на идентичность природе, обладают особым, ностальгическим ощущением жизни, грустью, что отличает их от работ других художников. И стремление найти и передать настроение в изображении окружающего теперь усиливается и у нас – без крайностей, без ухода в абстракцию, но неуклонно.
В деревянном домике на берегу речки Тихая Сосна художников встречают улыбками на уже знакомых лицах, искренними расспросами – что да как, какие новости.
Звучат уже и свои, домашние имена. Например, начальник отдела культуры Острогожского района Валерий Гацков здесь зовется всеми не иначе как Родное сердце. Директор Веретьевского досугового центра Ольга Рязанова – Оля и Оленька, заслуженные и народные художники из самых разных городов – здесь просто Паши, Жени, Лены…
Снова «пир горой» и музыка. Она здесь почти не смолкает. Днем работники культуры района во главе с Родным сердцем неистощимы на выдумки – то академическим вокалом удивят, а то под частушки спляшут. И то, и другое – под баян. И на нем Володя – то есть, Владимир Бутов, глава досугового центра в селе Гнилое, кажется,может сыграть все, что угодно.
И пишут – несмотря на хмурое небо, срывающийся время от времени дождь и холодный ветер. Основной идеей нынешней встречи был провозглашен эксперимент и общая концепция – «На родине Крамского» – открыла для этого широкие просторы. Чем и воспользовались. Так в честь знаменитого полотна «Неизвестная» у пленэра этого года появился негласный девиз – «Найди свою незнакомку», который призвал живописцев попробовать себя в жанре портрета. И в результате многие из них нашли и «незнакомок», и «незнакомцев».
Пока художники работают, к ним запросто можно подойти, поговорить и даже, спросив разрешения, поучаствовать в процессе. И подрисованные местным мальчонкой крестики, как и штрихи слишком любопытного журналиста, никто потом не закрасит.
Здесь же, у маленькой деревянной пристани – удочки: ловят рыбу. Крупная плещется в тихой зеленой заводи, поблескивает среди листьев кувшинок, но не дается – куда чаще в ведре оказывается глупый молодняк. Тут можно услышать самые удивительные рассказы – особенно, если послушать коменданта Евгения Денисова. Он подполковник в отставке, командовал в Чечне крупным войсковым подразделением, от его фронтовых будней захватывает дух. Денисова, кстати, тоже зовут в Доме просто – ласково Женей или уважительно Иванычем.
А вечерами все собираются за большим столом у камина. Звучит гитара. Песни – самые разные: народные, бардовские. И всем давно знакомые, из тех, что везде создают уют и тепло.
К стенкам деревянной террасы прислонены готовые работы – пейзажи, портреты, натюрморты… они мягко облиты желтым светом из стеклянных бра. Пахнет еще не высохшей краской. Пока художники в каминной пьют чай, единственный зритель здесь – кошка Дашка, которая важно расхаживает вдоль картин. Возможно, больше всего ей нравится натюрморт с рыбой.
Стоит ее взять на колени и устроиться в мягком кресле – как она тут же сворачивается клубочком и урчит, как трактор «Беларусь».
Голоса в каминной усиливаются. За чаем, конечно, не только поют, но и говорят. Обо всем – об искусстве, о жизни, рассказывают истории – смешные и не очень. Беседа затянется далеко за полночь – но на это никто не обратит внимания. По признанию художников, в городах, где они живут, многое отвлекает от работы, рассеивает, а тут – можно укрыться от всего обыденного и сконцентрироваться на самом главном – творчестве.
– Здесь удается сделать столько, сколько не получается за год, – улыбается Олег Савостюк, – мы показываем друг другу свои работы – происходит постоянный творческий обмен, учеба друг у друга. И главное, что все это не напрасно. Французские художники, которым удалось увидеть работы нашего предыдущего пленэра, говорили мне, что такое искреннее искусство теперь встречается редко, а значит, оно наиболее ценно.
Здесь же, возле уютно потрескивающего огня в камине, появляются все новые и новые идеи. Почему бы, например, не подготовить набор сувенирных открыток с написанными на пленэре видами Острогожска или просто репродукциями избранных работ? Почему бы не помочь выпустить сборник стихотворений поэтессы из села Коротояк Марии Гошковой? Кстати, ее портрет можно было увидеть на итоговой выставке пленэра. Некоторыми предложениями тут же «загораются» и начинают продумывать воплощение. И вот уже тамбовский художник Павел Золотов объявляет, что выпуск сборника Марии Гошковой он берет на себя, а другие наперебой предлагают ему свою помощь.
Над столом повисает чья-то реплика:
– Здесь живет культура. Подумаешь только, что скоро возвращаться в свои города, где ты и твое творчество мало кому нужны, и становится тоскливо.
Итоговая выставка завораживает – будто и не было десятидневного ненастья. Оттенки – от пастельных до таких насыщенно-сочных, что невольно хочется попробовать на зуб. Через большие окна острогожского музея картины заливает солнечным светом. «Распогодилось очень вовремя – когда уезжать пора» – смеются художники.
Реализм и абстракция. Пейзажи, жанровые композиции. Портреты. Персонажи их самые разнообразные – и сами художники, и юная красавица-певица в народном костюме, и свирепый казак в белоснежной папахе.
В этом году новых, приезжих художников здесь немало. Владимир Пименов из Зарайска, Иван Гапоченко из украинских Сум, Любовь Вижуткина из Пензы… А будет еще больше. Идейный вдохновитель пленэров, постоянно фонтанирующий идеями Сергей Гулевский обещает в будущем пригласить Айдан Салахову, а также живописцев из Украины, Белоруссии, Польши, Германии, Болгарии… К следующему пленэру – студенты из Института имени Репина в Санкт-Петербурге. Этот вуз ведет свою историю от Императорской Академии художеств, которую когда-то окончил Крамской.
А те, кто приехал сейчас, гостями не выглядят. У каждого есть свое уютное и обихоженное место.
И десять дней встречи – срок, о котором все говорят одним словом и с большим сожалением – мало! Но есть по этому поводу добрые вести – говорят, что уже в следующем году пленэр продлится дольше.
Здесь все дарят подарки. В последний день их особенно много. И не имеет значения – законченное ли это полотно, веселая история, красивая песня, памятный значок, комплимент, или просто открытая дружеская улыбка.
И, между прочим, подарки преподносятся не только друг другу!
Уже зародилась традиция – часть работ, созданных на пленэре, безвозмездно передают кому-нибудь в собственность. В этом году – школе в Костомарово. Но художники знают, что школ, больниц, библиотек в области еще много и всем им нужны такие подарки:
– Эти места насыщаются искусством. Ведь картины могут влиять на происходящее там, – замечает Олег Савостюк, – К передвижникам можно относиться по-разному, но они сделали очень важное дело – пошли с искусством в народ. Вот и нам хотелось бы заполнить образовавшуюся культурную нишу.
А итоговые выставки пленэров ездят потом из Острогожска и в Воронеж, и в Москву. Поедут и в этом году. А в будущем работы эти смогут увидеть в других городах и странах.
Все, кто собрались в последний вечер пленэра у камина в деревянном домике на реке, уже настолько друг к другу привязаны, что и сами понимают – здесь живет что-то особенное. Все чаще встречается полушуточная-полусерьезная мысль – а что, если нам пора создать особую, свою отдельную творческую группу?
Варианты названия уже есть – новоосиновцы, например. Впрочем, это сейчас не так уж и важно, со временем обязательно найдется самый креативный вариант названия.
Главное, есть Дом, в который всегда хочется возвращаться.
Надежда Конобеевская
фото Вероника Злобина