Треск зарождающейся катастрофы все отчетливее и отчетливее слышен в сегодняшнем мире, и, похоже, избежать ее не удастся…
Как я уже говорил в прошлом выпуске «Времени культуры», именно эта мысль была главной в открывавшем воронежский Фестиваль научного кино «360°» канадском фильме «Пережить прогресс». Теперь, когда фестиваль остался позади, стало окончательно ясно, что мысль о неизбежном апокалипсисе оказалась определяющей во всей программе прошедшего кинофорума. Насколько оправданы фестивальные опасения конца света? Об этом и пойдет речь.
Главный вывод, к которому подвели фильмы Фестиваля «360°», можно сформулировать так: великий переворот, произведенный наукой, сделал современный мир таинственнее, нежели он был раньше. Обилие информации, полученной на просмотрах фестивальной программы, создало ощущение, что все мы, как представители сегодняшнего общества, являемся соучастниками эпохальной драмы с авантюрным сюжетом, объединенным цепочкой событий, где с каждым мигом нарастает напряжение тайны и захватывающая неизвестность.
Границы этой будоражащей сознание неизвестности определили два фильма. С одной стороны – драматическая история Маугли наоборот, в центре которой эксперимент по усыновлению маленькой обезьянки ради доказательства происхождения людей от обезьян (английская лента 2011 года «Проект Ним»), а с другой – обреченность мира, показанная на примере постепенного исчезновения целой части современной планеты, именуемой Арктикой (американское кино этого года «Ускользающий лед»). От реальной обезьяны до исчезающей реальности – вот путь цивилизации, очерченный на Фестивале «360°». От сотворения мироздания – к его смерти.
Но, следуя по этому пути, мы не можем не заметить, насколько в сегодняшнем мире убыстрились темпы развития. Каждый год нашего времени по насыщенности новизной едва ли не равен прежним столетиям. И посему вполне закономерно, что при подобной стремительности жизни, сама жизнь неизбежно приближается к развязке. Ведь, по законам физики, если в единицу времени происходит все больше и больше событий, то рано или поздно наступит то самое мгновение, когда заданная программа закончится, потому что произойдет Всё. Именно по этой причине, ссылаясь на календарь майя, сейчас даже называют точную дату конца света – 21 декабря 2012 года…
С этой точкой зрения заочно спорят создатели американского фильма «Бок о бок» (2012). На первый взгляд, разговор там идет о вещах, далеких от темы апокалипсиса – о двух принципиально разных эпохах пленочного и цифрового кино. Но на этом примере наглядно показано, как техническое обновление порождает не только стремительный процесс устаревания современных технологий, но и устанавливает моду на технологии дня вчерашнего.
В этом и есть формула спасения. Дело в том, что в сегодняшнем мире скорость развития обгоняет самое себя и превращается… в неподвижность. Так возникает умозрительная гипотеза обреченности всеобщего прогресса.
В иносказательной форме об этом рассказывается в английском фильме «Четыре всадника» (2011). За яростными спорами, которые ведут персонажи этого фильма – известные ученые современности, угадывается, по сути, одна объединяющая мысль: любое развитие цивилизации происходит, как правило, на костях настоящего. Поэтому-то история цивилизаций и должна остановить свое движение. Не из-за боязни приближения катастрофы, а из-за замкнутого по самой природе круга развития: все новое, появляющееся в мире с его безумными ритмами, уже фактом своего рождения через настоящее оказывается связанным с прошлым. Даже наука, устремляясь в будущее, мгновенно получает нерешенные вопросы из прошлого. (Отчасти об этом шла речь в обаятельной российской ленте «Чувственная математика» (2012), создатели которой попытались отождествить законы «царицы наук» с человеческими чувствами).
В этом-то и заключается принцип действия системы защиты: новое и старое, вырастая в сегодняшнем мире с равной скоростью, замыкаются друг на друге и образуют внутри самого развития ситуацию покоя. Словом, если мы и движемся к катастрофе, как нулевой отметке времени, то это движение происходит по кругу. И это не гибель будущего, а лишь царство вечного настоящего.
Таков один из возможных вариантов «конца света», показанный на воронежском Фестивале научного кино. И в этом смысле понятие жизни приобретает образ потока времени, который плавно течет среди твердых, неподвижных берегов к неизбежному финалу. Но если течение вдруг прекратится, то все вокруг станет единым мерно колышущимся океаном вечности.
Об этом, по сути, и говорит в фестивальном фильме «Стив Джобс: потерянное интервью» главный герой этой американской ленты – «когда любая компания становиться больше, она хочет скопировать свой первоначальный успех. И многие из сотрудников этой компании думают, что магия содержится в самом процессе достижения этого успеха. Поэтому они пытаются формализовать этот процесс по всей компании. И тогда очень часто люди делают неверный вывод, что процесс это и есть содержание… Дело не в процессе, а в неизменности содержания».
Словом, если движение – это процесс преобразования, а содержание мира – покой, то «покой и есть главное в движении» (Лао-цзы). Поэтому, чем больше движения (катастрофы), тем больше покоя (вечности).
Это и есть «конец света». Мысль изменяется самой мыслью. Закономерность раскрытия содержания обретает смысл вечности, обнаруженный в каждом мгновении прогресса. В этом смысле «конец света» становится содержанием всех времен…
Успех Фестиваля «360°», по словам одного из его организаторов Геннадия Чернушкина, говорит о том, что формат интеллектуальных развлечений оказался востребованным в Воронеже, и этот эксперимент вполне может стать перспективным направлением в культурной жизни города.
«Мы очень хотим, чтобы подобных проектов становилось больше – это правильная траектория жизни. И начинать надо с культуры в более широком смысле – культуры, как мировоззренческого понятия». Эта мысль Геннадия Чернушкина, думается, и определяет то самое пространство времени, которое обозначено в название этого издания.
Дмитрий Дьяков