К началу Года культуры Воронежский областной литературный музей имени И.С.Никитина оказался в непростом положении. Из пяти подразделений, входящих в его состав, работают только два – квартира Марии Мордасовой и усадьба Дмитрия Веневитинова. Здание Мещанской управы и дом самого поэта закрыты по общей причине ненадлежащего состояния зданий – ситуации различаются лишь деталями (в домике Тюриных разместилось региональное отделение Союза писателей России). Но это одна сторона медали.
Наука и жизнь
2014 год, помимо провозглашенного курса на культуру (в том числе и перекрестную – был объявлен год Англии в России и наоборот), отличает коллекция памятных дат: помянутый выше юбилей, 20-летие музея-усадьбы, 190 лет со дня рождения Никитина – и каждую нужно отметить.
Одним из ключевых мероприятий станет Международная научная конференция «Деятельность литературного музея в современных условиях», которая пройдет в Воронеже с 28 по 30 мая (при партнерском участии ВГУ).
Директор музея Светлана Деркачева называет грядущее событие настоящим прорывом, и тому есть причины. Во-первых, масштаб. Гости – из самых разных стран: Великобритания, Венгрия, Чехия, Латвия, Украина. Под стать набору участников и широта тематического поля обсуждения – образовательная функция музея, брендинг территорий, инновационные технологии, работа с аудиторией и многое другое.
Во-вторых, это редкий шанс заявить о музее как о научно-методическом центре со всеми следующими отсюда преимуществами: проведение семинаров и мастер-классов, новые контакты и обмен опытом, расширение возможностей пополнения музейного фонда. Кстати, недавно музею передали два богатейших архива творчества воронежских литераторов – Анатолия Жигулина (даритель – Олег Ласунский) и Ольги Кретовой (даритель – Мария Швецова).
В-третьих, по словам директора, конференция даст возможность объединить под крылом общих идей литературные музеи региона – школьные, районные, городские. И шаг от теории к практике уже сделан – идет работа над созданием банка данных подходящих учреждений, которая должна завершиться к концу марта.
Светлана Деркачева объясняет: «Дело не только в юбилеях и необходимости их отмечать. В ноябре мне довелось побывать на Всероссийском литературном собрании. И там были четко обозначены новые задачи современных литературных музеев – от повышения их значимости (сегодня школа не справляется с функцией воспитания любви к чтению, к русскому литературному наследию, значит, этим должны активнее заниматься музеи) до соблюдения баланса «традиции-инновации». Международная конференция даст возможность обсудить имеющиеся проблемы, получить рекомендации по выполнению тех самых задач и начать сотрудничество с российскими и зарубежными коллегами».
Нет худа без добра
Тем временем в связи с неординарностью ситуации в музее, обусловленной вынужденным простоем закрытых подразделений, коллектив приступил к активному поиску новых форм деятельности. Взять хотя бы интерактивный проект «Музей в чемодане» – сотрудники привозят экспонаты в детские сады, школы, сочетая музейный показ с играми, конкурсами и викторинами.
В музее-квартире Марии Мордасовой, кстати, есть своя памятная дата – в следующем году будет отмечаться 100-летие со дня рождения певицы. Подготовка к нему ведется уже сейчас. Идет работа над книгой о Марии Николаевне с использованием почти не изученных ранее источников – писем, уникальных фотографий. Запущен проект «Воспоминания» – съемка фильма-интервью людей, знавших Мордасову лично. Кроме того, сотрудникам удалось собрать и изучить коллекцию костюмов знаменитой воронежской певицы, что воплотилось в тематической передвижной выставке.
Не менее интересное направление – проект «Мордасовская шкатулка», благодаря которому создается база данных уникальных коллективов, творческих объединений, сохраняющих и продвигающих традиции фольклорной культуры региона.
Уже сейчас начали воплощаться и совсем необычные для музея–квартиры Мордасовой инициативы – мастер-классы народной песни, уроки по изготовлению тряпичных кукол-оберегов и народных украшений, стилизованные народные праздники. То ли еще будет – ведь неслучайно Деркачева говорит, что потенциал музея пока не реализован полностью.
Тривизор княгини Волконской
Как было сказано выше, одной из проблем, обсуждавшихся на Всероссийском литературном собрании, а также на Международном форуме литературных музеев в Москве (апрель-2013) стало соблюдение баланса «традиции-инновации». Именно он не должен позволить музею зачахнуть в пыли или, наоборот, превратиться в выставочный павильон, начиненный современными технологиями.
Особую актуальность это приобретает в случае с обновленным музеем-усадьбой Веневитинова. Вечернее шоу проекций в окнах, которое создают движущиеся в танце тени, цифровые копии редких архивных материалов, 3D-макет всего усадебного комплекса – это далеко не полный перечень следов технического прогресса в старинном особняке.
Правда, это не мемориальный музей – и требований придерживаться свидетельств а-ля «кресло стояло вот там» нет, значит, возможностей для эксперимента больше. Но тот самый баланс соблюден – например, в зале любовной лирики, посвященной Зинаиде Волконской, тривизор (устройство для трансляции 3D изображения, внешне представляющее собой стеклянную пирамиду) соседствует со старинной мебелью.
Поиск новых форм деятельности идет и здесь. Продолжится стартовавший в прошлом году фестиваль «Веневитиновские сезоны» – который, по утверждению Деркачевой, станет первым шагом на пути к созданию при музее международного центра литературы и искусства. Причем развитие английского направления этого проекта идет уже сейчас в сотрудничестве с культурологом Татьяной Сиротиной (Лондон) и языковой школой «Интерлингва» (Воронеж).
Усадебный комплекс сегодня – это лишь часть прежних угодий, и желание выйти на старые просторы (например, к погосту, где захоронены предки поэта или на родник в Святом Логу) привело к появлению нового проекта – «Тропинки Веневитиновых».
Светлана Деркачева: «Помимо музея в Новоживотинном, в Рамонском районе находится несколько усадеб, когда-то принадлежавших Веневитиновым. Мечта музейщиков – сохранить эти уникальные памятники архитектуры, а в перспективе, возможно, взять их «под крыло» Литературного музея, создав тем самым «золотое кольцо» усадеб Веневитиновых. Весьма интересная задумка в контексте растущего интереса к феномену усадебной культуры и развития новых туристских маршрутов».
Этот же проект, по замыслу активного директора, должен стать первым шагом на пути к экомузею, суть которого – в создании на территории района мест и объектов, представляющих собой «живую» коллекцию природных и культурных богатств, мастер–классы и показы, маршруты и тропы с событийными программами и, конечно, вовлечение в эту деятельность местных жителей.
Отсюда – необходимость развития волонтерского движения, решение социальных, культурных, экономических проблем села, формирование на базе музея многофункционального культурно-просветительского центра и многое другое.
***
Литературу экспонировать трудно. До недавнего времени в музеях, связанных с жизнью и творчеством писателей, традиционно представлялись предметы эпохи, книги и автографы. Особенно ярко это проявилось в мемориальных домах и квартирах: мебель, предметы быта, «его чернильница» и так далее. Но с учетом современных реалий этот подход уже не может оставаться единственным.
Сейчас на разных уровнях идет дискуссия и поиск современных форм подачи именно текста, чтобы он был понятен и интересен посетителю. С другой стороны – новые экономические условия диктуют таким музеям необходимость зарабатывать самостоятельно, повышать эффективность работы.
В этом году Литературным музеем впервые заявлено о проведении 14 (!) выставочных проектов, примерно треть которых – передвижные, в том числе и межрегиональные. И на вопрос, не слишком ли грандиозны и смелы планы, Деркачева отвечает, что музею многое будет по плечу при условии расширения социального партнерства, выстраивания отношений с музейным сообществом не только региона, страны, но и международного уровня. В декабре 2013 года удалось войти в Союз музеев России, а в марте нынешнего – в состав Международного совета музеев ICOM.
Таким образом, 2014 год для Литературного музея должен стать этапом закладки мощного фундамента, который поможет дальнейшему инновационному развитию.
Надежда Конобеевская
Иллюстрация Михаил Супруненко