Традиции в 4-D. Вопросы, планы и мечты Литературного музея

0

К началу Года культуры Воронежский областной литературный музей имени И.С.Никитина оказался в непростом положении. Из пяти подразделений, входящих в его состав, работают только два – квартира Марии Мордасовой и усадьба Дмитрия Веневитинова. Здание Мещанской управы и дом самого поэта закрыты по общей причине ненадлежащего состояния зданий – ситуации различаются лишь деталями (в домике Тюриных разместилось региональное отделение Союза писателей России). Но это одна сторона медали.

lit1

Наука и жизнь

2014 год, помимо провозглашенного курса на культуру (в том числе и перекрестную – был объявлен год Англии в России и наоборот), отличает коллекция памятных дат: помянутый выше юбилей, 20-летие музея-усадьбы, 190 лет со дня рождения Никитина – и каждую нужно отметить.

Одним из ключевых мероприятий станет Международная научная конференция «Деятельность литературного музея в современных условиях», которая пройдет в Воронеже с 28 по 30 мая (при партнерском участии ВГУ).

Директор музея Светлана Деркачева называет грядущее событие настоящим прорывом, и тому есть причины. Во-первых, масштаб. Гости – из самых разных стран: Великобритания, Венгрия, Чехия, Латвия, Украина. Под стать набору участников и широта тематического поля обсуждения – образовательная функция музея, брендинг территорий, инновационные технологии, работа с аудиторией и многое другое.

Во-вторых, это редкий шанс заявить о музее как о научно-методическом центре со всеми следующими отсюда преимуществами: проведение семинаров и мастер-классов, новые контакты и обмен опытом, расширение возможностей пополнения музейного фонда. Кстати, недавно музею передали два богатейших архива творчества воронежских литераторов – Анатолия Жигулина (даритель – Олег Ласунский) и Ольги Кретовой (даритель – Мария Швецова).

В-третьих, по словам директора, конференция даст возможность объединить под крылом общих идей литературные музеи региона – школьные, районные, городские. И шаг от теории к практике уже сделан – идет работа над созданием банка данных подходящих учреждений, которая должна завершиться к концу марта.

Светлана Деркачева объясняет: «Дело не только в юбилеях и необходимости их отмечать. В ноябре мне довелось побывать на Всероссийском литературном собрании. И там были четко обозначены новые задачи современных литературных музеев – от повышения их значимости (сегодня школа не справляется с функцией воспитания любви к чтению, к русскому литературному наследию, значит, этим должны активнее заниматься музеи) до соблюдения баланса «традиции-инновации». Международная конференция даст возможность обсудить имеющиеся проблемы, получить рекомендации по выполнению тех самых задач и начать сотрудничество с российскими и зарубежными коллегами».

 

Нет худа без добра

Тем временем в связи с неординарностью ситуации в музее, обусловленной вынужденным простоем закрытых подразделений, коллектив приступил к активному поиску новых форм деятельности. Взять хотя бы интерактивный проект «Музей в чемодане» – сотрудники привозят экспонаты в детские сады, школы, сочетая музейный показ с играми, конкурсами и викторинами.

В музее-квартире Марии Мордасовой, кстати, есть своя памятная дата – в следующем году будет отмечаться 100-летие со дня рождения певицы. Подготовка к нему ведется уже сейчас. Идет работа над книгой о Марии Николаевне с использованием почти не изученных ранее источников – писем, уникальных фотографий. Запущен проект «Воспоминания» – съемка фильма-интервью людей, знавших Мордасову лично. Кроме того, сотрудникам удалось собрать и изучить коллекцию костюмов знаменитой воронежской певицы, что воплотилось в тематической передвижной выставке.

Не менее интересное направление – проект «Мордасовская шкатулка», благодаря которому создается база данных уникальных коллективов, творческих объединений, сохраняющих и продвигающих традиции фольклорной культуры региона.

Уже сейчас начали воплощаться и совсем необычные для музея–квартиры Мордасовой инициативы – мастер-классы народной песни, уроки по изготовлению тряпичных кукол-оберегов и народных украшений, стилизованные народные праздники. То ли еще будет – ведь неслучайно Деркачева говорит, что потенциал музея пока не реализован полностью.

 

Тривизор княгини Волконской

Как было сказано выше, одной из проблем, обсуждавшихся на Всероссийском литературном собрании, а также на Международном форуме литературных музеев в Москве (апрель-2013) стало соблюдение баланса «традиции-инновации». Именно он не должен позволить музею зачахнуть в пыли или, наоборот, превратиться в выставочный павильон, начиненный современными технологиями.

Особую актуальность это приобретает в случае с обновленным музеем-усадьбой Веневитинова. Вечернее шоу проекций в окнах, которое создают движущиеся в танце тени, цифровые копии редких архивных материалов, 3D-макет всего усадебного комплекса – это далеко не полный перечень следов технического прогресса в старинном особняке.

Правда, это не мемориальный музей – и требований придерживаться свидетельств а-ля «кресло стояло вот там» нет, значит, возможностей для эксперимента больше. Но тот самый баланс соблюден – например, в зале любовной лирики, посвященной Зинаиде Волконской, тривизор (устройство для трансляции 3D изображения, внешне представляющее собой стеклянную пирамиду) соседствует со старинной мебелью.
Поиск новых форм деятельности идет и здесь. Продолжится стартовавший в прошлом году фестиваль «Веневитиновские сезоны» – который, по утверждению Деркачевой, станет первым шагом на пути к созданию при музее международного центра литературы и искусства. Причем развитие английского направления этого проекта идет уже сейчас в сотрудничестве с культурологом Татьяной Сиротиной (Лондон) и языковой школой «Интерлингва» (Воронеж).

Усадебный комплекс сегодня – это лишь часть прежних угодий, и желание выйти на старые просторы (например, к погосту, где захоронены предки поэта или на родник в Святом Логу) привело к появлению нового проекта – «Тропинки Веневитиновых».

Светлана Деркачева: «Помимо музея в Новоживотинном, в Рамонском районе находится несколько усадеб, когда-то принадлежавших Веневитиновым. Мечта музейщиков – сохранить эти уникальные памятники архитектуры, а в перспективе, возможно, взять их «под крыло» Литературного музея, создав тем самым «золотое кольцо» усадеб Веневитиновых. Весьма интересная задумка в контексте растущего интереса к феномену усадебной культуры и развития новых туристских маршрутов».

Этот же проект, по замыслу активного директора, должен стать первым шагом на пути к экомузею, суть которого – в создании на территории района мест и объектов, представляющих собой «живую» коллекцию природных и культурных богатств, мастер–классы и показы, маршруты и тропы с событийными программами и, конечно, вовлечение в эту деятельность местных жителей.

Отсюда – необходимость развития волонтерского движения, решение социальных, культурных, экономических проблем села, формирование на базе музея многофункционального культурно-просветительского центра и многое другое.

***

Литературу экспонировать трудно. До недавнего времени в музеях, связанных с жизнью и творчеством писателей, традиционно представлялись предметы эпохи, книги и автографы. Особенно ярко это проявилось в мемориальных домах и квартирах: мебель, предметы быта, «его чернильница» и так далее. Но с учетом современных реалий этот подход уже не может оставаться единственным.

Сейчас на разных уровнях идет дискуссия и поиск современных форм подачи именно текста, чтобы он был понятен и интересен посетителю. С другой стороны – новые экономические условия диктуют таким музеям необходимость зарабатывать самостоятельно, повышать эффективность работы.

В этом году Литературным музеем впервые заявлено о проведении 14 (!) выставочных проектов, примерно треть которых – передвижные, в том числе и межрегиональные. И на вопрос, не слишком ли грандиозны и смелы планы, Деркачева отвечает, что музею многое будет по плечу при условии расширения социального партнерства, выстраивания отношений с музейным сообществом не только региона, страны, но и международного уровня. В декабре 2013 года удалось войти в Союз музеев России, а в марте нынешнего – в состав Международного совета музеев ICOM.

Таким образом, 2014 год для Литературного музея должен стать этапом закладки мощного фундамента, который поможет дальнейшему инновационному развитию.

Надежда Конобеевская
Иллюстрация Михаил Супруненко

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий