В начале июля в московском Парке Горького прошел III международный фестиваль садов и цветов. Для России это в своем роде уникальное событие, где можно увидеть проекты в сфере ландшафтного искусства. На празднике была представлена и Воронежская область, которая отмечает свое 80-летие и является учредителем аналогичного мероприятия – выставки-ярмарки «Воронеж-Город-Сад».
В Москву воронежцы привезли четыре проекта, которые участвуют в основном конкурсе садово-паркового искусства. Кроме того, наш край стал дебютантом-первопроходцем в новом внутрифестивальном проекте – «Сады России». Суть его – в презентации отдельного города или края (который славится своей зеленой индустрией) в рамках одного дня. Воронежцам выпало восьмое июля – День семьи, любви и верности.
Эффект от насыщенной воронежской программы не испортили ни зной, ни дождь, которые попеременно старались досадить в тот день зрителям в парке Горького. У старинного автомобиля с овощными пассажирами, как и у цветочных платьев, выстраивались огромные очереди из желающих здесь сфотографироваться. Песенный коллектив воронежской Академии искусств – народный ансамбль «Воля» – дважды поднимался на украшенную пышными снопами сцену, чтобы исполнить самобытные песни своей малой родины. Дальше – официальная часть, на которой было зачитано приветственное послание от главы региона Алексея Гордеева, благодаря которому появление Воронежа на этом фестивале стало возможным.
Инициатором же участия Воронежской области стала супруга губернатора Татьяна Гордеева. В результате такой поддержки многие «зеленые» проекты получили свое воплощение не только на конкурсных площадках, но и в парках и скверах Воронежа. Кроме того, выступили Елена Фаддеева, врио заместителя председателя правительства Воронежской области, и Алексей Карякин, врио руководителя Воронежского областного департамента природных ресурсов и экологии. Отдельно надо отметить, что участию наших воронежских проектов в фестивале поспособствовал как раз упомянутый департамент природных ресурсов и экологии. Был показан видеоролик о нашем крае и произнесено слово о визитной карточке области – том самом «Воронеже-Городе-Саде», который с радостью готов расширить и географию, и выставочное пространство ради новых проектов.
А дальше было еще увлекательнее, ведь Воронеж – город «честолюбивых людей, у которых все должно быть первое». Например, у нас прошла первая в России велосипедная свадьба – молодожены Сергей и Ольга Змеевы специально приехали на фестиваль. Отсюда и конкурс велобукетов, в котором первенство тоже было за нами. Пройдет и награждение лучших хозяйств в номинации «Зеленые династии», и детский мастер-класс по изготовлению из бумаги шляпок в виде кабачков – одной из главных сельхозкультур региона. Новость первостепенной важности поступит уже 11 июля, когда на торжественном награждении участников грандиозного фестиваля станет ясно: Воронежская область – дебютант особый, вероятно, тем, что слишком талантливый. Дело в том, что все четыре проекта воронежской презентации отмечены жюри: две золотые и две серебряные медали! Плюс приз зрительских симпатий у микромодели русского народного быта – «Ямской слободки», самого популярного сада на фестивале.
Медалисты
«Ямская слободка» построена у главного входа в парк. Заборчик, домик с соломенной крышей, небольшой огородик и живность в виде так называемых топиарных объектов (постриженных по определенной форме кустарников): корова, которую хочется погладить по зеленому лбу, поросята, лошадь. Всем этим ведает хозяйка в русско-народном одеянии, которая гостей привечает да рассказывает о проекте. Здесь можно просто сесть на лавку у порога, погладить настоящего, живого кота и вспомнить прошлое.
Почти рядом – «Магическое воплощение Рамонского парка», созданное под руководством известного воронежцам французского архитектора Оливье Дамэ. Это небольшой парк, где в огромной клумбе пылают головки привезенных из Франции роз, а позади стоит огромная фотография дворца Ольденбургских. Итальянский мастер, помогавший Дамэ колдовать над проектом, на этом не остановился: чтобы получить максимальное впечатление, нужно смотреть сквозь красные, зеленые и синие линзы, вставленные в стоящие у входа в сад картонные деревья. Теперь француз охвачен идеями по поводу «Воронежа-Города-Сада» и замечает, что именно региональные проекты позволяют привлечь внимание общественности к проблеме восстановления зеленого ландшафта, зачастую представляющего собой часть материального культурного наследия.
После русских традиций и французского воображения – английская ироничность и тема исторической памяти. «Выкрасить розы в красный цвет» по «Алисе в стране чудес» и «Воспоминания Эдвардианского сада» – сложные и скрупулезные работы неожиданно молодого дизайнера и архитектора Каспиана Робертсона, дебютировавшего на прошлом московском фестивале с садом A La Mode Dining. Клетчатый узор на полу, скатерти, красные розы, выращенные в питомнике Москвы, – не хватает Безумного шляпника с Мартовским зайцем, проливающих чай и перебивающих друг друга в полуабсурдной беседе. Зато есть Алиса, у нее непривычно фиолетовые волосы, но полностью сказочный дресс-код: платье, усеянное игральными картами, чья королева и требовала перекрашивать белые розы в кроваво-красные.
Этот цвет затопляет реальность во время войны, хотя второй проект Робертсона менее яркий – он про ностальгию по сокровенному мирному времени. Сад оформлен в стиле Эдвардианского периода с его сентиментальностью и легкой ассиметрией: аккуратно подстриженные розовые кусты, одинокая скамейка – и все это в обрамлении высоких окон из оргстекла, на которых проступают портреты солдат Первой мировой войны и воодушевляющие тексты песен на английском и русском языках. Сюжетная основа – история вполне реального человека по имени Генри «Гарри» Лаудер. Он писал эти песни, пытаясь справиться с горем после гибели сына в одном из сражений Первой мировой. Потом начал музыкально-просветительскую работу на фронте, вербовал добровольцев и собирал деньги на помощь раненым.
Дальнейшая судьба этих проектов уже известна: они будут представлены на выставке-ярмарке «Воронеж-Город-Сад», которая пройдет 6-7 сентября в нашем городе. Каспиан Робертсон, например, к этому времени планирует слегка откорректировать второй сад, заменив английскую поэзию русской.
Романс на прощание
После такой насыщенной программы самое время сесть на закате дня под раскидистое дерево, держа в руках чашку с чаем. Тем более и обстановка благоприятствует: в глубине фестивальной зоны виднеются окружности столов, накрытых белоснежными скатертями; уже расставлены приборы, тарелки с ароматными пирогами и свежими ягодами. Вот уже вышли на променад дамы в длинных платьях и широких шляпах, рядом кавалеры – кто во фраке, кто в военной форме. Здесь будет чаепитие в духе старинной русской традиции. Будут танцы – французская кадриль или вальс-миньон в исполнении тех самых дам и кавалеров и обычных участников чаепития. На прощание – лиричная, невесомая мелодия романса, будь то «И отцвели хризантемы в саду…» или «А напоследок я скажу…» Вот такое интеллектуально-театральное действо предстало перед фестивальной публикой. Оно стало завершающим моментом пребывания Воронежской области в Москве, ярким знаком препинания в истории нашего края и Moscow Flower Show. Каким именно – будет видно в перспективе сотрудничества между двумя активными российскими фестивалями.
А напоследок…
На недавней конференции, которую проводил воронежский литературный музей, была лекция, посвященная упоминаниям садов и парков в творчестве писателей. По окончании ее автор, искусствовед и путешественник Борис Соколов, заметил, что с ландшафтным искусством сейчас все непросто. Нет специалистов, которых бы грамотно обучали и выпускали в свет. После Moscow Flower Show складывается несколько иное впечатление: вот они, творцы ландшафтов, чье мастерство при должном внимании публики способно в корне изменить существующее положение. Хочется верить, что так и будет, что фестиваль – это своеобразный вектор для российских и зарубежных дизайнеров, планка, которую нужно достигнуть, а потом планомерно поднимать. Получится ли, покажет время не столько абстрактное, сколько вполне реальное – грядущий в сентябре «Воронеж-Город-Сад».
Валерия Боброва
Фото Иван Ненашев