Субъективный обзор воронежских театров. Часть 5.
Полный обзор см. на странице…
Вы мне можете не поверить, но я говорю совершенно серьезно: артист воронежского театра драмы Антон Тимофеев – сумасшедший.
Долгое время я не подозревал об этом и думал следующее: ну, актёр и актёр – в меру симпатичный, в меру талантливый, в меру разносторонний – не так уж мало таких. Подобное мнение о Тимофееве бытовало, когда он ещё в ТЮЗе работал. Но потом он не выдержал тоскливого режиссёрства Латушко и успешно сбежал в драмтеатр, где его с радостью и приняли. После этого Антона словно подменили, творческая меланхолия исчезла, словно её и не было никогда. И сразу на нескольких воронежских сценических подмостках загромыхала кипучая тимофеевская энергия.
Помню, несколько лет назад было дело, забрёл я в Дом актёра на капустник, приуроченный ко Дню театра. Забрёл, скорее, по привычке, не думая увидать там что-либо интересное. Суть в том, что «капустное» движение в Доме актёра очень быстро сошло на нет после того как этим делом перестали заниматься легендарные народные артисты Анатолий Абдулаев и Александр Тарасенко. Они в своё время умели увлечь и объединить своими замыслами актёров и музыкантов со всех воронежских театров, превратить эти выступления в настоящие шоу.
После них на протяжении многих лет в Доме актёра случались разве что тошнотворно скучные концерты «для галочки», и вина за это лежала вовсе не на руководстве учреждения. Местные методисты как раз постоянно проявляли активность, чуть ли не за руки ловили заходивших туда актёров и режиссёров, уговаривая поучаствовать в организации капустников. Актёры нехотя соглашались, но тратить время на придумывание самостоятельных сценариев и репетиции им откровенно не хотелось, поэтому вместо капустников клеили сборные концерты из готовых номеров, которые есть у каждого творческого исполнителя на случай оперативно подвернувшейся халтурки.
Так вот, пришёл я, значит, тогда в Дом актёра, открылся занавес, и я глазам своим не поверил. На сцене развернулось совершенно фантастическое действо, в котором участвовали не меньше 40 чело- век молодёжи из драмы, ТЮЗа и оперного театра. С музыкой, песнями, танцами, эстрадными номерами, объединёнными единым сквозным сюжетом. Классно, современно, с драйвом, всё на одном дыхании – в общем, пора просыпаться Дому актёра и радоваться, ибо если всё так пойдет и далее, то, вероятно, здесь скоро на капустниках снова будут аншлаги с овациями, а не тишина и запустение.
Кто ж, спрашиваю, придумал и организовал такой масштабный театральный праздник? Кто из наших великих режиссёров сподобился? Не-е-ет, мне отвечают, это Антоша Тимофеев… Он пока ещё не великий, но обязательно таковым будет!
Через полгода в Доме актёра состоялось ещё одно представление, придуманное и срежиссированное Антоном, потом третье… Вы вообще представляете, сколько энергии и личной убедительности надо иметь, чтобы организовать 40 человек из разных театров, придумать всем интересные роли – да ещё чтобы все эти 40 творческих разбойников согласились репетировать со своим режиссёром Али-Бабой целый месяц по ночам – внимание! – бесплатно?! И ведь это не было единичным мероприятием, 3 масштабных шоу-программы говорили о возможности создания, по сути, нового эстрадно-драматического театра с условным штатом из нескольких десятков актёров-альтруистов (кстати, недавний капустник для открытия театрального сезона в Доме актёра готовил опять же Антон).
Но Тимофеев ведь сумасшедший. Он попробовал одно, ему тут же хочется заняться чем-то новым, он наполняет свой день творческими занятиями – и с тем же запасом энергии, который половина страны расходует, чтобы от работы отлынивать. Несмотря на серьёзную актёрскую нагрузку, раньше он работал педагогом в театральной студии с детьми, помогал снимать клипы и придумывать сценические действия для одного из воронежских хореографических ансамблей, был ведущим и режиссёром в нашей телепередаче «Время Культуры», ставил спектакли в антрепризе – и всё это делал весьма неплохо.
Если есть на свете лечебницы для театралов-трудоголиков, то Антону Тимофееву уготовано там почётное место. Но это, так сказать, преамбула к основной мысли, ради которой, собственно, я и затеял всю эту писанину. Не так уж и давно Антон создал свой театр «Неформат» – и вот об этом детище Тимофеева следует поговорить более подробно.
Когда-то в Доме актёра существовала творческая театральная лаборатория, этакая свободная площадка, куда каждый артист или начинающий режиссёр мог прийти и попробовать свои силы на уровне самостоятельного проекта. Это было место проб и ошибок, восхитительная театральная кузница, где ковались творческие кадры, не ищущие лёгких путей в искусстве, а определяющие свой уникальный путь ночными бдениями над сценариями и наполненными самоотдачей репетициями. Потом как-то стало не до альтруизма, да и в искусство попадали более лёгкими способами, поэтому лабораторию забыли, и несколько десятков лет её сквозная идея не была востребованной… Вероятно, чтобы в нынешнее время она пришла в голову сумасшедшему Антону Тимофееву и воплотилась в новом качестве и с новым названием.
«Неформат» – не просто свободная театральная площадка, это сцена для экспериментов на стыке театра, танца, современной музыки и медиа, по сути – здоровая и живая реакция на академические претензии коммерческого театра. Тимофеев сразу решил, что формата «культурно-досуговых развлечений» в «Неформате» не будет. То есть вообще. Ну что ж, ему видней, а наше дело – рассказать, как устроен «Неформат», с чего он начинался.
Группа энтузиастов во главе с Антоном взяла в аренду подвальчик в нижней части Дома актёра, совершенно непригодный для обустройства там театра. Дорогу осилит идущий, особенно, если идущих несколько, и у них не только светлые головы, но и золотые руки. Все в подвальчике ребята сделали сами: и общий ремонт, и сцену, и нехитрое оборудование – свет, звукорубку. Получился уютный такой театрик со зрительным залом человек на 70 максимум. Билеты недорогие, поскольку демократичность – это тоже один из принципов существования «Неформата». Театр живет на самоокупаемости, единственный источник дохода – продажа билетов.
Никаких дотаций нет и не предвидится. С кассовых сборов оплачивается аренда помещения, покупка инвентаря и необходимого сценического оборудования, даже небольшие гонорары артистам. Режиссёрам в этом театре платить не полагается. Считается так: коли ты неизвестен, но считаешь, что можешь состояться в этой профессии – пожалуйста. Вот тебе площадка, техника, время – доказывай свою творческую состоятельность, ты ведь ради этого пришёл, а не подзаработать, верно? Что же касается актёров, то они люди зависимые, им компенсацию получать сам бог (и Тимофеев) велел – вдруг работать с тем или иным режиссёром далеко не сахар, а приходится.
Самобытно, самостоятельно – речь и о деньгах, конечно же. Справедливости ради следует сказать, что немало было и остаётся небольших театров в мире, которые в период кризиса финансового или идеологического олицетворяют собой способность отмежеваться, дабы работать и творить. Как оказалось, и воронежский «Неформат» всё это умеет. И набирать (пусть небольшие) труппы, и выступать, и платить деньги своим актёрам. Эта практика непроста, мало кто отваживается испробовать её на себе, но тем, кто не остановился в начале пути, всё компенсируется удивительным пьянящим чувством творческой свободы и независимости. Как мне сейчас кажется, Тимофееву интересно мыслить широко, конструктивно. В каждом, кто приходит в «Неформат» со своим личным проектом, он априори видит члена своей команды. Тимофеев тактично не выпячивает свое худручество, не лезет с поучениями и наставлениями. Он ставит одну-единственную задачу: соответствовать определенному художественному уровню, а потом незаметно так, ненавязчиво следит, чтобы вышеупомянутый результат был достигнут. А как ты к этому результату придёшь – это уж твоё дело. Все здесь понимают, что возиться с ними никто не будет – либо ты подхватишь ритм работы, либо останешься за бортом – в общем, отличная школа, проверка на зрелость. Это подход очень современный, может быть, даже опережающий своё время.
Пусть не обижаются на меня представители других театральных объединений, собранных по принципу антрепризы, что я не упомянул их в этом обзоре. Прекрасно, что они есть. Просто с их целями и задачами (в том числе и коммерческими) всё более-менее понятно, и погоды в воронежском театральном пространстве они пока не делают. А о «Неформате» я рассказал наряду с государственными театрами потому, что Тимофеев сотоварищи занимаются тем, что являет собой основу основ сути театра как явления искусства. Всё великое в этом мире начиналось с альтруистичной одержимости своей профессией. Поэтому значение «Неформата» в нашем городе, с моей точки зрения, гораздо масштабнее и серьёзнее, нежели тот подвальчик, в котором он обитает.