Театр 2.0, или современные технологии на сцене

1

Использование современных технологий на сцене – идея, как минимум, не новая. Во все времена режиссеры, глядя на изменяющийся мир вокруг, пытались применять новшества в своих спектаклях. Подъёмные машины, люки в сцене были ещё у древних греков (трагедия Эсхила «Прометей» заканчивается ремаркой: «Прометей проваливается»). Леонардо да Винчи приложил свой многогранный талант и к созданию хитроумных театральных машин. Мольер в своём театре в изобилии использовал разную механику. Это было и привлечение зрителя, и одновременно, поиск новых форм. Неистребимое желание человека идти дальше и развиваться, заставляло театр экспериментировать с новой техникой.

Частенько такие эксперименты оказывались неудачными. Скажем, в 80-х годах прошлого века в театре Моссовета шёл спектакль по модному тогда роману Хейли «Аэропорт». Когда герой с кем-нибудь разговаривал по телефону, начинал громко-громко трещать кинопроектор, и на заднике появлялось кино с лицом его собеседника. Было фальшиво и нехудожественно.

Вообще, надо сказать, в театре, в отличие от кинематографа, современные технологии приживаются менее охотно. Почему? Во-первых, театр всегда был более элитарным зрелищем, актёры и режиссеры пытались заставить зрителя задуматься, а не попусту развлечь. Кинематограф же, в основном, шел по пути шапито и цирка, его интересовала массовая аудитория. Поэтому зрелищность кинопродукта была чрезвычайно важна.

Во-вторых, инвестиции в кинематографе не идут ни в какое сравнение с инвестициями в классическом театре. Сейчас кинобюджет в десятки миллионов долларов никого не удивляет, театру же о таких суммах даже мечтать не приходится.

Впрочем, мы не противопоставляем «кино VS театр – что лучше?». У каждого жанра свои зрители, свои особенности и свои поклонники. В России больше 500 стационарных театров, и далеко не все из них ставят лишь Островского и Шекспира. В конце концов, в театрах всего мира успешно идут мюзиклы, комедии, феерии – то, что понятно массовому зрителю, и на что он охотно идет. И как тут обойтись без технических новшеств?

Довольно часто в современных театральных постановках используется видеопроекционное оборудование. Возьмем оперу «Воццек» известного оперного режиссера Дмитрия Чернякова (декабрь 2009). Черняков много ставит в Европе, поэтому и решение спектакля было подчеркнуто современным. В спектакле практически не использовалось стационарное световое театральное оборудование – сцена освещалась встроенными в декорацию специальными люминесцентными светильниками, бытовыми лампами и торшерами, лайтбоксами и светодиодными устройствами. Первый монтаж всего светового оборудования занял около 10 дней – для классического театра это очень много. Режиссер поставил задачу, чтобы проекция титров шла на темное пространство вокруг декораций. Плюс эти титры должны появляться именно там, где в это время поёт солист. Плюс во время смены сцены на том же черном тюле должен был пропечатываться (как будто печатной машинкой) синопсис (краткое содержание картины). Плюс в комнате главной героини телевизор, висящий на стене, должен включаться и выключаться, переключать программы, и ребенок должен играть в видеоигру, которую тоже необходимо включать и выключать… В общем, уйма «плюсов», которые не решались стандартными средствами техники классического театра.

Но все эти задачи были успешно решены – современными техническими средствами. Проекция титров и синопсисов шла на черный бесшовный тюль, который служил экраном, с помощью мощного проектора Christie Roadie HD 30k . Управление проекцией и телевизором на сцене осуществлялось с помощью двух медиасерверов Catalyst V4. Световая программа и синхронизация 800 слайдов с титрами перевода шли через два световых пульта.

Кстати, французы были в большом восхищении от «Воццека», и музыкальный канал «Меццо» и одна звукозаписывающая студия предложили Чернякову купить права на трансляцию и выпуск DVD.

Еще один интересный пример – «Летучая мышь» (режиссер Василий Бархатов, художник Зиновий Марголин, художник по свету Дамир Исмагилов, март 2010). Действие спектакля было перенесено на круизный корабль. В сцене «Банкетный зал» в нескольких десятках иллюминаторов должны были проплывать облака, создавая эффект движущегося корабля, под ватерлинией плавать рыбы, день должен сменяться вечером, а в конце действия должно было произойти крушение. Это был большой единый кадр с разрешением 2хFullHD, на который мы смотрели как бы через трафарет иллюминаторов.

В сценах с крушением за иллюминаторами должны были прыгать в море люди. Это были отдельные видеофрагменты с альфа-каналом (то есть, без фона), которые накладывались на основное видео. В последней картине на сцене – причал, за которым на большом экране-заднике мы видим морскую гладь с тонущим кораблем. В течение картины корабль должен был погружаться в воду, но не равномерно, а на музыкальных акцентах.

Все эти нестандартные задачи были решены не только успешно, но и весьма эффектно – как показали первые же несколько выступлений, публика, особенно молодая, встретила подобные новшества восторженно.

Разумеется, не только в России пытаются внести свежую струю в классику. Экспериментальный французский театр AdrienM создал спектакль, замешанный на дополненной реальности. Французы взяли технологию отслеживания движений, соединили ее с видео–маппингом (видео-проецированием на объемные предметы), и теперь приглашают посмотреть это очень необычное шоу.

Пожалуй, тут надо сделать маленькое пояснение. «Что такое дополненная реальность?», могут спросить некоторые читатели. «Да и про технику отслеживания движений тоже не помешало бы пояснить» – добавят другие. Охотно сделаем это, ибо некоторые современные технологии настолько интересны, что просто нельзя пройти мимо.

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) – технология, добавляющая в реальный мир виртуальные предметы. Классический пример – цветная линия, показывающая траекторию движения шайбы при телетрансляции хоккейных матчей. Эта траектория рисуется на компьютере, после чего накладывается на реальное изображение хоккейной площадки.

Про «видео-маппинг» мы уже рассказывали выше, разве что не называли это таким умным словом. По сути, это просто изображение с проектора, вписанное в окружающую действительность и проецируемое на трехмерные предметы (здания, деревья, памятники…). Самые известные применения видео-маппинга – это огромные проекции на здания.

Менее масштабный видео-маппинг стали использовать на сцене не так давно, и «Воццек» и «Летучая» мышь Бархатора – тому свежие примеры.

С технологией отслеживания движений (Motion Tracking) в простейшем варианте вы сталкиваетесь едва не ежедневно. Сенсорные телефоны и сенсорные киоски оплаты – классические её примеры. Если взять более продвинутый вариант – получим игровые приставки Microsoft Xbox 360, Nintendo Wii и Sony PlayStation 3. В них для управления игрой даже прикасаться ни к чему не надо, достаточно движений рук, ног и тела, а видео-камера уже сама «снимает» эти движения и преобразовывает в команды. Вы подпрыгиваете – и ваш персонаж в игре перепрыгивает через препятствие. Вы резко машете рукой – и противник на экране получает хук правой.

Но возвратимся к театру. Французы рискнули соединить дополненную реальность, видео-маппинг и отслеживание движений в одном спектакле. И получилось весьма зрелищное шоу! Представьте себе вихрь букв, вылетающих из фонарика в руке актера и управляемых движениями руки. Представьте себе тени от действующих лиц, которые двигаются и действуют независимо от своих хозяев. Представьте себе, что пол перед вами вдруг начинает проваливаться, и вы внезапно ощущаете, что попали в Матрицу.

Словом, зрелище совершенно незабываемое и потрясающее, да еще и усиленное музыкой Эрика Сати!
Подводя итог, хочется сказать – удачные примеры использования в классическом театре современных технологий, наконец, начинают появляться, что не может не радовать. Остается только надеяться, что внедрение такой техники не исказит идею и дух самого Театра. И не превратит его в сценический аналог некоторых голливудских «произведений», где эффекты используются исключительно ради самих эффектов. В конце концов, любая используемая техника должна только выполнять замысел режиссера, но не выходить на первый план. Техника ради техники – путь тупиковый.

Или я неправ?..

Геннадий Тимошенко

Об авторе

1 комментарий

  1. Natalia опубликовано

    Спасибо! Очень познавательная статья. Мне кажется, что современные технологии просто необходимы в театре. Это даёт очень много новых возможностей. Ну если только они опревданы и не заменяют театр :)

Оставить комментарий