Такой несчастный вождь краснокожих/ В Воронежском ТЮЗе премьера!

0

vojd-3903

Вряд ли, по большому счету, можно назвать рассказ «Вождь краснокожих» О’Генри именно детским, ибо по сути он мало отличается от других смешных рассказов писателя про жуликов. И уж конечно, меньше всего в этом произведении столь любимого школьными учителями так называемого педагогического эффекта. Здесь нет ни одного формально положительного или хотя бы раскаявшегося персонажа (два преступника, несовершеннолетний хулиган и папаша лишь за деньги соглашающийся на возврат собственного ребенка), нет даже намека на разумное, доброе и вечное в морализаторском понимании. Тем не менее, знакомство с творчеством О’Генри многие родители предлагают своим детям начать именно с этого рассказа, а театральные и кинорежиссеры ставят по нему детские спектакли и снимают фильмы, изо всех сил стараясь сделать не просто веселую комедию с мордобоем, а нечто более глубокое, что можно демонстрировать подрастающему поколению в воспитательных целях. По этому же пути пошел и автор воронежского спектакля «Вождь краснокожих», главный режиссер ТЮЗа Вадим Кривошеев. Сразу могу сообщить, что с моей точки зрения, спектакль весьма удачный и несомненно станет репертуарным хитом. В спектакле занято всего три актера – заслуженный артист России Александр Новиков, Андрей Лунев и Ярослав Козлов, но несмотря на малочисленность, актерский ансамбль получился на загляденье, исполнители получают явное удовольствие от совместного существования на сцене, драйв еще тот. Горе-киднепперов Билла и Сэма мы увидим первый раз на сцене в тот момент, когда они останавливаются, чтобы перевести дух после почти марафонского забега. Они, удирая от вихрастого маленького мучителя, не останавливались с того момента как пересекли американо-канадскую границу, а затем страх и быстрые ноги занесли мошенников не куда-нибудь, а в Россию. Впрочем, не буду раскрывать все режиссерские придумки, скажу лишь, что все сюжетные линии, где маленький сорванец, возликовав от свалившегося на него счастья, не дает покоя разбойникам веселыми забавами вроде побивания камнями, снятия скальпа и засовывания горячих предметов за шиворот, в спектакле есть — и они весьма комичны. Бандиты довольно быстро понимают, во что они вляпались, и ждут не дождутся избавления от маленького чудовища. В общем, до определенной поры все идет по книжке. Ближе к концу спектакля становится понятно, что режиссер-постановщик решил внедрить в свой спектакль кое-какие семейные ценности. В его прочтении мальчишка Джонни оказывается не просто отчаянным сорванцом, а очень ранимым одиноким человечком, вызывающее поведение которого — лишь защитная реакция на отсутствие родительской любви. Сценическим разбойникам и зрителям предстоит пройти через понимание этого момента и посочувствовать ребенку. Впрочем, думаю, что обычная тюзовская публика, по большей части и состоящая как раз из мальчишек возраста Джонни, будет реагировать на спектакль несколько по другому — живо и без сантиментов, а самые джоннистые из зрителей начнут бурно веселиться, смеяться и кричать с мест. Конечно, наибольшим успехом у юных зрителей станут пользоваться сцены с  отчаянными проделками вихрастого вождя, а вставленные в спектакль сантименты по поводу одиночества маленького сына бездушного миллионера вряд ли вызовут душевное сопереживание семи-двенадцатилетних мальчишек. Просто они так устроены в этом возрасте, а сентиментальность придет к ним лет через двадцать. Пока же ее чувствуют взрослые, приведшие своих детей на спектакль. И это правильно.

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий