Священное послание Сальвадора Дали

0

В выставочных залах светло, тихо играет музыка. Соблюдены уровень влажности и температура. На стенах – больше сотни изображений. Брызги, резкие линии, яркие краски, размытые пятна. Цитаты из Библии. На полу и столах яблоки – инсталляция, созданная как напоминание о древе познания, запретном плоде, искушении и грехопадении первых людей.

Это «Сальвадор Дали. Священное пос­лание» – выставка литографий, которая открылась 14 сентября в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского.

 

«Biblia Sacra»

Именно так звучит оригинальное название самой серии, которая включает в себя 105 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам. Изображения выполнены в смешанной технике, сочетающей акварель, тушь, гуашь, карандаш, пастель. Графические листы были сделаны в 1963-1964 годах и переведены в литографии по заказу издателя Джузеппе Альбаретто, который задумал выпустить Священное Писание в переводе святого Иеронима с рисунками знаменитого сюрреалиста.

До сих пор загадкой и несомненной удачей остается тот факт, что Ватикан одобрил кандидатуру Дали для создания иллюстраций к новому изданию Библии.

Впрочем, директор музея имени Крамс­кого Владимир Добромиров полагает – скорее всего, представители церкви хотели использовать не только талант, но и личную популярность Сальвадора Дали, чтобы прив­лечь внимание общественности к Священному Писанию.

Так появился самый масштабный графический проект художника. Отбор библейских сюжетов для него сделал сам Дали. Благодаря литографии – технологии, позволяющей размножить любой рисунок, созданный на камне чернилами и карандашом особого состава – на специальной бумаге ручной работы удалось получить около 1800 отпечатков. 17-й из них – выс­тавленные в Воронеже изображения.

Стоит отметить, что «Biblia Sacra» вовсе не единственный проект Дали, посвященный Книге Книг. В мире графики, среди множества рисунков и иллюстраций к классическим литературным произведениям художника, особняком стоит еще одна серия оттисков. В 1977 году появляются «Двенадцать апостолов» («Рыцари круглого стола») – набор из 12 литографий на тяжелой французской бумаге. Правда, при знакомстве с обеими сериями можно заметить, что, несмотря на близость сюжетов, между ними нет ничего общего.

Почти все получившиеся оттиски серии «Biblia Sacra» вошли в книги, которые попали в церковные библиотеки разных стран. Показать их на выставке так, чтобы было видно иллюстрации, – почти невыполнимая задача. Но московской компании «Артгит» по-настоящему повезло – владельцы частной итальянской коллекции, в которой находилась 17-я серия оттисков, позволили вынуть их и привезти в Россию. Работы уже увидели в Краснодаре, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Омске и других городах. И вот теперь они – в Воронеже.

 

«Неузнаваемый Дали»

А еще «неизвестный», «непохожий на себя» и так далее. Подобные эпитеты нередко прибавляются к фамилии художника, когда речь заходит о серии «Biblia Sacra».

Общие черты и ключевые образы, проникшие из живописи Дали в графику «Священного послания», все же прослеживаются – муравьи, человек с посохом, знаменитые слоны на длинных тонких ногах.

После просмотра экспозиции становится ясно, с какой удивительной бережностью и точностью художник выполнил свою работу. Истинно безумие Навуходоносора, кротки прекрасные лица Марии и Иисуса.

Неожиданна трактовка образа Моисея на горе Синай – лицо, охваченное пламенем алых лучей, и черные резкие линии, выходящие из головы, способны вызвать привычные для творчестваДали непонимание и обвинения в излишней эксцентричности. И все же «Biblia Sacra» открывает зрителю неизвестные грани творчества знаменитого сюрреалиста. А может, и новые стороны личности художника:

– В 90-е мне представилась возможность увидеть выставку акварельных иллюстраций Дали к Евангелию в Центральном Доме художника в Москве, – рассказывает Владимир Добромиров, – и я не узнал Дали. Чувствовалось, что у художника появилось что-то новое, святое, что Бога он признает как некое трансцендентное существо. Когда я увидел экспонаты «Священного послания», то понял – впечатление от евангельских иллюстраций меня не подвело, чувство чего-то нового появляется и здесь. Мы привыкли ждать от этого художника гротес­ков, соединения несоединимого, эпатажа. А здесь он подчеркивает греховную природу человека, обличает порок. Выставка бесподобно красива по цвету. Кроме того, под каждым изображением есть цитата из Библии, благодаря чему мы можем понять, какой момент изображен на листе, что ему предшествовало и что произойдет после.

«До», «после», «сейчас» причудливо смешаны на многих оттисках, представленных в «Священном послании».
Вот Юдифь уже держит отрезанную голову Олоферна в руке. За ней – еще одна человеческая фигура; окровавленный клинок, которым был поражен ассирийский полководец. А в цитате – просьба призреть грядущие «дела рук моих к возвышению Иерусалима».

– Кто-то любит Дали, кто-то не воспринимает, – продолжает директор музея имени Крамского. – Однако как бы ни относились к этому художнику, отрицать его гениальность трудно.
И правда, о вкусах не спорят.

Тем удивительнее негативные комментарии под одним из анонсов выставки. Дали – всегда скорее редкий гость, чем пос­тоянный обитатель даже столичных музеев. Поэтому достаточно отнестись к нему хотя бы с уважением.

Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» будет работать в Воронеже до 25 ноября.

Надежда Конобеевская

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий