Тайная связь с Истиной
В.В. Варава. Неведомый Бог философии. – М.: Летний сад, 2013. – 256 с. – (Серия «Современная русская философия», № 7).
Профессор ВГУ Владимир Варава написал о философии, как о женщине, которую он жаждет: «Русская философия, это философия страсти… Философский Эрос в России побеждает философский Логос». Отсюда ревность и трагизм («мы не видим света, в свете которого видим мир»), наполняющие сюжет этого высокоинтеллектуального романа, неожиданно уходящего в финале в сентиментальную элегичность: «Уже в самом сочетании «русская философия» есть некое очарование, некая притягательность и загадочность… Русская философия таит в себе нечто нераскрытое, ореол возвышенности и таинственности преследует это словосочетание… Она как бы парит над всем уже ставшим и известным, уводя в неразведанные дали».
Это, разумеется, никакой не научный трактат, а самый настоящий захватывающий любовный роман. Со своей интригой и тайным всепроникающим подтекстом («где жизнь, там и дух»). Но по мере его прочтения все роковые влечения автора и его страсти к предмету обожания уходят на задний план. Остается только вечная любовь, которая и есть истина. «И у неба, и у земли есть своя «тайна»; это то, что познает наука и во что верит религия, но тайна неба и земли – есть Бытие философии, в которое и верить нельзя, и познать невозможно. Ибо оно… представляет собой самое простое и недоступное, а потому невозможное; и свидетельствовать о нем значит свидетельствовать об истине».
… Считается, что на русском языке лучше всего мыслить художественно, а понятийная лексика философии для него мало пригодна. Владимиру Вараве удалось опровергнуть этот тезис. Его новая книга представляет собой синтез прекрасного художественного образа с огромной волей к мышлению. Что делает ее уникальной во всех смыслах.
Апокриф крестьянской жизни
А.Е. Перепеченых. Трагически ужасная история ХХ века. Второе пришествие Христа. [«У Бога камни возопиют!..». Рассказы А.Е. Перепеченных]. / Вступительная статья Шуры Буртина, комментарии и статья «Двадцатый век Александра Перепеченых» А.А. Панченко, историческая справка Шуры Буртина и Сергея Быковского. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 256 с. – (Серия «Россия в мемуарах»).
Эта книга вышла в свет еще в начале года и уже удостоилась рецензии в ноябрьском номере журнала «Знамя», назвавшем ее «интереснейшим историческим свидетельством и одновременно замечательным литературным памятником». Автор книги – воронежский крестьянин, убежденный последователь религиозного движения федоровцев, возникшего в нашей области в 1920-е годы. Об истории этого движения автор и рассказывает в сказочно-лубочной манере. Итак, до революции на нашей земле был построен идеальный крестьянский мир, стоящий на православной вере. Люди в ту пору жили по законам справедливости и понятиям стыда и совести.
Но потом враг рода человеческого, принявший облик Ленина, стал искушать крестьян подобно тому, как в библейские времена он искушал прародительницу Еву. Соблазнившись лозунгом «Земля – крестьянам!», люди, на радость антихристу, отступили от своей веры и утратили патриархальный рай. Началась Гражданская война: пошел брат на брата и сын на отца. Иерархи Истинно Православной Церкви приняли мученическую смерть, а священники «стали служить в церкви не Христу, а антихристу». Словом, темные силы повсеместно торжествовали. До тех пор, пока в 1922 году не «пришел к нам вторично Христос строго по писанию» в образе крестьянина Федора Рыбалкина. Он «начал творить всевозможные чудеса. Все буквально, что написано во Святом Евангелии». Его земной путь окончился на Соловках в конце 1920-х годов. Но до этого Рыбалкин явил чудо хождения по водам. Обратившись к свидетелям этого события со словами: «Сейчас немедленно вернитесь назад в Москву. И что видели и что слышали, напишите в советской печати и оповестите на весь мир», чудотворец вознесся на небеса.
После этого слава Федора Рыбалкина стала расти, возникло целое народное движение, которое антихристова власть сочла опасным. Начались суды, приговоры, ссылки и казни. Сам автор мемуаров провел в местах заключения в общей сложности полтора десятка лет. Он с негодованием говорит обо всех, кто не признает Рыбалкина Сыном Божьим и закономерно считает истинными христианами только федоровцев…
Обо всем этом в книге рассказывается нескладным, часто смешным языком, в котором можно увидеть и старую традицию деревенских юродивых, и фольклорные приемы, и переходы на ритмическую прозу, и вкрапления всех наречий минувшего века – советизмов, просторечий, блатного жаргона…
«Бога – духа Бога – его нельзя видеть, а чтобы увидеть Бога на земле воплотившегося, должен был какой-то мундир Он одеть, и Он одел мундир этого Федора Рыбалкина»; «А что Он пришел в новом имени, то есть в образе Федора. Сатанил Ульянов Владимир Ильич и то носил фамилии: Фролов, Ленин и др. А что Христос дурнее Сатанила? Придет и будет говорить: вот я Христос?»; «И главное говорят народ и церковь: антихрист еще не пришел и Христа не было… Так какого вам еще нужно антихриста? Все разрушил до основания, разбил все храмы, монастыри, залил все кровью и уложил костями и омыл горькими кровавыми слезами, миллионы духовенства и христиан уложил за второе пришествие Христа в образе Федора»; «Вот патриарх, если он слышал о таких делах, чудесах – почему он не заинтересуется? Потому что ему истина не нужна, ему портфель нужен» и т.д.
Автор прожил 90 лет и покинул этот мир, как сообщает предисловие, когда его книга уже была сдана в типографию.
Такие разные воронежцы
Культурно-национальные особенности населения Воронежской области / Сост. В.А. Иванов, В.В. Макаров, Л.Ф. Попова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. – 212 с.
Очередной просветительский проект Центра духовного возрождения Черноземного края. На этот раз – издание о 26 национальностях, проживающих сегодня на воронежской земле. Каждая из них представлена в книге солидными справочными материалами по этнографии, сведениями о появлении конкретного этноса в Воронежской области. Из обилия этой информации составители книги попытались вывести некие закономерности, позволяющие говорить о региональных особенностях. «Среди давно обосновавшихся в воронежском крае народов, необходимо отметить украинцев, немцев, цыган и евреев, – сообщают авторы сборника. – Большинство остальных воронежских национальных общин формировалось в 1960-х – 1970-х годах из учащихся местных вузов».
Культурные особенности рождаются из образа жизни. «Все национальные общины Воронежской области призваны представлять в нашем регионе единую семью народов Евразии», – обобщают этот образ авторы. Сопоставляя же национальные традиции, обряды и обычаи воронежских этносов, о которых подробно и с увлечением рассказывает книга, все больше и больше приходишь к мнению, что современные межнациональные отношения, если очистить их от политики и религии, это всего лишь отношения мужчин с мужчинами, мужчин с женщинами и женщин с женщинами. И в этом смысле любые бредни о каком-либо владычестве одного этноса или одной религии – гаснут сами собой, едва люди находят себе на общей земле место, включаясь тем самым в единый «воронежский контекст».
От безнадежности
Л.Е. Кройчик. Куды бечь?: Сборник фельетонов. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2013. – 132 с.
Легкий, ироничный стиль автора, пластика его языка затягивают в тщательно выстроенное пространство повествования, с кипучей, как в муравейнике, жизнью. Проза известного воронежского литератора Льва Кройчика всегда публицистическая и филологическая одновременно, складывается из небольших газетных фельетонов, отточенных и ограненных мастером. Своей не пропадающей злободневностью, остротой, интеллигентностью, остроумием и полемичностью они способны захватить любого культурного читателя. «Нас любят только как ответственных квартиросъемщиков, налогоплательщиков и клиентов банков. В других формах жизни народ государству малоинтересен».
В новую книгу мастера фельетона вошли тексты «на злобу дня», написанные Л. Кройчиком за последнее два года и опубликованные в различных воронежских изданиях. Объединены они вечными темами – провинциал, маленький человек, время, Город, Государство, – которые коротко можно обозначить как «ценности и тревоги провинциального интеллигента». Общая тональность книги – «смех сквозь слезы».
Кстати, и в будущее автор смотрит тоже, увы, с грустью: «Немота – одна из самых главных наших бед: все знаем, все понимаем, но – молчим. Не от страха – от безнадежности».
Дмитрий Дьяков