Сто лет в обед

0

Мини-фестиваль анимации, конечно, несравним по масштабам с Большим фестивалем мультфильмов, который в третий раз пройдет в нашем городе в феврале. Так, годом ранее БФМ привез в Воронеж 17 программ анимации на любой вкус, ставшую уже традиционной ночь мультфильмов и мастер-класс аниматора Натальи Березовой. По сравнению со всем этим великолепием рождественские показы мультфильмов сложно назвать даже мини-фестивалем: была программа для детей, которую повторяли 7 и 8 января, две подборки мультфильмов для взрослых и мастер-класс уже упоминавшейся Натальи Березовой. Более точное определение нашли сами организаторы – студия экранного творчества «Телескоп», арт-группа «Квадрат» и Всероссийская ассоциация аниматоров. В пресс-релизе они обозначают свое детище как «благотворительные показы». До Воронежа они прошли еще в нескольких городах (Мурманск, Казань, Вологда, Звенигород) и были полностью бесплатными.

129-chinti_natalya-mirzoyan

Для зрителей мини-фестиваль мог представлять интерес по одной простой причине: на нем показывались мультфильмы-призеры Суздальского фестиваля. Это единственный профессиональный смотр анимации в России, а значит, именно здесь можно было увидеть ее настоящее лицо. Состав жюри каждый год меняется, но обычно победителей награждают настоящие мастера: Дмитрий Геллер, Юрий Норштейн, Леонид Носырев, Андрей Хржановский, Михаил Алдашин. Последний фестиваль оказался особенно значимым из-за круглой даты – столетия российской анимации. В 1912 году прошла премьера знаменитой «Прекрасной Люканиды, или Войны усачей и рогачей» Владислава Старевича. Лента долгое время считалась утерянной, но совсем недавно историк анимации Николай Изволов нашел и восстановил пародийную историю из рыцарской жизни жуков и стрекоз. Столетний юбилей по традиции спровоцировал целую лавину обсуждений на тему «что есть наша русская анимация и куда это все идет». Именно поэтому внимательному зрителю было интересно сходить на мини-фестиваль – понаблюдать за тем, какое кино востребовано профессиональным сообществом, что сами аниматоры считают эталоном мультипликации и какой она будет на пороге нового столетия. Увиденная картина оказалась противоречивой: на фоне лучезарного прошлого будущее казалось особенно туманным.

Российская анимация сейчас переживает кризис. Об этом можно судить по составу фестивальных картин: почти не снимается полных метров, а те, что идут в кинотеатрах, явно не претендуют ни на что, кроме кассы. Помимо полнометражных картин, основной доход студиям приносит сериальная продукция, которая у нас пока имеет достаточно бледный вид. Единственным исключением стал призер в номинации «Сериал» – очаровательный фильм «Китовая любовь» Леонида Шмелькова из нашумевшего проекта «Везуха!». Созданный в компании “МетрономФильм” анимационный сериал основан на произведениях современных российских писателей, пишущих для детей. Его делают молодые, но уже заявившие о себе аниматоры – Елизавета Скворцова, Вероника Федорова, Андрей Кузнецов – под руководством Ивана Максимова и по идее продюсера Арсена Готлиба. Серия получилась абсолютно новаторской: и благодаря смелому стилю – яркой, как будто нарисованной фломастером и не всегда хорошо заштрихованной картинке, и благодаря выбору малоизвестных современных авторов, и благодаря необычному формату – каждая серия представляет собой отдельное авторское произведение. История об обычной российской семье – маме, папе, мальчике Тимоше и собачке по кличке Кит – необычна только тем, что здесь все друг друга любят. Лихо нарисованные мультики пользуются заслуженным успехом у детей и родителей, транслировались на канале «Карусель» и даже шли в некоторых кинотеатрах России и Белоруссии. На фоне умирающего российского мультсериала этот пример выглядит особенно оптимистично.

сизый-голубочек2

Но самым востребованным жанром в некоммерческом кино остаются короткометражки: они не требуют большого бюджета, но автор может выразить в них все, что захочет. Здесь уже можно говорить о некоторых интересных тенденциях. Удивительно, но все фильмы, отмеченные жюри и зрительским вниманием, очень похожи друг на друга: обычно это трогательные, лиричные истории с психологической подоплекой, по стилю выполненные в сдержанной манере и пастельных тонах. Здесь отечественная анимация идет по пути русской литературы, которая плохо писала сюжет, но зато хорошо разбиралась в психологии персонажа. Образцом такого жанра можно назвать рисованный мультфильм Екатерины Соколовой «Сизый голубочек» (приз за лучшую режиссуру). Герой всю жизнь наблюдает за женщиной из окна проходящего поезда, а соединяется со своей любимой только в мечтах и на пороге смерти. Двенадцатиминутная рефлексия в черно-белых тонах местами кажется затянутой, но выигрывает из-за необычной точки зрения: всю жизнь героя мы видим через окно в тамбуре вагона. Этот мультфильм свидетельствует о современной отечественной анимации больше, чем целые тома исследований. Остальные призеры движутся примерно в том же русле. Здесь и «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса (Гран-при и первое место в профессиональном рейтинге) с его вечной тоской по детству, когда легче поверить в то, что твой отец – разбойник с большой дороги или, как минимум, командует парадами, чем в то, что он самый обычный человек. И пронзительная, выполненная в редкой порошковой технике анимация Светланы Филипповой «Где умирают собаки». В руках мультипликатора банальная история о собаке, тоскующей по своему хозяину, превращается в настоящую философскую притчу о том, как недолговечно все, что ты любишь. Особый шарм этой анимации придают сияющая, золотисто-черная гамма и мягкие, перетекающие из одного в другое очертания предметов. Приз за лучшее изобразительное решение получил еще один мультфильм, выполненный в порошковой анимации из разноцветного чая, – «Чинти» Натальи Мирзоян. Остроумная история муравья, который всю жизнь из мусора и объедков пытается воссоздать поразивший его когда-то на картинке Тадж-Махал. Восприятие мультфильма переворачивают последние кадры: оказывается, что он строит свой шедевр на ступеньках настоящего Тадж-Махала, и история о силе искусства превращается в сюжет о бессмысленно затраченных усилиях. По словам известного театрального и кинокритика Дины Годер: «Судя по фестивалю, редкая «порошковая» технология сейчас у нас переживает новый расцвет, уж не знаю, оттого ли, что технологически наша анимация очень плохо оборудована и пытается из доступных средств выбрать что-то нетривиальное, или потому, что эта импрессионистическая техника дает особенные изобразительные возможности для смены настроений».

dedushka2

Думаю, роль здесь играет и то, и другое. Но вот то, что наша анимация при внешнем разнообразии формальных опытов все равно тяготеет к философским и общечеловеческим проблемам, это бесспорно.

Наверное, именно это должен был символизировать новый логотип Суздальского фестиваля. Каждый год он меняется в зависимости от девиза текущего года, но неизменно присутствуют главные герои – девочка и ее гусь. Рисует их обычно главный художник фестиваля Валентин Телегин. Все прошедшие годы девочка и гусь были нарисованы в откровенно пасторальной манере и казались добрыми советскими иллюстрациями к книжке «Гуси-лебеди». И неожиданно в этом году на логотипе появилась рыжая девушка на сноуборде с целой стаей гусей. Как заявлено на сайте фестиваля: «Начало нового анимационного столетия ассоциируется у организаторов кинофорума с ощущением новизны, молодости, творческих возможностей и технологических инноваций». Реальные предпосылки для такого оптимизма есть: несмотря на общий системный кризис анимационной индустрии, профессиональное образование сделало огромный рывок вперед. Появился целый ряд достойных школ-студий, готовящих новое поколение аниматоров. Здесь, в первую очередь, стоит назвать школу-студию «Шар». Именно ее выпускнице, Софье Кендель, жюри присудило третье место за фильм «Пишто уезжает». Рисованный лирический рассказ о старом коте, которого как-то осенью вдруг так начинает раздражать собственный дом, что он решает навсегда покинуть деревню и переехать в город. Но сидя на остановке в ожидании автобуса, неожиданно передумывает. Эта смена настроений, от раздражения до любви, схвачена автором настолько тонко, что зрители неминуемо влюбляются в фильм. Невозможно обойти вниманием еще одну дипломную работу – «Мой странный дедушка» вгиковской выпускницы Дины Великовской. Чудесная кукольная анимация разрабатывает все ту же тему детства и непростых взаимоотношений творческой личности с миром.

dedushka

Однако при всем разнообразии хороших авторских работ пока современной анимации мало удается совмещать новое и старое, и она выживает во многом благодаря прошлым наработкам.

Виктория Лушина

Об авторе

Оставить комментарий