Накануне местные жители делают огромные чучела, которые олицетворяют человеческие пороки. К вечеру страшилищ сжигают, а в течение следующих суток людям запрещается работать, выходить на улицу, готовить еду, включать свет. Даже туристам не разрешают выходить из отеля. Остров погружается в тишину.
Раньше Ирина Ачкасова работала главным бухгалтером, и рисовать начала всего пять лет назад. До этого ныне подающая большие надежды художница интереса к живописи не имела совсем. Но в определенный момент стала возить ребенка на занятия по рисованию, и, чтобы не тратить впустую время в ожидании дочки с занятий, попросилась учиться вместе с ней. В итоге дело это не только быстро понравилось Ирине, но и очень сильно затянуло – скоро у нее появились первые успехи. Через некоторое время она стала заниматься в студии Алексея Загородных, где освоила технику маслом. А в марте этого года у начинающей художницы открылась первая персональная выставка в зале Союза художников.
***
«Туркомпании предупреждают своих клиентов о том, что 31.03.2014 на острове Бали будет отмечаться праздник Nyepi Day. Все аэропорты и порты будут закрыты, заселение и выселение из отелей не производится».
Так на Бали ежегодно отмечается праздник Ниепи – «День тишины». Все дело в том, что, по версии балийцев, в этот день злые духи, вероятно, в желании отомстить спускаются на землю для учинения разного рода беспорядков. Поэтому единственное, что полезно делать в этот день – молчать и медитировать.
***
«Алексею Владимировичу, как талантливому педагогу, удалось помочь мне найти себя в технике работы маслом, – рассказывает Ирина. – Поначалу я писала портреты близких и пейзажи наших мест. А потом мужа по работе пригласили на Бали. Так у меня появилась новая большая тема для творческого самовыражения».
Больше, чем половина работ на выставке, – запечатленные моменты жизни индонезийского острова. В представлении многих, Бали сегодня ассоциируется с чем-то вроде пресловутого дауншифтинга для избалованных жизнью обеспеченных людей. Мотивы бегства от цивилизации в работах Ирины, безусловно, присутствуют. Но это отнюдь не главная тема данной серии картин. Основное здесь – рассказ о мире, до краев наполненном жизнью, настолько – насколько может быть много этой жизни в людях, природе и всех явлениях экзотического острова. Такое ощущение создается во многом из-за умелой работы художницы с цветом и (главное!) светом, который является в этих работах важной интонацией-сообщением. Образы, созданные на полотнах художницы, обладают особым внутренним сиянием – отмечают многие из тех, кто видел эти картины.
«Мы всегда много путешествовали и обычно любили посещать новые места – по два раза нигде не бывали, – рассказывает Ирина. – А на Бали понравилось настолько, что захотелось туда вернуться. Впечатлило все: погода, природа, люди. Население очень приветливое, все местные жители легко идут на контакт. Температура воды в океане 26-28 градусов; там водятся рыба, креветки, лобстеры – и когда происходит отлив, балийцы с сетками просто ходят и собирают все это. Такая расслабленная атмосфера. Живут все весьма скромно и очень религиозно. Некоторые из обычаев, на неподготовленный взгляд, кажутся, мягко выражаясь, странными. Там могут вас пригласить как на праздник урожая, так и на церемонию кремации».
***
Неудивительно, что работы Ирины на тему Бали – это симбиоз ее многочисленных впечатлений от пребывания на этом острове. Вот маленькая девочка сидит на пороге своего дома, а рядом с ней расположился разноцветный петух. Вот балийки с корзинами на головах отмечают один из многочисленных праздников традиционным танцем. Вот пожилой человек в белой одежде сидит у дороги – мужчина худ, задумчив. Вот пеликаны расположились в сочной зеленой траве, и кажется, что они вот-вот повернут в твою сторону свои длинные клювы. Вот голубое глубокое море шепчется с бледным песком – и сейчас здесь тишь, и только один человек ждет волны вдалеке, а совсем недавно тут вздымались огромные пенные валуны и проверяли человеческие возможности на прочность, когда проходил чемпионат мира по серфингу.
«Многие говорят мне: «Не может быть в действительности таких красок», – комментирует Ирина. – Но на самом деле я сама бы не поверила, что так бывает, если бы не жила там. На Бали действительно все намного ярче, чем у нас. Глубокий цвет неба и моря, яркие краски цветов и травы – в моих работах это едва ли преувеличено. В межсезонье листья на деревьях меняют окраску буквально за три дня – наблюдать и, тем более, изображать это невероятно увлекательно».
На протяжении всей жизни у Ирины никогда не возникало желания рисовать. А тут – затянуло. Сначала она совмещала творчество с работой, потом и вовсе сохранила в качестве профессии только живопись. В ближайшем будущем у художницы состоятся персональные выставки в Туле и Липецке. А в планах – развиваться и учиться рисовать дальше.
«Сейчас мы снова живем в Воронеже, но дети постоянно просят поехать на Бали. Хотя я и здесь, конечно, нахожу темы для вдохновения: у меня много пейзажей, написанных в селах Рыбачье, Карачун, в Рамони. Жизнь, естественно, отличается кардинальным образом. Сложно сказать, где быть лучше, но одно отличие очевидно. Здесь все куда-то спешат, все расписано по минутам, а там любые процессы протекают очень спокойно. И в определенные моменты там можно поймать совершенно необыкновенное ощущение – ощущение отсутствия времени и глубокой внутренней тишины», – подводит итог Ирина.
***
Название выставки «Движение к свету» было выбрано неслучайно – оно отражает не только поиски живописного самовыражения, но и работу над собой и выход на разговор о чем-то более серьезном, чем путевые заметки. Ирина рисует неполных 5 лет, из которых 4 года работала исключительно с образами острова Бали, который в чем-то сформировал ее как художника. В живописи она получает удовольствие от самого процесса – иногда ей приходится ставить будильник, чтобы вытащить себя из погружения в работу над картиной. Возможно, дело в том, что на краю света она научилась погружаться в ту самую тишину, которую так ценят в тех местах.
Евгения Глуховцева