Осенью 2012 , когда дымка после второго залпа Платоновского едва рассеялась, раздался непохожий, едва заметный выстрел. Пуле удалось пройти сквозь непробиваемую, казалось бы, броню чиновников, пролететь над несколькими площадками города и собрать оптимальное для дебюта количество людей по обе стороны сцены. То есть попасть в «яблочко».
Таков первый путь областного молодежного фестиваля любительских театральных коллективов «Проба». Явление незаурядное, хотя возникает ощущение, будто территория столицы Черноземья и так избалована всевозможными фестивалями. Но на деле слова «театр» и «любитель» сочетают в себе три мероприятия: «Театральные встречи в Никольском», «Синюю птицу» и «Драму и комедию». Есть еще «Театральные Дивы», но в силу своей специфичности (связь с определенной датой, природно-исторический антураж, открытое пространство, и, как следствие, малочисленность участников) он стоит особняком.
Августовские «Театральные встречи в Никольском» – за старшего, ведет свою историю с 1994 года. Это настоящее средоточие традиций любительских театров: в Верхнехавском районе когда-то скрипели подмостки народного театра родной сестры Станиславского. Персонаж Метерлинка поздней осенью уже в восьмой раз собирал детско-юношескую аудиторию, когда-то – на межрегиональном уровне в Воронеже, с нулевых на областном, теперь – строго в Лисках. Оба фестиваля проводятся раз в два года. Наконец, четвертый по счету ежегодный фестиваль школьных театров «Драма и комедия» – февральское детище педагогического университета. Вот они, три ярких события на фестивальном «рынке», а раз они есть, значит, нужна отличная концепция-стержень. Старт в начале осени (в этот раз вынужденно в конце января), универсальные возрастные рамки – «молодежь». Здесь вам и театр Воронежской медакадемии «Антракт», где пьесу Островского разыгрывают студенты выпускных курсов вместе с реаниматологами и педиатрами. И даже уникальная театральная студия «Улыбка», созданная два года назад при «Парусе надежды» – ребята с разными ментальными нарушениями героически и радостно открыли фестиваль.
Что же еще отличает «Пробу» от предшественников?
Во-первых, все фестивали, так или иначе, появлялись благодаря инициативе учреждений в сфере культуры и образования. А «Проба» – самодеятельный продукт, созданный выпускниками и студентами филфака Воронежского государственного университета Натальей Лазаревой и Романом Бирюковым. Их студенческий театр «ПростоФИЛИ» сам собой стал поводом для фестиваля, фестиваль же на выходе обзавелся ответвлением – одноименной театральной студией на базе Учебно-воспитательного комплекса имени Киселева. По легенде, собрались энергичные ребята, позавидовали Михаилу Бычкову, мол, у него в придачу к любимцу продвинутых воронежских театрофилов – Камерному театру – появился второй бренд, уже международного уровня. И вдруг решили, что могут сделать что-то свое, маленькое и вроде бы незамысловатое, но с претензией на масштаб. Если любительское театральное искусство продолжает жить и развиваться, то как насчет распространения в пределах целого мегаполиса?
Ведь в этом и кроется главная проблема всех народных, любительских и прочих подобных театров и театральных студий – отсутствие «известности», аудитории. Складывается вполне реальный стереотип «местечковости», где все варятся друг в друге, из года в год полируя сценические навыки, но не создавая ничего из ряда вон выходящего. Словом, атмосфера «не проветривается». А тут внезапное наличие «сквознячка»: в прошлом году «Проба» собрала и тех, кто входит в группу поддержки того или иного коллектива, и просто любопытных в малом зале академического театра драмы имени Алексея Кольцова (ныне – Воронежский концертный зал), в Доме актера, Кукольном театре и Дворце детей и молодежи. В этом году фестиваль закрепился за Дворцом, один показ – в досуговом центре «Северный», еще один – в книжном клубе «Петровский». Как говорят организаторы, тогда было чуть проще, потому что нежданно-негаданно получили мощную поддержку «сверху». А значит, у театрофилов был велик соблазн проверить, что же развернется в стенах профессионального театра и чем грядущее событие заслужило такие условия?
Собственно, Воронеж и его возможности – это то, что впоследствии должно послужить на благо развития фестиваля. На то он и рассчитывается – дать почувствовать настоящую сцену, которая, быть может, не станет уделом для всех участников. Кстати, до запуска фестиваля в качестве главного приза планировалось выступление на городском уровне, как это когда-то практиковали «Театральные встречи в Никольском». Например, в Театре юного зрителя, – а программный смотр спектаклей спокойно бы шел на базе родного университета. Так и поддержку получить проще, и дополнительную рекламу вузу обеспечить. Однако организаторы с удивлением обнаружили, что ничего подобного добиться невозможно, поэтому наградой для лучшего коллектива (вкупе с расширившимися для всех возможностями показа) стала чисто символическая статуэтка.
В этом тоже значимое отличие: на фестивале «Проба» выбирают только одного победителя. Нет ни гран-при, ни дипломов за ту или иную работу в сценическом действе, только дипломы участников. С другой стороны, сравнивать стэмовскую постановку, кукольный и драматический спектакли достаточно непросто не только из-за формы подачи материала, но и из-за предполагаемого возраста потенциальной аудитории. Скажем, в прошлом году основными претендентами, на мой взгляд, могли стать представители трех разных видов театра: кукольного (театр-студия «Кукломания»), драматического (театр-студия «Жаворонок») и танцевального (Театр Танца Grand). Милая дидактика о дружбе между мышонком и балериной, преломление невероятной личности Жанны Д’Арк в ключевые моменты ее судьбы и экспрессивное пластическое повествование о прохождениях всех стадий депрессии, посвященное Пине Бауш, – но первая статуэтка отошла к мощной пьесе «Жаворонок. Жанна Д’Арк» Жана Ануя с минимумом декораций, но убедительной и почти профессиональной актерской работой новоиспеченного любительского коллектива Дома культуры «Восток». В этом году «Кукломания» все-таки победила. О ее чудесной детской сказке по одноименной пьесе югославского драматурга и режиссера Воймила Рабдана «Маленькая фея» критики отозвались как о творении полноценного кукольного театра. Именно критики-журналисты (с театральным образованием) пока составляют основу фестивального жюри, впрочем, как и на других фестивалях. На первой «Пробе» председательствовал театральный критик, фельетонист и профессор Воронежского государственного университета Лев Кройчик, в этом году – радиоведущая и театральный критик Надежда Роготовская. Дальше организаторы надеются вовлечь в свои ряды режиссеров или актеров. А пока их привлекают для проведения мастер-классов – и второй раз это удается.
Пожалуй, вынесенные в самостоятельную программу мастер-классы – весомый отличительный знак «Пробы». По сравнению с первым годом фестиваля, они стали открытыми, а значит, многочисленными, ведь любой зритель наравне с участниками мог посетить все пять мастер-классов от известных воронежских актеров, режиссеров, педагогов. Тем более что большинство из них имеют связь с любительским направлением: у Алексея Мицуро есть проект «2+2=5» и школа жонглирования, Антон Тимофеев провел открытый урок-показ собственного театра-студии «Лицо», Вадим Кривошеев – основатель «Крыльев», нынешних участников «Пробы». Понятное дело, что час-два отрабатывания простейших навыков и получения рекомендаций похожи на обзорную экскурсию, но желающий всегда может углубиться и развить свои возможности, чтобы покорять не только «Пробу».
Ее, самую первую, называли не только подающим надежды ребенком и даже феноменом, но и эдакой искусной недолговечной игрушкой. Смещение дат, отсутствие аншлага и наличие курьезов – агрессивной и неловкой рок-пьесы театра-студии «Диалог» на открытии и отсутствия представителей «Жаворонка» в жюри – несмотря на эти передряги, вторая уже на полном серьезе вошла в фестивальное пространство города. Во время награждения вновь прозвучала фраза о Платоновском. Равнение на него кажется забавным, но, с другой стороны, занять такую же высоту в собственной весовой категории ничто не мешает.
Валерия Боброва
Фото Юлия Беляева