Не одно поколение выросло под звуки La Peregrinacion из Рождественской контаты «Наше Рождество» Ариэля Рамиреса в адаптации оркестра Поля Мориа. Эта волнующая музыка сопровождала одну из самых узнаваемых телезаставок и означала, что вновь пришла пора открывать мир – «Мир животных». И неизменным проводником в этом путешествии на протяжении 15 лет был Василий Песков. Журналист, фотограф, писатель, путешественник, он олицетворял собой целую эпоху. Он смотрел на мир «глазами жадного человека» (как он сам говорил) и делился тем, что ему открывалось, с миллионами людей. А видел он то, чего не замечали другие, но что находилось совсем близко и было удивительным.
И этот человек, которого знала и любила вся страна, на которого равнялись, у которого учились, о котором помнят и которым гордятся, – наш земляк. В настоящее время обсуждается проект установки памятника Пескову в его родном селе Орлово. В качестве инвестора выступает компания «Логус-Агро» совместно с администрацией Новоусманского муниципального района. Окончательное решение о месте для такого памятника пока не принято. Есть также идея создать музей или даже полноценный дом культуры на месте старого сельского клуба, а на ничем не занятом пустыре – прямо за зданием – разбить небольшой парк. Памятник Пескову стал бы сердцем этого комплекса.
В последнее время в Воронежской области наблюдается тенденция к лихорадочному возведению разного рода монументов, бюстов, скульптур, при этом выбор личности, которую решили таким образом почтить, порой вызывает вопросы. Сомнения возникают и относительно самих изваяний: по мнению многих воронежцев, памятник Высоцкому назвать украшением города нельзя даже с натяжкой. А сколько их еще таких? И сколько еще появится?
В целом, памятники – дело хорошее, но вот подходить к этому надо с умом. Верно выбирать время, место, скульптора и, прежде всего, человека, которого таким образом увековечат. Василий Песков достоин памятника, как и достойно этого монумента село Орлово.
Чтобы ощутить, насколько это масштабная фигура, достаточно будет перечислить такие факты творческой биографии Пескова, как, например, открытие семьи отшельников Лыковых, более 30 лет прятавшихся от мира в глухой Саянской тайге. Василий Михайлович написал о них цикл статей и книгу «Таежный тупик», которыми зачитывалась вся страна. Журналист объездил весь свет, практически заново «открыл» советским людям Америку, показав другую ее сторону, далекую от политики и «Кока-Колы», – он рассказал о ее природе, разнообразной и удивительной. Песков встречался со многими незаурядными людьми, не нуждающимися в представлении: с маршалом Жуковым, маршалом Василевским, Михаилом Шолоховым, и, конечно, нельзя не упомянуть о его знакомстве с Юрием Гагариным – именно Песков взял у него первое после эпохального полета интервью. Два человека, один уже стал легендой – другому это только предстоит, в одной комнате – это был 1961 год. Осознавал ли тогда Песков, насколько ярко будет сиять его собственная звезда? Вряд ли Василий Михайлович в принципе когда-либо об этом задумывался, ведь он жил не ради реализации собственных амбиций, а ради удовлетворения своего неиссякаемого бескорыстного любопытства. Он интересовался всем живым, всегда хотел знать, что там дальше, за деревом, за поворотом, за горизонтом. И он шел вперед и смотрел, что там. Искренность во всем – так, пожалуй, можно охарактеризовать его путь.
Василий Песков родился в селе Орлово Новоусманского района Воронежской области 14 марта 1930 года. Любовью к окружающему миру он проникся с детства, которое, к сожалению, было омрачено войной. Единственный сын в семье, после ухода отца на фронт ему пришлось разделить с матерью заботу о четырех сестрах. Нужно было кормить семью, а также жить с постоянным осознанием того, что каждый день может оказаться последним. Самым тяжелым воспоминанием для Пеского стала, по его словам, эвакуация населения в соседнее село. Они оставляли дом, не зная, вернутся ли туда вновь. Это время он потом опишет в книге «Война и люди».
Творческий же путь Василия Михайловича начался с увлечения фотографией. Снимал родные места, природу, животных. Позже это и определит его профессию. до того, как целиком посвятить себя любимому делу, Песков окончил 10 классов школы и строительный техникум, затем успел поработать учителем физкультуры, пионервожатым, руководителем детского фото-кружка, шофером, киномехаником. Приехав в Воронеж, он учится профессиональной фотографии. А в журналистике оказывается волей случая: его снимки попались на глаза редактору воронежского «Молодого коммунара» Борису Стукалину. Песков стал работать в газете в качестве фотографа, а чуть позже отметился оригинальными художественными подписями, которые он делал к своим фото. Тогда Стукалин предложил Василию Михайловичу писать еще. И Песков выдал «Апрель в лесу». И завертелось. В «Коммунаре» Песков проработал штатным корреспондентом с 1953 по 1956 годы, а потом его пригласили в Москву в «Комсомольскую правду» – главный периодический орган тех лет. С этим изданием он и связал свою жизнь.
В те времена работать в столичной «Комсомолке» считалось делом весьма почетным. И вот в газету приходит Василий Михайлович, парень из деревни с десятью классами образования. К тому моменту Песков был уже женатым человеком, семью нужно было кормить, поэтому времени на получение высшего образования у него не было. И он сосредоточился на работе, на том, что любил. А необходимые опыт и знания приходили со временем, как он сам писал:
«Я понял, мое образование – это самообразование. Из чего оно складывается? Из чтения, обязательно чтения – я хочу это подчеркнуть. Из путешествий – интересные люди, яркие встречи. Вот это и есть самообразование, вот 50 лет я этим делом занимался».
Человек из глубинки стал мэтром журналистики, но самое главное – он смог влюбить всю страну в то, что сам любил больше всего, – в загадку природы. Программа «В мире животных» стала для советских людей своеобразным окном в мир. Имя Пескова знали все. Дворовая ребятня играла «в Пескова»: дети собирались в команду, во главе которой был «Песков», и представляли, как спасают животных. Василия Михайловича считал своим учителем Николай Дроздов, с которым они по очереди с 1977 года вели «В мире животных». Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Дроздов всегда обращался к нему по имени и отчеству, в то время как сам Василий Михайлович называл коллегу просто и по-дружески – Николенька.
В «Комсомолке» Песков на протяжении более чем 30 лет вел рубрику «Окно в природу», в которой рассказывал о тех или иных диких местах, рассказывал так, что зачитывалась вся страна. При этом в его текстах занимательность сочеталась с серьезностью и объективностью, о сложных вещах он писал увлекательно, трогательно, искренне. А к каждому материалу шла авторская фотоиллюстрация. К своим снимкам он относился так же трепетно и ответственно, как и к своим текстам. Он был в равной мере и журналистом, и писателем, и фотографом, а также неутомимым путешественником.
За время работы в «Комсомольской правде» Песков объездил весь мир: он совершил десять поездок в США, три раза побывал на Аляске, шесть раз – в Африке, побывал в Китае, Вьетнаме, Австралии и Антарктиде.
И конечно же, он хорошо знал Россию, которую изъездил вдоль и поперек. Наверное, не было тогда во всем Союзе человека, который бы знал родную страну лучше. Дальний Восток, Центральная Азия, Камчатка, Балтийские острова, север, юг – мог ли простой мальчишка из поселка Орлово догадываться о том, что его ждет?
Все слышали о так называемой «американской мечте». А Василий Михайлович осуществил мечту общечеловеческую, ведь практически каждый из нас когда-либо мечтал или до сих пор мечтает увидеть весь мир. Для Пескова работа и мечта, природа и человек, слово и фотография были единым целым.
Его многолетние изыскания вылились в 11 книг. «Шаги по росе» были переведены на немецкий и польский языки и в 1964 году и удостоились главной премии страны – Ленинской. Примечательно, что в том же году и на эту же премию выдвигался Солженицын с «Одним днем Ивана Денисовича».
Самое же широкое признание получил «Таежный тупик» – небольшая книжка, выпущенная вслед за публикациями о семье Лыковых. От нее не могли оторваться миллионы читателей по всему Союзу, а также тысячи и тысячи людей за его пределами: она была переведена на десять языков, трижды переиздавалась во Франции.
В 2003 году Песков получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественной журналистики. А в Новосибирске учредили премию «За преданность профессии» имени Василия Пескова.
***
12 августа 2013 года Василия Михайловича не стало. Ему было 83 года. Песков ушел, но память о нем осталась, и не только в сердцах коллег, которым будет не хватать этого солнечного, доброго, искреннего человека, профессионала и кудесника, но и в сердцах его читателей и телезрителей. Тогда же, в августе, Воронежскому государственному природному заповеднику было присвоено имя Пескова.
Простой парень из глубинки. Он стал человеком общенационального масштаба и при этом всегда оставался самим собой. Любовь к природе, ко всему, что его окружало, и, прежде всего, любовь к человеку – все это отразилось в его творчестве. На его историях выросло не одно поколение людей, и каждый без исключения вспоминает о Василии Михайловиче с теплотой. Я уверена, что имя Пескова не будет забыто, ведь он – «наше все», как говорят в «Комсомолке».
Алена Радевич