Санкт-Петербург – целая хореографическая галактика. С особенно яркими созвездиями, помимо Мариинского театра, – Михайловским театром и Театром балета Бориса Эйфмана. И вот уникальный случай, когда этот «звездный путь» можно будет увидеть совсем близко – на сцене Воронежского театра оперы и балета. Размах – 2 акта, 15 номеров, 12 исполнителей, характер звездного свечения – лирика, эпос и драма, особенность рисунка – соло и дуэты. Будут и классические сюжеты, и хореографические эксперименты. А еще это следующий шаг сближения городов на фоне искусства. Первый (и серьезный) был сделан в прошлом году на Платоновском фестивале благодаря Начо Дуато и его трем одноактным балетам для Михайловского театра.
В фильме Ивана Вырыпаева «Танец Дели», повествующем о некоем невероятном танце, есть героиня-критик. В одном из эпизодов она признается, что дивная пластическая лексика затмевает ее профессиональный вербальный язык. Балет – как раз тот самый случай. Это надо видеть, иначе получается нечто обобщенное, примерное: театральная программка, или анализ технических элементов, или чистые эмоции. Поэтому слово за самими «небесными телами» – одними из лучших артистов балета. О себе, городе или грядущем гала-концерте.
Марат Шемиунов – премьер Михайловского театра, дипломант международных и российских конкурсов, по совместительству художник-график и первоклассный «самоинтервьюер». Словом, огромной энергии человек! Это будет уже третий приезд в Воронеж после исполнения главной партии в нашем «Дон Кихоте» и участия в Платоновском фестивале.
«Я люблю ваш край за то, что здесь чувствуется дух Петра. В этом смысле у нас много общего: Петербург – северная столица, Воронеж – южная. Поэтому звезды Петербургского балета здесь неслучайно, своеобразный культурный магнит. На сцене уже знакомого и любимого театра мы с супругой – прима-балериной Михайловского театра Ириной Перрен, которая впервые приедет в Воронеж, будем танцевать особые для нас дуэты и соло. Мы исполним фрагмент эпохального для нашего театра спектакля «Спартак» – дуэт Сабины и Красса из второй картины первого акта «Пир Красса». В противовес безудержной страсти этого темпераментного адажио – хореографическая миниатюра «Мелодия» на музыку Глюка. Это идеализированный образ равновесия в любовной паре как в невесомых поддержках, так и в композиции деления пространства на половинки и целое».
Вера Арбузова – бывшая солистка Театра Бориса Эйфмана и Михайловского театра, лауреат престижных премий «Золотой софит» и «Душа танца». Ныне – свободный художник. В перспективе у хореографа – несколько проектов, в том числе участие в грядущем Платоновском.
«Мы разбегаемся» – эстрадный номер – все-таки создан в рамках «Болеро» на Первом канале в 2011 году. Мы с Андреем Касьяненко выступали с этим номером буквально пару раз, чего не скажешь о «Шахерезаде». Что касается «Фро», это вывод из года работы над «Русским космосом», который вы сможете увидеть на Платоновском фестивале. Приятный опыт, а что самое интересное – удалось поработать с Воронежским народным хором. Затем в ноябре на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов я все три тура провела с воронежской труппой. Она у вас достаточно сильная, хорошо бы еще расширить репертуар.
Вообще мы сейчас тесно сотрудничаем с главным балетмейстером Воронежа Андреем Меланьиным, в перспективе у нас несколько задумок. Одна из них – проект творческого вечера. Это будет сборка из балетов, поставленных молодыми московскими хореографами с воронежской труппой. Ждем «добро» от худсовета – и в путь!»
Олег Габышев – лауреат премии «Душа танца» и многих других, действующий солист у Эйфмана. Исполнителю партий Дмитрия Карамазова, Треплева, Родена комфортно и в комедийном амплуа. Например, «Лень» и «Мачо» – две экзаменационные работы, ставшие дебютными и успешными, принесшие «серебро» на Международном московском конкурсе.
«Гала-концерт в Воронеже (в вашем городе я окажусь впервые) – это отличная мотивация для подготовки премьерного показа «Жертвоприношения». К тому же, так удачно совпало, что 3 марта – как раз выходной в нашем театре, ведь вырваться практически невозможно: Борис Яковлевич полностью вовлекает нас в творческий процесс, мы только начали готовить «Ночь нежна» по Фицджеральду, у меня партия главного героя – Дика Дайвера. Номер навеян любимым фильмом – «Апокалипсисом» Мела Гибсона. Мне важно показать, что персонажа распирают разные чувства: и стремление поступать по чести, и страх, и внутренняя борьба. «Мачо» – это стремление показать эдакого неуклюжего романтика в противовес русскому и испанскому стереотипам. Специальность хореографа для меня – дополнительный ресурс, позволяющий совершенствоваться как исполнителю».
Антон Плоом – лауреат международного конкурса артистов балета в Риети.
«Идея провести такой гала-концерт гениальна! Мы много ездим за границу, и даже несмотря на то, что стали появляться подобные проекты в России, все-таки незаслуженно мало танцуем для родного зрителя! Я уже был в Воронеже в связи с гала-концертом «Звезды Русского Балета» Ульяны Лопаткиной, и остался в восторге от приема. Что касается выбранных фрагментов, то pas-de-trois из балета по байроновскому «Корсару» – это кульминация 2-го акта, где главные герои танцуют в гроте Конрада после успешного освобождения Медоры из рук работорговца Исаака Ланкедема и турецкого султана. В этом лиричном па-де-труа можно увидеть и красивые поддержки, и филигранную технику, а в конце зрителя ждет исполнение знаменитых 32 фуэте!»
Вдохновленный посмертной выставкой своего друга, художника и архитектора Виктора Гартмана, Мусоргский в 1874 году пишет десять музыкальных пьес «Картинки с выставки». Одна из них – «Баба Яга» – использована известным русским танцовщиком и балетмейстером Леонидом Якобсоном для создания собственной миниатюры. Ее исполнит солист Михайловского театра Александр Омар.
«Премьера состоялась на вечере памяти Якобсона в Академии имени Вагановой еще десять лет назад. Даже сохранился тот самый костюм, правда, метла сгорела. Еще у меня нет лаптей и специальных портянок, а, судя по ранним иллюстрациям, без них исполнители не обходились. Время еще есть, может, удастся найти недостающий реквизит. Этот номер меня часто просят исполнить, это моя изюминка. «Баба Яга» близка мне и по характеру, и даже внешне – могу сгорбиться, скривиться, а еще у меня вполне подходящий для грима нос (смеется). Еще это чисто мужская миниатюра, поскольку требует огромной выносливости, вы это увидите. А если техника на воронежской сцене позволит, то покажем вам и ее полет!»
Балерина с невероятным сочетанием кукольного телосложения и характером отличницы, с огромным к ее двадцати двум годам списком наград, Анжелина Воронцова, наконец, приедет в родной город. Она будет танцевать в двух фрагментах, один из них связан с дебютом на сцене Большого в далеком 2009 году – па-де-де из балета «Щелкунчик», исполненное вместе с наставником Николаем Цискаридзе. У нас же – в паре с Виктором Лебедевым, партнером по дуатовской редакции.
«Эта поездка – дань родному городу, дополнительная возможность тут побывать. Я сейчас очень плотно занята в репертуаре своего театра, как и почти все участники гала-концерта. Для нас это фактически порыв души, желание выступить перед воронежской публикой, ведь здесь сохранены богатые балетные традиции. Я благодарна Набиле Валитовой, моему любимому педагогу, она дала мне мощную основу для развития. Когда ты работаешь без мыслей о конкретных перспективах, площадках. Не до этого. К сожалению, ее уже нет с нами, но каждый приезд я хожу к ее могиле. 3 марта я буду исполнять две разных партии – Китри и Мари, – но сказать, кто мне ближе, просто невозможно, как нельзя сравнивать Баха и Стравинского или Айвазовского и Шагала. Мое амплуа позволяет мне танцевать разные партии».
На конференции Третьего Платоновского фестиваля Марат обмолвился о прекрасной возможности строительства «культурного моста» между двумя городами на основе, прежде всего, балетного искусства. И, кажется, 3 марта он, наконец, будет перекинут. Мост на пуантах.
Валерия Боброва