Родом из детства

0

Сегодня авторская кукла вызывает все больший интерес как у просто любителей всего оригинального, так и у профессиональных дизайнеров. Характерная реалистичная или фантазийная, коллекционная или интерьерная, сделанная из пластика, фарфора, а может быть, и вовсе текстильная – авторская кукла способна выразить любую фантазию мастера. Предназначенная для созерцания, она создается всегда только в единственном экземпляре.

«Анютины глазки», «Питер Пэн», «Готовь сани летом», «Золотая осень» – такие названия дает своим куклам острогожский мастер Светлана Устьянова. Тонкие кружева, атласные ленточки, тщательно подобранные к наряду аксессуары и выразительные улыбающиеся лица – куклы Светланы словно гости из какого-то неведомого, но, безусловно, прекрасного мира.

Светлана Устьянова – профессиональный художник, преподает в детской художественной школе и уже много лет занимается куклами.

– Это детская мечта, – объясняет она.

Тогда каждый увиденный кусочек ткани, каждое кружево будили живое воображение и создавали образы, которые хотелось явить миру. Впрочем, и по сей день в этом отношении ничего не изменилось – фактура, орнамент, цвет ткани по-прежнему служат главным источником вдохновения. Опыт превращается в мастерство, и куклы становятся с каждым годом все более удивительными и совершенными.

 

Из истории кукол

На первом этапе своего творчества, не имея представления о том, как работать с каркасом, Светлана Устьянова делала рельефные куклы-панно. После в коллекции художницы появились безликие куклы, которые известны на Руси с незапамятных времен. Они служили тотемом, обрядовым символом и наделялись магическими свойствами.

Люди верили, что кукла может защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но, чтобы кукла выполняла защитную роль, она должна быть правильно сделана. Куклам никогда не рисовали лицо, потому что считалось, что вместе с лицом у нее появляется душа, и она становится уязвимой для дурного глаза.

Кроме того, мастерицы никогда не использовали никаких колющих и режущих предметов. Лоскутки ткани, нитки не разрезали, а рвали руками и затем связывали. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни, передавались в семьях из поколения в поколение. Делали куклы и взрослые, и дети, относясь к этому серьезно и с душой.

Материалы для их изготовления использовали самые разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки. Известны куклы из жгута соломы – «стригушки», деревянные куклы – «панки».

 

От замысла к воплощению

При взгляде на куклы Светланы неизбежно возникает вопрос — как можно сделать такое чудо. Неужели на это способны человеческие руки и человеческое воображение?

Из горячего пластика Светлана лепит кукле лицо, ручки и ножки. С благодарностью вспоминает она своего первого учителя – Наталью Рублевскую, которая давала ей первые мастер-классы и учила тонкостям работы с запекаемым пластиком и каркасом. Всем начинающим мастерам Светлана дает лишь один совет – ищите хорошего учителя, а мастер-классы, на ее взгляд, лучшая форма обучения. Ведь во время мастер-класса видишь поэтапный процесс создания того или иного произведения.

Наряды своим куклам Светлана шьет сама, тщательно продумывает каждую мелочь – ведь деталью кукла и интересна. Привлекает в ней, в первую очередь, именно то, что ее хочется рассматривать от необычной по форме шляпки до аккуратных туфелек, на которых вышит причудливый узор. Как говорил в свое время немецкий историк искусства Аби Варбург — «Бог живет в деталях».

Светлана говорит, что ее куклы порой сами выбирают себе наряд. Вот что значит характер, которым, безусловно, обладает каждая из них. Одна барышня, над которой работала Светлана, все никак не хотела надевать меховой боа. «Я и лисицу пробовала и песца, а кукле все это не нравилось, она даже будто отворачивалась, – рассказывает художница, – и только после того, как я накинула ей на плечи норочку, получился законченный и гармоничный образ».

Вообще надо заметить, что все куклы Светланы необыкновенно добрые. И даже такая страшная и коварная в сказках Баба-Яга улыбается искренне и добродушно.

В последнее время Светлана пишет сказки, персонажами которых становятся ее собственные куклы. Ведь они давно стали неотъемлемой частью ее мира, на них сосредоточены мысли художницы, с помощью кукол выражает она свои чувства и переживания.

В прошлом году Светлана Устьянова вступила в Союз дизайнеров Москвы. Она давно заявила о себе на всевозможных выставках и конкурсах, в числе которых и международный конкурс «Рука мастера». Дипломов и грамот становится все больше. Куклы Светланы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Искусство, как заметила сама художница, не знает пределов совершенства, всегда есть к чему стремиться, а это значит, что скоро к нам явятся другие гости из какого-то другого, но, безусловно, прекрасного мира.

Вера Степанова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий