Прозрачные краски, обнажающие нервы

0

Акварель – самый непокорный художественный материал. Те мастера, что смогли подчинить ее своей кисти и воле, готовы к тому, что нужно работать каждый день, а если дать отдых руке и глазу, эти краски тотчас перестанут слушаться. И, словно в отместку за свою покорность, побежденная акварель позволяет зрителю проникнуть во внутренний мир художника, через цвет точными ударами мягкой кисти обнажает на бумаге душу и нервы живописца.

mytno-copy

Хотя, кажется, так просто, ведь все рисовали в детстве яркими, сладкими на вкус красками из кругленьких палеток, беличьи кисточки так чудесно собирали в тонюсенький кончик свою пушистую головку. Сначала красилось небо, и когда в первый раз кисть оказывалась в банке с водой, там мгновенно распускалось волшебное лазурное облако. И только художники, которые продолжают рисовать всю жизнь, знают, что прозрачные своенравные краски не прощают ошибок, неуправляемо разбегаются по мокрой бумаге, и вместо желанной картинки на листе может возникнуть грязь – самый страшный враг акварелиста.

Сегодня выставки акварельных работ редки, и каждая – явление. В этом туманном ноябре в арт-галерея «Нефта» открылась выставка «Акварель» заслуженного художника России Александра Ечеина. На выставке представлены только пейзажи, сложные по цвету, но мягкие по колориту, техничные, но очень лиричные, передающие разные состояния русской природы. Ечеин широко известен воронежскому зрителю как художник-постановщик театра кукол имени Вольховского, но в работах на этой выставке связи с театром не видно совсем.

– Так и есть, – улыбается художник, – театральные эскизы я тоже делаю в технике акварели, но там очень важна точность в передаче характера куклы, ее технических особенностей и фактуры материала, ведь с моими эскизами потом работают производственные цеха. А в своей живописи я не скован никакими условиями и рамками, отдыхаю душой, избегаю любой тщательности и сухости. На натурные этюды выхожу с масляными красками, делаю этюд, а уже потом в мастерской работаю акварелью. На этюдах всегда есть определенная задача – написать туман, ранее утро с обильной росой или снег, нужно точно ухватить состояние, а на воздухе акварель летом мгновенно высыхает, зимой замерзает, очень меняется в зависимости от света, поэтому этюды делаю только маслом. А акварелью работаю «по-мокрому» очень быстро, пока не начнет сохнуть бумага. Ведь я, как ребенок, хочу результат сразу.

Все первокурсники крещение в профессию художника проходят акварелью. Много раз смывается краска с листа, до дыр протирается мягкими кистями несчастная бумага, в бессильной ярости рвутся работы. И многие вздыхают с облегчением, когда на смену норовистой акварели на палитре наконец появляется податливое масло.

– В институте учили делать театральные эскизы, правдиво передавать фактуру материала, чтобы бархат выглядел бархатом, а дерево деревом, это технический навык, я его освоил и все, хотя до сих пор многие удивляются, как точно у меня в эскизах нарисованы все материалы и сразу понятно, из чего должна быть сделана кукла. Но большие натюрморты акварелью на первом курсе сразу не получались, и я тогда не увлекся, хотя диплом сделал именно акварелью на оберточной бумаге – искал выразительную фактуру. А потом всегда все время забирал театр, раньше мы в театре просто жили, художественный поиск шел непрерывно. На отдельное от театра творчество времени практически не было, и я всерьез начал писать акварелью только в конце 1990-х годов, и только сейчас, к этой выставке, примерно понял, как добиться в цвете того, чего я хочу.

mytno2-copy

Искусство акварели уже несколько столетий существует на равных с остальными видами изобразительного искусства. Когда-то все начиналось с нарисованных вручную в каждой рукописной книге иллюстраций и раскрашенных буквиц, потом художники часто делали акварелью подготовительные эскизы к большим работам, но с середины XVIII века акварель уже развивается как самостоятельный вид станковой живописи.

Сформировались свои национальные школы в каждой стране, в последнее время появилось огромное количество разных материалов, акварельными красками, карандашами и мелками работают по бумаге и стеклу, шелку и холсту, делают портреты, натюрморты и пейзажи, беспредметные абстракции. Но метод а-ля прима (работа акварелью по мокрой бумаге) практически не изменился с момента возникновения. На работах, выполненных этим методом, прозрачные краски смело текут, контуры предметов расплываются, один цвет поглощает другой, но сквозь все просвечивает фактура бумаги. Технический прием зачастую растворяет манеру художника, и основным выразительным средством, демонстрирующим индивидуальность живописца, является цвет. Как акварелист работает с краской, из каких цветов составлена его палитра, в какие отношения пятна цвета вступают на листе – вот что определяет почерк.

В акварельных листах Александра Ечеина колорит сдержанный и уравновешенный, без эффектных акцентов, без ударных сопоставлений контрастных цветов. Большую часть выставки составляют работы из серии «Уходящая деревня», которую художник создавал на своей родине, в Вятском крае. Старые деревянные дома, неяркое северное небо, приглушенные цвета. Но внимательный зритель замечает, что все эти многочисленные оттенки серого на самом деле возникают из взаимодействия синих, красных и золотисто-охристых цветов. Сам художник говорит, что в его коробке с красками быстрее всего заканчиваются яркая синяя, алая и теплая желтая, а черная и фиолетовая годами остаются нетронутыми.

В работах Ечеина главным героем часто становится высокое небо. А в нем облака, насыщенные, набухшие цветом закатные или прозрачные утренние, они сразу точно передают состояние. Мягкие кроны деревьев часто без листьев, мрачноватые дома, неяркая трава или рыхлый снег, и на улицах ни одной живой души.

– Иногда я вижу, как другие художники пишут портреты, и сам начинаю хотеть, может быть, потом и начну писать. А все звери у меня в театре. Я, когда рисую кого-то, сразу ищу образ, рисую характер, и если в пейзажах появятся животные, они неминуемо все перетянут на себя.

На городских пейзажах из серии «Старый Воронеж» ломаный ритм идущих вниз улиц, меланхоличные дома стремительно исчезающего исторического центра города взяты обобщенно, без фотографического сходства, порой лишь названия работ «Снег на улице Чернышевского», «Утро на Большой Богоявленской» помогают определить конкретное место, но настроение города узнается сразу. Ечеин никогда не делает предварительного рисунка карандашом, сразу работает цветом по белому листу, но, несмотря на это, композиция на городских пейзажах четкая и уверенная, все плоскости безошибочно простроены. В театре он привык делать точный скульптурный рисунок, лепить форму красками на этапе эскиза, ведь когда куклу начинают делать в материале, уже нет возможности искать самое выразительное решение, переделывать несколько раз. Так и выработалась меткость взгляда и твердость руки. А с натурой художник порой обходится вольно, выхватывает из пейзажа только те фрагменты, которые способны наиболее полно передать нужное состояние.

– Я однажды на родине, в Вятке, писал пейзаж с древним монастырем в такой точке, где все всегда пишут этот вид, там действительно очень красиво. Только у меня на работе идет дождь, и монастырь я убрал совсем, он мешал, мне же не открытка с видом была нужна, – говорит художник.

На выставке представлены акварели, которые Ечеин сделал за последние пять лет. На своей персональной выставке ему не интересно показывать более ранние работы, ведь даже год назад, по словам художника, он был другим.

– Я редко дорожу работами, никогда не выставляю одно и то же несколько раз. От работ надо избавляться, чтобы не возникало ощущения, что я уже чего-то достиг. Нельзя останавливаться, нужно постоянно и много работать, каждый день доказывать себе самому свою состоятельность как художника.

Акварель редко можно увидеть в музее изобразительного искусства, она никогда не выставляются в постоянной экспозиции, ведь на свету бумага быстро желтеет и краски стремительно выцветают. Только для временных выставок достают из темных запасников эти хрупкие шедевры. Тем ценнее возможность, которую дарит нам арт-галерея «Нефта», – увидеть большую выставку акварельных работ современного художника.

Евгения Валуйская

Об авторе

Оставить комментарий