В конце марта за счет средств, собранных на губернаторском благотворительном вечере «Рождественские встречи», учащиеся и преподаватели Воронежского хореографического училища приняли участие в танцевальном конкурсе «Arcadanse» в городе Аннеси (Франция).
Училище было представлено в трех номинациях различных возрастных групп: классический танец (соло), классический танец (ансамбль), характерный танец.
По итогам конкурсных выступлений в двух турах юные воронежцы завоевали четыре золотые, две серебряные и бронзовую медаль и специальные призы жюри. Наибольшего успеха добились учащиеся класса преподавателя Людмилы Сычевой.
В Китае, Корее, Японии балет возведен в культ: в этих странах считается, что профессии лучше балерины для женщины просто нет. Балет – это вечная молодость. До 36 лет артисты остаются на сцене, и даже после этого они не хотят расставаться со зрителями. В пятерку сильнейших балетных школ в нашей стране входит Воронежское хореографическое училище, чья слава звучит на континентах обоих полушарий.
10 девочек и 10 мальчиков. Это стандарт, с которым начинает работать балетный класс.
– Все зависит все от количества талантливых детей, одаренных нашей профессией, или же тех, кто хотя бы имеет хорошую фигуру, – приоткрывает занавес над балетными тайнами Людмила Сычева, художественный руководитель Воронежского хореографического училища и главный балетмейстер театра оперы и балета.
Если народный танец – это ансамбль, то классический – это индивидуальность, штучный товар, прийти в профессию любому человеку с улицы нельзя – зритель просто не захочет видеть на сцене некрасивого танцора. Потому критерии отбора в академический классический танец – самые строгие. Здесь очень важен внешний вид, пропорции тела. У будущих балетных артистов должна быть длинная шея, опущенные плечи, красивые лопатки – не торчащие, подобно лебединым крыльям, а спрятанные внутрь спины. Блестящее балетное будущее светит лишь обладателям удлиненных рук и ног, ровного корпуса, красивых коленей и тонких щиколоток. Учитывается координация, музыкальность, пластика.
Еще одно непременное условие – пропорция веса. Родители, которые приводят детей, зачастую уверены, что их ребенок худ, строен и прекрасен. Поэтому записи комиссии о том, что у ребенка «коротковаты руки», или «широки бедра», или «есть лишний вес» для некоторых из них выглядят как приговор. Хотя это вовсе не значит, что ребенок плох – просто профессионалы ищут в новобранцах все плюсы и минусы, а затем коллегиально обсуждают кандидатуру.
– Мне так странно, что в нашу просвещенную, казалось бы, эпоху, когда обо всем можно узнать в Интернете, родители приводят в училище совершенно не соответствующих балетным канонам деток: с лишним весом, распущенным животом. Как будто бы не зная о том, что балет – это легкость, гармония и красота! – удивляется худрук.
Будущих Плисецких и Барышниковых набирают примерно с 11 лет – когда ребенок перешел в 5 класс, а на народное отделение танцоры приходят после восьмого класса общеобразовательной школы.
– Раньше набор в хореографическое училище производился с 10 лет – и это было правильно, – считает Людмила Ивановна. – Именно в этом возрасте дети могут уже осознанно и серьезно учиться в школе, но тело при этом еще детское, эластичное, и оно легко поддается развитию профессиональных данных.
Чем старше ребенок – тем сложнее «лепить» из него артиста: с возрастом окостеневают суставы, становятся жестче связки, происходят деформации тела, поэтому поздний приход нежелателен. Когда талантливого ребенка «передерживают», то, каким бы одаренным юный танцор ни был, догнать сверстников ему очень сложно.
Но исключения есть везде. Одна из учениц Воронежского училища Анжелина Воронцова, покорившая пьедесталы таких громких конкурсов, как «Арабеск» и «Хрустальная туфелька», лауреат премии «Триумф» и премии Союза театральных деятелей «Экзерсис», пришла в училище в возрасте 12 лет. Ныне Анжелина – признанная звезда Большого театра, в котором воронежскую балетную школу прославляет еще один молодой солист, выпускник училища, обладатель «Золотой маски» Вячеслав Лопатин.
Кстати, Анжелина Воронцова пришла в училище из гимнастики – но вот не мешает ли это будущим балеринам?
По мнению специалистов, художественная гимнастика, которая близка к хореографии, оказывается, способна и навредить: дети приходят «одноногие», то есть у них развита лишь одна сторона тела – та, что изначально сильнее. У многих спортсменов сорваны спины, мешает гимнастическая постановка рук и корпуса. А все остальное – растяжка, гибкость, музыкальность – артистам балета только в плюс.
Балетная поддержка
Ребята из хореографического училища с первых же дней попадают совсем в другой мир: красоты, музыки, пластики, где рядом с лепестками роз всегда есть шипы зависти и непонимания, где свои Моцарты и Сальери. Профессия артиста балета такова, что почивать на лаврах здесь не получится – каждый день нужно собираться с силами и повторять успех. Наша балетная школа эмоциональная и теплая, но при этом воронежские балетные артисты привыкли к каждодневной черной пахоте, и даже маленькие балерины работают на 100 процентов. Сложность постоянно возрастает, добавляются какие-то нюансы – и вот так незаметно, день за днем, дети превращаются в больших артистов.
Воронежская балетная школа выращивает детей со средними и даже ниже среднего данными, поскольку год на год не приходится: бывает, приходит блестящий набор – и педагоги берут чуть больше детей, а бывает слабый. Уже потом, в процессе обучения видно – кто музыкален, а кто нет, у кого есть проблемы со здоровьем, которые дадут о себе знать в переходном возрасте. Незначительное отчисление может быть из-за болезней, травм, проблем личного характера в семье ребенка, поэтому хороших артистов всегда берут про запас.
В дальнейшем все зависит от двух факторов: грамотной работы педагога и дисциплины родителей и детей.
Образованные родители понимают, куда и зачем ведут детей, и готовы переносить испытания и трудности ради высокой цели. Но нередко они считают, что отдали ребенка в хорошие руки педагогов, и он справится без их помощи, без психологической поддержки. Это настоящая проблема нового поколения отцов и детей: любовь молодых родителей проявляется не всегда адекватно. Ребенку дозволено все, у него уйма свободного времени, которое он проводит не всегда с пользой.
– Детское время отведено на приобретение знаний, выбор своего пути в жизни, – уверена Людмила Ивановна. – Родители должны вложить в ребенка максимум, чтобы к 18 годам он открыл правильную дверь в жизнь – тогда они могут быть спокойны. Их дети будут иметь четкую жизненную позицию, образование, будут увлечены своим делом.
Хореографическая школа в этом отношении – заведение особое. Здесь учат трудиться: человек, умеющий работать, в этой жизни не пропадет. Он сможет работать в любом коллективе, любом городе, любой стране, и главная задача училища – поставить молодых артистов на профессиональные рельсы.
Конечно, до финишной черты доходят не все. За годы учебы случиться может всякое: развод родителей, болезни, травмы… Тут очень важна поддержка педагога, но, к сожалению, бывает так, что учитель больше всех на свете любит себя. И если вдруг ребенок располнел, он отворачивается от него.
– Даже если очевидно, что из ребенка ничего не получится, педагог должен воспитать прежде всего человека. Он обязан поддерживать ребенка до конца, пока тот не станет самостоятельным, – убеждена Людмила Ивановна.
Кстати, сама Людмила Сычева тоже прошла испытание сомнениями. Будучи 10-летней девочкой, она с легкостью поступила в ВХУ, но… Семья была против. Целый год понадобился маленькой Люде, чтобы доказать, что балет – это дело, которому она хочет посвятить всю жизнь. Родители сдались. А через восемь лет, после блестящего окончания училища Людмила вдруг надумала оставить профессию. «Надоело»,– решила она для себя, но… Однажды, во время прогулки по цветущему Воронежу, ее схватил за руку главный балетмейстер театра оперы и балета Геннадий Малхасянц и силой притащил в кабинет. «Примите ее на работу», – скомандовал он, даже не догадываясь о том, что именно эта юная балерина спустя много лет займет его место.
Воронежские сезоны
Для работы выпускников училища по профессии в Воронеже есть все условия. Есть театр оперы и балета, который хранит верность классическому репертуару, позволяющему артисту обхватить большой творческий диапазон. И потом, выйдя на пенсию, с таким огромным опытом он сможет выбирать: стать педагогом в детском саду или школе искусств, преподавателем училища или педагогического университета, прославиться как критик, писать книги или вообще – возглавить Союз театральных деятелей. Для выпускников народного отделения есть другое пристанище – в труппе Воронежского народного хора.
– Уедут выпускники из города или нет – это зависит от ведущего специалиста, который как раз таки должен прививать молодым и нетвердым душой артистам патриотизм по отношению к нашему городу и его театру, – уверена Людмила Ивановна.
Дети, которые 5 или 8 лет находятся под присмотром наставника, конечно, встают на дорогу, ведущую к оперному театру. Но существуют педагоги и родители, которым по большому счету безразлично, куда попадут дети. А дети собираются в Москву или Питер, не думая – кто ждет там его, сырого, не законченного еще артиста. Они попадают в какие-то труппы и подтанцовки (а также ночные клубы и стриптиз-бары), работают там 2-3 года в погоне за длинным рублем, а потом на смену им приходят другие – более красивые, молодые и талантливые. И зачем были те 8 долгих лет в училище?..
Со времени появления училища (единственного в своем роде на просторах Черноземья) в 1938 году сложилась традиция: лучшие остаются здесь, в Воронеже. Наш театр оперы и балета (в прошлом – музыкальный театр) всегда выбирал отличников, потенциальных солистов. Благодаря этому в театре существовало множество больших артистов, на чьих примерах училась молодежь. Но потом наступил период спада и застоя, когда талантов стало меньше, и брали порой случайных людей.
– Были моменты, когда танцующие в «Щелкунчике» солисты не могли закончить вращение – они попросту не владели техникой, – вспоминает Людмила Сычева.
За последние годы труппа поднялась на новый, высокий уровень. Мэтр Владимир Васильев не сразу согласился ставить на воронежской балетной труппе «Золушку»: вначале приезжал его ассистент и посещал балетные классы. И лишь после того, как тот увидел, что молодые солистки делают все сложные элементы женской техники – итальянские фуэтэ, двойные пируэты, – мастер дал согласие. Сейчас им уже поставлены «Золушка», «Анюта» и «Макбет», Васильев с удовольствием приезжает в Воронеж – он видит, что труппа не столичная, но даже в сложных материальных условиях артисты продолжают работать. Владимир Васильев считает, что воронежский балет достоин его великого имени.
Еще один важный показатель – успешные гастроли труппы оперного театра в США, о которых мы писали в одном из номеров. Тогда юные танцоры-американцы специально приходили перед спектаклями, чтобы воронежские артисты дали им уроки прямо на сцене.
– В штатах не так много профессиональных школ, уровень балетного мастерства в некоторых городах больше напоминает самодеятельный, – поясняет прима воронежского театра Светлана Носкова. – Там нет таких педагогов, как в России, как в нашем городе.
Сейчас в труппе оперного театра трудится плеяда молодых сильных солистов: Алексеев, Синицына, Носкова, Русинова, Филиппова, Непомнящая, Анциферова…
– Важно, чтобы молодежь приходила постоянно, – считает Людмила Ивановна. – Время бежит быстро: сегодня тебе 18, а завтра уже 36 – и ты пенсионер, поэтому нам в училище нужно растить новых перспективных артистов и ни в коем случае не опускать планку.
Лебединая верность
Как и в любом творчестве, для балетных артистов важен философский вопрос о соотношении таланта и трудолюбия. Порой самые серые мышки своим колоссальным упорством и трудолюбием выдергивают себя из безликой массы и становятся личностями – но им, увы, гораздо сложнее. Достигнув больших высот, но не имея при этом красивое лицо или идеальные пропорции, они могут столкнуться с дилетантами, которые запросто бросят им вслед: « А мне не нравится! У него короткие руки».
И этим людям невдомек, каких вершин достиг артист вопреки тому, что природа одарила его не слишком щедро. Они не способны увидеть за каждым поворотом головы годы огромного труда. Тот же Рудольф Нуриев, с его не очень-то длинными для балета ногами, стал мастером мирового уровня. И примеров тому немало.
– Люди искусства, посвятившие себя сцене, – это хрупкие существа с ранимой душой, о которых нужно заботиться, – уверена Людмила Сычева. – Творческий мир сложен, но здесь работают хорошие, красивые, чистые люди. Дай им немного любви, тепла – и они горы свернут.
Артисты балета, особенно женщины, матери, выходят на сцену и в болезни и в здравии. И сложно представить, что чувствуют они, когда в театр приходят сытые люди, которые разговаривают, порой жуют и ленятся даже похлопать.
А если к тому же сравнить уровень жизни артиста балета с определенной категорией его зрителей, все окажется еще печальнее. Кабы не доплаты города и поддержка театра, голая зарплата артистов составила бы… 4 тысячи рублей. А посему руководителю ох как не просто вдохновить людей на труд за такое вознаграждение.
За рубежом артисты балета – на вес золота, их носят на руках, они получают заработную плату, на которую могут содержать семью и даже ездить в отпуск. Педагоги Воронежского училища не могут позволить себе даже ужин в кафе с друзьями. 8 лет отдавая себя будущим балетным звездам, они получают в награду около 5 тысяч.
Они недоумевают, но продолжают честно трудиться: воспитывать, выступать на концертных площадках, участвовать в конкурсах. Только вот согласится ли новое поколение работать за такие деньги?
– Наши педагоги держатся только на любви к профессии, но они стареют, слабеют, – рассказывает Людмила Сычева. – Работа трудная и нервная, преподаватели сгорают, как свеча, воспитывая танцовщика. Как люди, любящие жизнь и людей, мы не унываем. Мы знаем о проблемах, но готовы работать… Если, конечно, нас не добьют.
Несмотря на все «но», Людмила Ивановна с уверенностью заявляет:
– Самые красивые девушки и юноши, самые лучшие жены и мужья – балетные артисты. И если бы у меня было 100 личных детей, я бы всех привела в балет.
Алена Захарова
Фото Ольга Табацкая