Поработал над ошибками

0

16 лет назад воронежский художник Евгений Чепурин «доработал» картины европейских экспрессионистов, а в июле этого года показал результаты своих трудов на персональной выставке.

orig

kop

В афишах и интернете единства в написании названия выставки Евгения Чепурина я не нашла – в одном месте сообщалось о «Римейке», в другом – о «Ремейке». Сам художник сказал, что никакого значения правильность написания здесь не имеет. Мне же показалось, что случайная двойственность названия дает лишний повод поразмышлять о том, в какой точке на карте искусства могут сойтись и разойтись экспрессионизм и примитивизм. Возможно, там, где в крепких, но мимолетных объятиях сплелись «и» и «е», и находится место соприкосновения этих двух направлений.

 

1998

«В 98-м в Воронеже было мрачновато. Одна машина проезжает за полчаса. Вечером на улице темно, фонари не горят. Идешь ближе к ночи, кругом никого: ни машин, ни людей. Денег ни у кого нет, поэтому все сидят дома, – по-своему видит конец 90-х Евгений Чепурин. – В тот год я пришел в гости к художнику Роману Ковалеву и взял у него книгу на немецком языке «Экспрессионизм». В итоге сильно впечатлился этими картинами – и решил их себе зарисовать».

Немного позже картины всемирно известных Мунка, Кирхнера, Мюллера, Макке, Мюнтера, Пехштейна и других художников Женя написал, руководствуясь своим видением: где-то поменял композицию, убрал лишние, по мнению живописца, детали, в отдельных местах по-своему расставил акценты и максимально упростил цвета. Получилась своеобразная серия картин, переосмысливающая труды классиков экспрессионизма. После этого работы были аккуратно сложены и далеко запрятаны на 16 лет.

 

2014

Женя выставляется в галерее «Х.Л.А.М» впервые, хотя и не раз участвовал здесь в групповых экспозициях. Этой весной директор выставочного зала Алексей Горбунов пошел в гости к художнику, где и была обнаружена коробка с работами, созданными в конце 90-х. Картины понравились галеристу, и было решено сделать летнюю выставку с легким настроением.

«Я подумал, что можно будет объединить и талант Чепурина, и одновременно вспомнить отцов немецкого экспрессионизма, – рассказывает Алексей Горбунов. – По моему мнению, картины Жени – шаг вперед для него, хотя и созданы они были шестнадцать лет назад. Плюс мы вспомнили, что ремейки сейчас актуальны – не только в живописи, но и в кино, литературе, музыке».

В галерее картины разместили «по фамилиям»: на одной стене – работы по мотивам творчества Мюллера, на другой – Кирхнера, на третьей – Хеккеля, и так далее. Все они без каких-либо излишеств-рамок подвешены за леску при помощи канцелярских зажимов. Женя считает, что они должны выставляться именно так. На картонках изображены преимущественно пейзажи и обнаженные женщины. Большинство полотен Женя упрощал, но иногда уходил и в усложнение: в монохромную работу «Девушка перед зеркалом» Карла-Шмидта Ротлуфа художник добавил целых три цвета – картина заалела, зажелтела, зазеленела. Даже в оригинале довольно схематично созданные «Люди у синего озера» Августа Маке стали еще более упрощенными, а, преображая «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэля Мюнтера, Чепурин, следуя какой-то потаенной логике, заменил зеленый цвет лица на красный.

 

1913

«Многие известные сейчас произведения экспрессионисты создавали за несколько лет до Первой мировой войны, – комментирует Алексей Горбунов. – Раньше я думал, что такие картины появлялись на свет вследствие неврозов живописцев, их болезненного отношения к действительности. А потом понял, что дело обстояло иначе. Мембрана восприятия художника настолько чувствительна, она за 7-10 лет чувствует, что будет происходить с миром дальше. Посмотришь работы 1913 года – все эти взрывы и катаклизмы будущего уже есть на полотнах. Кстати, в 37-м году в Германии тысяча картин экспрессионистов была изъята у их владельцев, а такое искусство власть признала дегенеративным. Сейчас каждый из этих раритетов стоит миллионы».

Экспрессионизм – как искусство духовной растерянности и отчаяния – и неутомимую бесшабашность примитивизма объединяет одно общее настроение. Это настроение анархического бунтарства: искажение реальности, характерное для обоих направлений, возникает на основе мнения, что самое важное для живописца – дать возможность вылиться наружу его внутреннему голосу. По мнению Евгения Чепурина, главная задача художника – создавать то, что в первую очередь нравится ему самому.

И все-таки «Ремейк» – выставка не только о сходствах, но и об отличиях. И пожалуй, главное такое отличие исходных работ экспрессионистов от Жениного переосмысления – в настроении, а не в цвете и форме. Художественному языку европейских художников-экспрессионистов свойственно отражение болезненных переживаний и трагического несовпадения иллюзий с жестокой реальностью. Чепурин же, кажется, рассказывает о чем-то легком, ироничном, веселом и даже танцующем.

Персонажи и объекты произведений художника действительно танцуют – именно это ощущение рождается в процессе погружения в атмосферу выставки. Мужчины и женщины обнимаются и шепчутся, озорно поглядывают овальными глазами и улыбаются полуокружьями ртов, хохочут, щебечут. Даже деревья, водоемы, дома, их крыши и трубы здесь словно притопывают, пританцовывают. Как этот эффект создается посредством простых форм и еще более простых цветов, неясно и необъяснимо, но тем ценнее труд художника.

 

Любой год

Все работы экспозиции пронизывает ирония, хотя сам живописец искренне убежден – он действительно исправил и улучшил картины классиков:

«Мне показалось, что где-то художники то в цвет не попадали, то в композицию, то деталей слишком много пририсовывали. Захотелось эти моменты изменить», – объясняет Женя, а на вопрос, какие идеи он хотел донести посредством своего творческого вмешательства, Чепурин отвечает: «Какие идеи? Я беру и рисую».

Ясность мыслей и жизненной позиции Жени сродни его работе с цветом – преимущественно художник не смешивает оттенки и рисует чистыми красками. Остается лишь вопрос: действительно ли персонажи картин Чепурина настолько беззаботны, как это кажется на первый взгляд? Ведь, как и экспрессионизм, примитивизм выражает собой бегство творца от реальности в другой мир, вымышленный. Не исключено, что за яркими красками и упрощенными формами прячется переживание, которое хранит в себе если не художник, то в первую очередь человек.

Евгения Глуховцева

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий