Пятый международный платоновский фестиваль искусств начал свою работу в Воронеже. Чем был ознаменован день открытия – рассказываем и показываем.
Открытий получилось целых два. Днём худрук фестиваля Михаил Бычков представил новое пространство — арт-центр «Коммуна», расположенный в заброшенной типографии в самом центре города, а вечером губернатор Алексей Гордеев торжественно объявил Платоновский фестиваль открытым.
Насыщенность программы первого дня во многом была обусловлена вернисажами. В Коммуне открылись сразу 3 выставки! «Сущий энтузиазм жизни» – это выставка публикаций писателя в воронежских периодических изданиях с 1918 по 1925 год. В этом же пространстве размещена и фотовыставка прототипов героев писателя «Страх, хлеб и вера», что позволяет зрителю увидеть платоновских современников, прочитать о том, что их волновало, тревожило и радовало, и воссоздать полную картину жизни города и страны начала XX века. Возможно, зрители сочтут подбор кадров немного однобоким, ведь годы после революции так неоднозначны. На кадрах можно видеть самодовольных строителей коммунизма, прячущихся за лозунги, тракторы, друг за друга. Все они находятся в единой массе, здесь нет личности, нет индивидуальности, нет лидера или особого мнения. Это толпа, которая делает историю.
Выставка проходит до 14 июня в старом здании типографии «Коммуна»
Тему новых людей и новых идей времен революции и первых советских лет продолжает выставка Павла Филонова. Одержимый революцией и строительством нового общества, он тем не менее был притесняем властью. «Рабочий ИЗО» — это совместная выставка Платоновского фестиваля и Государственного Русского музея. 43 работы великого художника, одного из лидеров русского авангарда, основателя аналитического искусства Павла Филонова из собрания Русского музея (в котором хранится основная часть произведений мастера) никогда ранее не показывались в Воронеже. Эксперты отмечают созвучие творческих принципов Павла Филонова и Андрея Платонова, родство менталитетов двух авторов, сходство в их понимании искусства. И хоть советское государство не принимало художника, оно не могло его не замечать. Луначарский говорил: «Филонов – величайший мастер. Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны». В начале 20 века Филонов жил и работал в Рамони. Подробнее – читайте статью «Филонов и Ольденбургские» /filonov-i-oldenburgskie/
Выставка работает до 5 июля в музее имени Крамского
В выставочном зале на Кирова проходит выставка, перемежающаяся с программой «Воронеж – культурная столица СНГ». «В пространстве без границ» представлены Эскизы костюмов и декораций, макеты спектаклей театральных художников республик бывшего СССР из собрания Театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Выставка работает до 28 июня в Выставочном зале Кирова
Музыкальная программа была открыта замечательным концертом солистов Королевского оркестра Концертгебау (Амстердам) Оливье Патеем (кларнет) и Алексеем Огринчуком (гобой) в сопровождении Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Вербицкого.
Оливье Патей – первый кларнетист оркестра Концертгебау. Он – лауреат II премии международного конкурса ARD в Мюнхене, I премии международного конкурса имени Карла Нильсена в Оденсе.
Алексей Огринчук – один из самых выдающихся современных гобоистов, первый гобой оркестра Концертгебау. С Воронежем у Алексея связаны глубокие воспоминания. «Когда я занял первое место в конкурсе в Воронеже, мне было 12 лет. Я почувствовал не только радость победы, но и свою ответственность. Наверное, тогда я повзрослел».
Программа концерта оказалась оригинальной. Мы услышали звучание двух духовых деревянных – кларнета и гобоя. В мире существует крайне небольшое количество произведений, написанных для этих инструментов, в отличие от скрипки, фортепиано, виолончели.
Торжественное открытие губернатором Алексеем Гордеевым Платоновского фестиваля состоялось перед показом спектакля «Записки сумасшедшего» театра имени Котэ Марджанишвили. Совместная грузино-итальянская работа главного режиссера Грузии Левана Цуладзе оставила чувство легкой досады. Несмотря на интересную сценографию, показывать русским зрителям Гоголя на итальянском языке с титрами, как нам показалось – не самая удачная идея. Колорит, который привнесли в спектакль актеры из Италии и Грузии, думается, хорош именно в Италии и Грузии. Резкое звучание итальянской скороговорки никак не соотносилось с трагичными словами титров «Матушка, поплачь о своем сыне». Самое ценное, что нам дают такие авторы, как Гоголь, Достоевский – процесс трансформации личности – в спектакле был нивелирован, оборван, замылен гротесковой игрой актеров и кричащими режиссерскими приемами.
Сегодня, 4 июня, нас ждёт новая программа и новые впечатления.
16:00 — Открытие выставки «Великий Кинемо!». Киноплакат 1910-1920-х годов из собрания Государственного Русского музея. Областной художественный музей имени И.Н. Крамского. Выставка работает до 4 июля.
17:00 — Открытие выставки Александр Петров. Живопись в движении. Галерея Камерного театра. Выставка работает до 28 июня.
18:00 — Церемония вручения Платоновской премии в области литературы и искусства. Лауреат – писатель Андрей Битов. Также на церемонии будут присутствовать лауреаты премии прошлых лет: Б. Екимов, Л. Додин, М. Плетнев, А. Петров. Театр оперы и балета.
18:00 — концерт Российского национального оркестра под руководством М. Плетнева. Солист – Максим Рысанов (альт), Великобритания. Театр оперы и балета.
18:00 — Андрей Платонов «Платонов. Встреча первая». Школа-студия МХАТ, мастерская Виктора Рыжакова (Москва). Камерный театр.
19:00 — Киносеанс «Красные дьяволята». Реж. – И. Перестиани, 1923 год. Арт-центр «Коммуна».
19:30 — Николай Гоголь «Записки сумасшедшего». Премьера спектакля в России! Театр имени К. Марджанишвили и Emilia Romagna Teatro Fondazione (Грузия – Италия). Режиссер – Леван Цуладзе. Театр драмы имени А. Кольцова.
20:00 — Генрик Ибсен «Враг народа». Малый драматический театр – Театр Европы. Санкт-Петербург. Режиссер – Лев Додин. ТЮЗ.
20.00 – Творческая встреча с Андреем Битовым. Камерный театр.
20:30 — «Не забывай меня». Компания Филиппа Жанти в творческом сотрудничестве с Национальной сценой Невера и Ньевра (MCNN), Франция. Режиссер-постановщик – Филипп Жанти. Совместно с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова и РОФ «Фонд Чеховского фестиваля». Воронежский концертный зал.