Петров в интерьере

0

За художественным руководителем воронежского театра драмы им. Кольцова Владимиром Петровым интересно наблюдать, и этот интерес далеко не праздный.

В самом деле, мы видим успешного московского режиссера, который бросил все в столице и приехал в Воронеж, где начал огромное и труднейшее дело – практически с нуля. При этом понимая, что рискует невероятно – в том числе и своей репутацией. Ибо, как мне кажется, даже он сам до конца не уверен сейчас – удастся ли воплотить в жизнь замысел, построить театр своей мечты, театр европейского уровня. Слишком много трудностей, слишком много. Но Петров — как тот канатоходец, о котором пел Высоцкий: «ему очень нужно пройти четыре четверти пути». Он будет работать 24 часа в сутки, но не отступит – либо построит театр, которым будет гордиться Воронеж, либо готов умереть в его стенах не сдавшимся. Такая позиция не может не вызывать уважения, фигура Петрова внушает доверие, и ему хочется помогать.

Мы совершили с Владимиром Сергеевичем поход по внутренним помещениям реконструируемого исторического здания драмтеатра – на моей памяти это произошло впервые, ранее строительная площадка старой драмы долгие годы являлась наглухо закрытым объектом для фотокамер. Петров был любезен и естественен в беседе, он очень органично перевоплотился в высокопрофессионального прораба, но мне показалось, что параллельно в нем сам с собой говорил художник. Сам с собой спорил, сам себя убеждал и опровергал. И это на фоне неумолчного грохота, стоявшего внутри здания театра. Работа кипела на всех уровнях стройки, визжали циркулярные пилы, скрежетали отбойные молотки. Разумеется, в таких условиях диктофон мой оказался практически бесполезной штуковиной. Но поскольку главной нашей целью был все-таки фоторепортаж, то отдельные реплики Владимира Сергеевича, которые удалось записать, придали изобразительному ряду соответствующий колорит.

…Мне многие эксперты говорят, что эффективнее и экономичнее было бы снести все это и построить все заново, ведь строителям сейчас по ходу дела приходится решать массу сложнейших проблем. Начиная с того, что театр стоит ниже, чем уровень улицы, а это значит, что нужно подключать массу специалистов-коммунальщиков – иначе у нас всегда будут не просто лужи, а озера грязной воды…

…Ааа, да… Вот эти единственные сохранившиеся два фрагмента старинной кирпичной кладки, еще той самой, 19 века, мы решили оставить – и сделать частью нового интерьера…

…А вот здесь будут световая и звуковая рубки – сразу за последними рядами партера. И радисты, и световики должны принимать непосредственное участие в спектакле, зачем их загонять куда-то на верхотуру…

…Это – бывшая оркестровая яма, а теперь будет подъемная площадка во всю ширину сцены, за это нововведение я долго бился. Например, она может быть вровень со сценой, увеличивая ее площадь. Или оркестр может появиться словно из под земли, музыканты поклонятся и снова исчезнут вниз… Да у этого механизма масса возможностей! Но это очень сложная по исполнению затея, чтобы ее осуществить, пришлось углубляться в землю метра на полтора ниже самого первого исторического фундамента.

…Вообще зеркало сцены значительно увеличится, оно будет просто напичкано самой современной световой аппаратурой и мощными проекторами – можно будет осуществлять самые смелые и немыслимые ранее видео- и фотопроекции.

…Весь театр внутри будет облицован дубовым шпоном, кроме потолка, – это значительно улучшит акустику. А люстра будет совершенно новая, не огромная и не с висюльками этими хрустальными, как раньше, – не нужна она такая больше…

…Здесь будет малая сцена – это моя давнишняя мечта. Для экспериментальных спектаклей малых форм и необычной драматургии. А эти зрительские ряды кресел – трансформеры. Они могут выкатываться в любую точку зала и располагаться где вздумается. Они могут убираться в одно мгновение и таким же образом раскладываться. Занавесы – тоже трансформеры. Их несколько, и они многофункциональны. Это пространство также будет оснащено современнейшей аппаратурой, управляемой мощным компьютером.

…Спектакли в новом театре будут идти параллельно – скажем, на большой сцене начало в 19 часов, а на малой – в 19.30. Звукоизоляция настолько хороша, что они совершенно не будут мешать друг другу. Два спектакля в один вечер – нормальная практика для современного театра.

…Большой зал станет меньше, примерно на 350 мест, галерку мы решили убрать – там очень неудобные места были для зрителей, и они практически никогда не были заполняемыми. Билеты, да – подорожают. Цифру точную пока сказать не могу, но думаю, не меньше 500 рублей. Вообще я уверен, что когда театр будет построен, то первые два года мы будем обеспечены аншлагами хотя бы только потому, что воронежцы не утерпят посмотреть – во что он превратился внутри. А за это время я их приучу к нашему репертуару и новому творческому лицу театра.

…Вот еще с чем придется бороться – перед входом стоят эти два столба, на которых держатся троллейбусные провода. Уродуют театральный фасад страшно. Буду стараться сделать так, чтобы их не было. По сути, несложно расположить столбы с консольной подвеской на другой стороне улицы – и все в порядке будет, в других городах это практикуется. Только трамвайно-троллейбусному управлению до внешнего вида театра совершенно нет дела – что ж, буду сначала просить, уговаривать, потом настаивать… Но, думаю, добьюсь своего.

…Псевдостаринных мягких плюшевых кресел в большом зале не будет – я считаю, что они неуместны в новой стилистике оформления театра. Да и неудобны они – зрителям вдоль рядов до своих мест некомфортно добираться. Поэтому опять же будут кресла-трансформеры. С откидывающимися подлокотниками. И по этому поводу нервы и время приходится тратить – у нас, оказывается, столько много любителей всякой аляповатой помпезности…

…Больше всего меня беспокоит коробка сцены, ее нужно строить, по сути, заново. Метров десять вверху разрушенного кирпича пришлось снимать, теперь все это следует усиливать, ставить под крышу, снова развешивать штанкеты, софиты и так далее – словом, сложная и тяжелая работа. Но, увы, необходимая.

…Меня восхищают строители, которые сейчас трудятся здесь. Мне кажется, что их энтузиазм перекрывает величину их зарплат – и это очень трогательно.

…Не скрою, у меня есть сомнения по поводу того, что театр будет сдан осенью. Нет, если говорить о внешнем облике театра, то однозначно воронежцы увидят его в новом облике в намеченные сроки. Но вот успеем ли мы с внутренними работами до осени… Но знаю точно, что в декабре этого года зрители обязательно увидят три премьеры: две на большой сцене и одну – на малой. Все три спектакля – в моей постановке. Какие? Следите за афишами…

Олег Котин
фото Андрея Паукова

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий