Как известно, и Воронежский областной художественный, и Острогожский историко-художественный музеи носят имя Ивана Николаевича Крамского. К 175-летию со дня рождения великого художника в Воронеже был выпущен альбом-каталог, составленный из репродукций его произведений, хранящихся в двух местных музеях. В скором времени состоится презентация этого уникального художественного издания.
Альбом-каталог – это не просто собрание сочинений или избирательный перечень работ. Здесь важен академический принцип, скрупулезная работа над деталями и ювелирная точность – созидательные принципы, которыми руководствовался сам Крамской. Помимо собственно фотографических репродукций в альбоме-каталоге можно найти немало информации и иного толка – например, о владельцах картин, о размерах, материалах и даже подписях на обороте каждого полотна; наконец, небольшую подборку исторических фактов. Никаких суждений и оценок, только лишь попытка объективно отразить творческий путь великого художника и увековечить его наследие.
Несмотря на то, что Крамской, уроженец Острогожска, более века считается одним из символов художественной жизни нашей области, до недавних пор альбома-каталога его работ не существовало.
Директор воронежского художественного музея Владимир Добромиров (и руководитель проекта по созданию альбома-каталога) посетовал, что раньше практически невозможно было подготовить и выпустить серьезный сборник работ художника из-за отсутствия средств, поскольку сделать ремонт или провести реставрационные работы в музее нередко оказывалось более необходимым. Сегодня же наступает время, когда помощь меценатов позволяет развивать культурную жизнь и воплощать давние планы. И если законодательство пока не позволяет грамотно регулировать этот вопрос, то становится определяющим человеческий фактор. Кстати то, что в свое время музей был создан, а затем и восстановлен после войны – преимущественно заслуга благотворителей.
Поэтому крайне важно, что сегодня за созданием альбома-каталога стоят не только работники культуры, но и неравнодушные к культуре бизнесмены, которые входят в региональную общественную организацию «Гражданское собрание «Лидер».
Работа над каталогом заняла около года: требовалось не только собрать материал, но и проверить огромное количество информации, имеющей отношение к самому Крамскому и его творчеству. По некоторым картинам непросто найти достоверные данные, порой – сложно даже выяснить точную дату создания. Человек демократических взглядов, мысливший свободно и избегавший любой официальщины, Крамской никогда не был в особом почете у властей. Потому все не так уж прозрачно в его биографии, что, несомненно, затрудняло работу по подготовке альбома-каталога.
На обложку каталога было решено поместить портрет Крамского работы Михаила Щербатова, написанный за две недели до смерти великого воронежского передвижника. Эту картину можно найти также в приложениях альбома-каталога, где собраны некоторые работы друзей, сподвижников и последователей Николая Ивановича. Щербатову, знавшему и понимавшему жизненные коллизии художника, удалось, по мнению составителей, наиболее глубоко и точно передать личность Крамского.
Следует сказать, что в залах Воронежского и Острогожского музеев постоянно находятся далеко не все творения художника – этого просто не позволяют ресурсы и размеры помещений, большая часть наследия Крамского хранится в запасниках.
Альбом-каталог теперь дает возможность достаточно полно ознакомиться практически со всеми картинами, вышедшими из-под кисти Крамского, которые хранятся в местных архивах. Всего же на страницах издания разместилось пятьдесят репродукций картин Николая Ивановича.
Владимир Добромиров признается, что он (как и весь коллектив) испытывает чувство выполненного долга, ведь Крамской – это величина в мире живописи, тончайший гравер, который искусно работал с мельчайшими деталями, будь то, скажем, даже швы на одежде персонажей его картин. «Переплавить свет в цвет» – вот одна из ключевых идей художника, благодаря которой реализм и импрессионизм в России достигли расцвета.
Эксперты говорят, что репродукция (особенно фотографическая и ограниченная форматом страницы) – это всегда некий обман, да и качество печати, пусть даже самое высокое, как правило, редко удовлетворяет музейных работников. Однако в случае с альбомом-каталогом работ Ивана Крамского цель иная: вызвать у наших земляков желание и интерес посетить музеи, познакомиться с оригиналами произведений Крамского, что называется, живьем. И выполняется эта задача изящно и гармонично.
Александр Вихров