«Григория Андреевича Гончарова хорошо знают в Воронеже по многочисленным произведениям, находящимся в фойе театров и кино, в местных музеях, по его частым выступлениям в школах и клубах» – сообщает газета «Коммуна» от 19 марта 1963 года. Поводом для статьи стала персональная выставка, приуроченная к пятидесятилетию художника, которая состоялась в местном музее изобразительных искусств. С тех пор прошло полвека, и этот фрагмент заметки похож на прямое включение из прошлого: об искусстве своего времени вещает советская эпоха. В сентябре жители нашего города смогут вспомнить творчество одного из ярчайших представителей воронежского советского искусства: в музее им. Крамского откроется большая выставка, посвященная 100-летию Григория Гончарова.
Тогда, в 63-м году, коллеги, критики и журналисты подводили итоги творческого пути художника – казалось бы, уже довольно значительного. Однако в свете ушедших лет то далекое время отмеряет только серединную веху в жизни живописца: родившийся за год до первой Мировой войны, Гончаров прожил до начала XXI века. Все это время он не переставал плодотворно работать, поэтому горожане имели возможность еще не раз побывать на его персональных выставках. Естественно, за ушедшие полвека изменилось многое: например, стали актуальны традиции меценатства, которого по ясным причинам не было в советское время. Так, предстоящая выставка легендарного советского живописца организована известным воронежским бизнесменом и меценатом Александром Бубновым.
«Когда я узнал о 100-летнем юбилее художника, то сразу же загорелся идеей сделать в Воронеже его выставку, – рассказывает Александр Александрович. – Обратился в местные музеи, но особого энтузиазма, по правде сказать, там не увидел. Мне музейщики поначалу говорили так: у нас все выставки расписаны на год вперед, да и найдется ли для хорошей экспозиции нужное количество работ Гончарова?»
Пессимистичные прогнозы не оправдались: в одной только Россоши, на родине Гончарова, в художественно-краеведческом музее находится больше 100 его полотен, и музей охотно поделился работами с организаторами выставки. Остальное собиралось в разных местах. Несколько картин предоставил музей частных коллекций «Наследие» им. С. М. Романовича. Из ВГУ на выставку попала великолепная масштабная работа (2,25 на 3,25м) «Юность поэта» – на ней запечатлен Алексей Кольцов на берегу Дона. Из городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина была передана картина «Пушкин и Натали». Много полотен предоставили частные коллекционеры. И, конечно, в экспозицию вошли произведения, хранящиеся в фондах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского – где, в итоге, и было решено провести выставку.
Григорий Гончаров начал работать в изобразительном искусстве с 30-х годов. Его первым учителем был известный советский художник старшего поколения, ученик Ильи Репина – Александр Бучкури. Свое вдохновение Гончаров преимущественно отдавал теме Воронежского края. Многие работы посвящал историческим фигурам русской и воронежской истории, поэтам, писателям, художникам. Все эти картины художник как-то назвал «краеведческой семьей своих работ», и вошли в нее полотна о фольклористе Пятницком, художнике Крамском, поэтах Кольцове и Никитине, многих других известных людях.
Периодом наиболее полного расцвета в творчестве Гончарова искусствоведы считают 1950–1960-е годы. Тогда многие его современники-живописцы увлекались «суровым стилем», но художник по-прежнему оставался верен традициям классического русского реалистического искусства, которые были ему близки на протяжении всей жизни. Как и когда-то знаменитые передвижники, Гончаров постоянно старался приблизить свое творчество к широкому зрителю: искал близкие народу темы, старался избегать резких цветовых, композиционных и смысловых контрастов.
«В.И. Ленин среди участников первого русского народного хора», «Молодые агрономы в Каменной степи», «В родные края», «На улице» – главным жанром Гончарова была тематическая картина, рассказывающая о жизни советского народа. Скептик назовет это сухим словом «соцреализм», тот же, кто приглядится к работам и узнает больше о личности автора, поймет, что перед ним в первую очередь произведения художника-лирика. Критики отмечают, что Гончаров хоть местами и наивно, но совершенно искренне и честно рисовал свое время. Сельские труженики, индустриальные пейзажи, рабочие – нередко произведения Гончарова сравнивали с журналистским репортажем. «Я бесконечно обожаю родную природу, – признавался он. – С альбомом и карандашом обошел и объехал весь наш край вплоть до шолоховских Вешек…» Художник действительно был невероятно трудолюбив и плодотворен, на протяжении долгих лет жизни он с необычайной энергией создавал одну работу за другой.
Выставка, которая откроется 12 сентября и будет работать месяц, имеет монументальное название «Передвижник Страны Советов» и представит зрителю внушительное количество работ – более 200 произведений (80 из них – живопись, 130 – графика). Экспозиция дает возможность проследить творческий путь Гончарова на протяжении многих лет. Также в свет выйдет специальный каталог работ художника, изданный на средства Александра Бубнова.
Выставка картин Григория Гончарова – значительное событие для города, особенно в свете того, что работы воронежских художников советского периода сейчас выставляются нечасто. Сам факт того, что ни в одном музее города, в том числе и в музее им. Крамского, нет постоянной экспозиции местных художников, говорит о том, что некоторые имена сегодня несправедливо забыты. По признанию Александра Бубнова, если ему удастся открыть в Воронеже большую картинную галерею (на эту тему мы не раз писали раньше), там обязательно найдется место работам воронежских живописцев прошлого века. Пока же бизнесмен организует отдельные выставки. В следующем году, в январе, Александр Бубнов намерен открыть большую выставку, приуроченную к 80-летию воронежского художника Алексея Давыдова.
Евгения Глуховцева