Пейзажи полюбившихся мест

2

Много ли мы знаем об Америке? При упоминании об этой стране на ум невольно приходят пресловутые джинсы, статуя Свободы и фастфуд.

Но, помимо этого, Америка – страна, которая привлекает туристов и путешественников со всего мира своими уникальными природными достопримечательностями. Среди них не последнее место занимают Скалистые горы в штате Колорадо. Именно своеобразной природе этого штата посвящена акварельная серия, которая вместе с другими работами была представлена в выставочном зале на Пушкинской, на персональной выставке Надежды Добрыниной.

В детстве Надежда Добрынина, будучи дочерью офицеров, находившихся в постоянных разъездах, часто оставалась в доме бабушки и дедушки. В их доме часто устраивались литературные вечера с керосиновой лампой, на которых читали произведения классиков: Толстого, Чехова, Гоголя. Стоит ли говорить, какое большое влияние оказала эта творческая интеллигентная среда на характер и вкусы маленькой девочки. «Я сидела с куклой или рисовала, – вспоминает Надежда Добрынина, – и впитывала все это».

Рисовать будущая художница начала в раннем детстве. По ее признанию, она не помнит себя не рисующей. Так что решение поступать в художественное училище им. Репина (Кишинев) было вполне закономерным и самостоятельным. Родители не настаивали и не направляли, но поддерживали.

Сегодня Надежда Владимировна – член Союза художников России, постоянная участница областных, республиканских, международных выставок. Ее произведения находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Акварелист – путешественник

Путешествия натурам ищущим, творческим дают мощный импульс для создания чего-то нового, становятся источником вдохновения. Во время своих поездок Надежда Добрынина собирает богатый материал: делает зарисовки, пишет этюды, да и просто получает новые впечатления. На основе этих «путевых заметок», но что-то домысливая, обогащая и добавляя, художница пишет акварельные пейзажи уже в своей воронежской мастерской.

Надо заметить, что акварель достаточно сложная техника, и не каждый художник решается работать с ней. Сложность акварельной техники заключается в том, что она не допускает ошибок и не терпит исправлений. В масле можно снять слой, переписать, переделать, а в акварели, как утверждает Надежда Владимировна, «нужно попасть сразу». Помимо этого, в акварели нет белил. Белым цветом, который должен звучать наряду с густым темным, служит сама бумага. За счет этого акварельные пейзажи кажутся необыкновенно легкими, воздушными, чистыми и насыщенными.

Надежда Добрынина признается, что никаких профессиональных секретов у нее нет. Она использует обычную бумагу и обычные краски. Но знает, сколько на кисти должно быть воды, а сколько пигмента. А на вопрос, часто ли она портит свои работы, отвечает – уже нет. Это настоящее мастерство, которое есть точность взгляда, смелость руки и ежедневный труд.

В одной-двух работах невозможно рассказать историю своего путешествия так, чтобы у зрителя сложилось полное впечатление. Поэтому Надежда Владимировна так любит создавать целые серии акварельных работ.
Прожив два года в штате Колорадо у дочери, художница написала серию «В горах Колорадо». Скалистые горы (или, как говорят американцы, Rocky Mountains) являются символом не только США, но и всей уникальной природы западного побережья североамериканского континента. Великолепные горные пейзажи, вьющаяся в горах река Колорадо, флора и фауна здешних мест поразили художницу. Охватившим эмоциям она и дала выход в своих картинах.

На выставке рядом с «американскими» пейзажами расположились репродукции работ из серии «Русь бревенчатая». Милые церквушки, колокола, деревянные заборы и постройки кажутся такими трогательными и беззащитными, написаны так бережно, что, глядя на них, невольно понимаешь, как дороги художнице родные места.
Над серией «Русь бревенчатая» Надежда Добрынина начала работать еще в 2000 году и постоянно возвращается к ней. В этом году вновь побывала в Костроме и Вологде, а в следующем собирается поехать на Урал. «Уральские горы надо пописать».

 

Живопись цветной нитью

Именно так хочется назвать технику гобелена, которая известна с незапамятных времен. Художница признается – в последние годы большую часть времени уделяет акварели.

Это видно и по самой выставке – гобелен на ней не представлен. Однако Надежда Добрынина отмечает, что очень хотела бы вернуться к работе в этой технике и сделать серию в славянском стиле.

Гобелены ткутся вручную. Это очень трудоемкий и длительный процесс. Художник делает эскиз, на основе которого создается картон – подготовительный рисунок в цвете, выполненный в натуральную величину гобелена. Далее на станке или раме натягиваются нити основы. «И тогда начинается песня, – улыбается Надежда Владимировна, – перебираешь струны основы, и появляется миллиметр за миллиметром».

Надежда Добрынина занимается гобеленом всю жизнь. Эта работа требует от мастера необыкновенной усидчивости и терпения.

Многие мастера нанимают ткачей, но Надежда Владимировна все свои гобелены от начала и до конца делает сама. Сейчас многие из них находятся за границей: в Швеции, в Норвегии, во Франции, в Польше.

 

Учу учась

Александр Блок заметил, что «прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать». Но чтобы показать, нужно сначала увидеть. Настоящий художник способен увидеть красоту в простом и незамысловатом. «Увидеть в пеньке, в травинке композицию» – вот чему, в первую очередь, учит своих учеников Надежда Добрынина.

Надежда Владимировна проработала с детьми около 25 лет и говорит, что ей не нужно большей награды, если ее ученики становятся профессионалами. Процесс обучения у Надежды Добрыниной и ее учеников взаимный. Художница учит учась.

Очень важны для Надежды Добрыниной отзывы зрителей о ее творчестве. Важны в такой же степени, как и внутреннее чувство художника, подсказывающее – получилась ли выставка, «состоялась ли она».
Останавливаться на достигнутом Надежда Добрынина не собирается. Планов у художницы много: хочет поработать в жанре портрета, намерена продолжать серию «Русь бревенчатая», поработать с батиком. При этом в своей работе она видит большую цель – сохранить духовность. «Духовное должно оставаться с нами».

Вера Степанова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

2 комментария

  1. Аверин опубликовано

    Между тем, сделана первая в Воронеже попытка разобрать современный рынок живописи в Воронеже.

    http://facto.ru/region/2012/11/ne_zhivopisno/ 

Оставить комментарий