Искусство является искусством, только если оно безостановочно развивается. Результатом непрерывной, вдохновенной работы становится рост. Проходит время – и малое вырастает до большого. В нашем случае до Большого театра.
4 февраля случилось очень важное для нашего балета и для нашего города событие. Воронежские артисты впервые выступили на сцене Большого театра. На самом деле, очень приятно, что это случилось. И вдвойне приятно, что мне посчастливилось увидеть все своими глазами. Я впервые побывала в Большом после реконструкции, и рада, что мое знакомство с обновленным театром началось с вечера памяти великой балерины Екатерины Максимовой. Это был необычный концерт. Может, даже необычайный. Программа отличалась от того, что все привыкли видеть на юбилеях известных артистов.
«Мы не обратились к репертуару Екатерины Максимовой, как это делали в прошлом. Катя была одной из первых балерин в нашей стране, которая значительно расширила горизонты творческого пути классической танцовщицы. Открытая всему новому и талантливому, особенно в драматической передаче образа, Катя любила это и в других исполнителях и постановщиках. Именно поэтому мы решили рискнуть и представить совершенно новую программу, состоящую из проектов разных хореографов. Многие из постановок создавались специально для этого вечера – как посвящение, как поклон творческому таланту и человеческому достоинству Кати», – так объясняет особенный формат мероприятия художественный руководитель, режиссер-постановщик и сценограф вечера Владимир Васильев.
Максимова – ученица Галины Улановой, покорившая весь мир изяществом, обаянием и непревзойденной техникой. Она прекрасно исполняла партии и классического репертуара, и современного балета. Однако ее имя редко упоминается отдельно от имени ее творческого партнера, мужа, не менее знаменитого и талантливого Владимира Васильева. Они очень часто выступали в дуэте – и считались красивейшей парой русского балета. Оба с ранних лет заболели танцами (в хорошем смысле) и проявили себя как прекрасные исполнители. Васильев – хореограф в первую очередь. Максимова – балерина и педагог. Вместе они открыли несколько балетных школ.
Владимир Васильев с 2006 года работает с воронежской труппой. Именно он пригласил наших артистов выступить в Большом. Такое решение наглядно демонстрирует, насколько известный балетмейстер уверен в танцорах, которых хорошо знает и понимает. Владимир Викторович поставил несколько спектаклей в нашем театре. В прошлом году на Платоновском фестивале проявил себя антрепризный проект творческой мастерской Васильева. Отдельно имеет смыл вспомнить работу известного хореографа из Киева Раду Поклитару, который специально для воронежского театра поставил спектакль «Люди Платонова», впоследствии переименованный для Большого в «Землю обетованную». До сего момента у нас долгое время шли чужие постановки, сочиненные «варягами» – и для других театров. Поэтому работа Поклитару – настоящее открытие, свежий воздух для легких воронежского театра. К тому же, постановка являет собою изысканный, светлый постмодерн – и это не оксюморон! Именно с «Землей обетованной» (она же – «Люди Платонова») воронежская труппа выступила в Большом театре.
Это кордебалетная постановка, «без ярко выраженных солистов». Танцоры в белых одеждах перемещаются по сцене, движимые исключительно философскими истинами. Зритель не упустит и сочетания интересной хореографии и красивого света. Герои проживают как будто бы целую жизнь, а затем с «неба» спускаются веревочные лестницы, и артисты взбираются по ним наверх…
Отдельный реверанс уместно сделать в сторону (уже) нашего балетмейстера Андрея Меланьина, который немало повлиял на организацию поездки воронежского балета, а также обеспечил качественную свето-техническую партитуру – и не только воронежской команде, но и всему концерту. Не забудем, что для вменяемого технического оснащения местных, воронежских постановок требуется аренда светового оборудования, что называется, «на стороне».
По правде сказать, выступать в Большом было сложно. И не только из-за огромной ответственности. «Земля обетованная» обычно исполняется под фонограмму, а на вечере танцевали под живую музыку. Это было серьезное испытание и для танцоров, и для музыкантов. Дело в том, что Раду Поклитару ставит движения практически на каждую ноту, поэтому всем исполнителям нужно было очень строго держать ритм. Но, несмотря на то, что репетиций было немного, все прошло успешно. По сути это была премьера – мировая даже, если отбросить ложную скромность. К тому же, номер был гармонично вплетен в концепцию вечера.
Концерт получился очень разнообразным, благодаря ставке на работу разных хореографов и сочетание классического и современного балета. Причем, последний преобладал. Это неожиданно для государственного театра, но высокое качество исполнительского мастерства нивелировало влияние стереотипов даже в экспериментальных постановках.
Вечер открылся стихами, которые Владимир Васильев посвятил своей жене. На общее настроение серьезно повлияла композиция израильского хореографа Идо Тадмора на Мессу си минор Иоганна Себастьяна Баха. Сказочно смотрелась интермедия с участием учениц Московской академии хореографии, которые олицетворяли сценические образы Екатерины Максимовой.
Четыре постановки для вечера подготовила Елена Богданович – руководитель труппы современного танца «Балет Москва». Одним из самых зрелищных оказался номер «Тайна сакуры», в котором сочетался современный танец и изысканный ориентализм. Это яркий пример «эко-балета» – формы, созданной Еленой Богданович. И, конечно, зрителей поразили парящие балерины в композиции In the air. Из-за того, что партнеры танцовщиц были одеты в черное и полностью сливались с фоном, создавалось впечатление, что девушки порхают в воздухе.
Вечер сильно разнообразили выступления зарубежных исполнителей. Героем концерта стал испанец Эдуардо Герреро. Он крайне эмоционально передал композицию «Боль утраты», с виртуозной скоростью исполняя сапатеадо. Впечатление усиливалось живой музыкой: темпераментный вокал и гитарные переборы в сочетании с ритмом – это был уход от традиционного восприятия фламенко, когда навязчивая чечетка правит бал. Здесь – 15 минут ритмики, синтеза мужественности и утонченности (при том, что даже 10 минут для сольного номера – уже избыток!). Зрители неспроста после каждого эпизода громко аплодировали и кричали «Браво!» А по окончании выступления Эдуардо Герреро зал просто взорвался от восторга.
Завершающим номером стала «Пустая комната» Идо Тадмора. Более 20 минут для 2 человек с инкрустациями разговорных эпизодов и острыми, характерными бытовыми сценами. Возможно, не будь до этого десятиминутной воронежской композиции, зрители приняли бы израильский дуэт с восторгом. Но публика утомилась – ее трудно убеждать вторично.
После чего на сцену вышел Владимир Васильев. Зазвучала музыка – последнее сочинение Майкла Джексона – «Smile». Зал мгновенно успокоился и в полной тишине наблюдал, как великий артист прожил каждую секунду номера, посвященного памяти своей жены. Гармония вечера была мгновенно восстановлена.
В завершении концерта артисты возложили цветы к портрету Екатерины Максимовой. И зал аплодировал стоя, верно отвечая на монолог об утраченной спутнице жизни.
***
Вечер памяти удался. В нем было все: и разнообразная хореографии, и настоящие, рождающиеся из глубины сознательного и бессознательного эмоции зала, и торжественность, и трогательность. Увидеть такое – настоящее наслаждение. Но особенно – лично меня – порадовало то, что в моем небольшом городе есть балет, который достойно смотрится на сцене Большого театра.
Юлия Беляева