В усадьбу Лосева вернулись три портрета членов большой семьи Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн. Если учитывать величие этого дворянского рода, данная новость для Воронежа – долгожданная и исторически значимая. Подробнее об этом расскажет Елена Вычерова, директор Воронежского краеведческого музея.
Портрет баронессы С.Н. Сталь фон Гольштейн.
Иван Макаров, 1859, холст, масло.
из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств
[su_dropcap]Н[/su_dropcap]едалеко от Воронежа, на берегу речки Усманка, в сельце Алексеевском, в царствование весёлой царицы Елизаветы Петровны отставной пехотный бригадир, на гражданской службе статский советник Алексей Семенович Лосев, уйдя на покой, в своём имении построил дом, ставший родовым гнездом для шести поколений семьи. В 1763 году была заложена домовая церковь во имя Алексия Человека Божьего. Вырастив двух дочерей, он удачно выдал их замуж. Младшую Евдокию – за Петра Веневитинова (их внук – поэт Дмитрий Веневитинов), а старшую Дарью – за московского дворянина кригс-комиссара Александра Шатилова.
Именно старшая дочь унаследовала усадьбу после смерти Алексея Семеновича. Ее сын Николай, вероятно, большую часть своей молодости проводил в родном городе отца, в Москве, где познакомился и подружился с Александром Алябьевым. Товарищеские отношения стали родственными, когда в 1813 (?) году Николай Шатилов женился на родной сестре Алябьева Варваре Александровне.
Александр Алябьев – первый персонаж, бывавший в Алексеевском, облик которого известен по многочисленным сохранившимся портретам. А как выглядели первые три владельца усадьбы Алексей Лосев, Дарья и Николай Шатиловы, нынешнему поколению неведомо. В России, как известно, после революции целенаправленно уничтожалась вся память о прошлом, уничтожались и сами люди, и информация о них – просто так…
Зато нам досталось право на фантазию и воображение: владельцев особняка можно представлять высокими или маленькими, стройными или толстыми, красивыми или не очень. Но все-таки, скорее всего, красивыми, что подтверждает недавно полученный из Челябинска портрет дочери Николая и Варвары Шатиловых Софьи Николаевны. Она прекрасна!
[su_box title=»Предыстория»]Желание узнать подлинные облики представителей этого рода не оставляло воронежских историков в покое. В XIX веке каждая дворянская семья обязательно заказывала портреты членов семьи, большая часть пропала, но многие сохранились в музейных запасниках. Но где? С начала года краеведческий музей направил более сорока писем-запросов в исторические и художественные музеи России. Параллельно искали и в Интернете. И самый простой поиск в Сети оказался самым коротким.[/su_box]
Первая находка – портрет баронессы Софьи Николаевны кисти художника Ивана Макарова сохранился до наших дней и находится в экспозиции Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Туда он попал из фондов Третьяковской галереи в декабре 1960 года. В документах имеется запись: «Принадлежала Высоковскому, в 1934 году поступила в Третьяковскую галерею из НКВД». Каким образом Высоковский стал владельцем картины, мы уже не узнаем: то ли сам вынес из семейной подмосковной усадьбы Сталь фон Гольштейн, то ли в голодные двадцатые выменял на хлеб.
Софья Николаевна Шатилова (1814-1893) – троюродная сестра поэта Дмитрия Веневитинова, родная племянница композитора Александра Алябьева и четвертая владелица усадьбы, в возрасте 18 лет она вышла замуж за обрусевшего представителя старинного эстляндского баронского рода Александра Карловича Сталь фон Гольштейна, родила ему четверых детей. По воспоминаниям современников, Софья Николаевна была «красавица в полном смысле этого слова, умна, кокетлива…».
Супруги Сталь фон Гольштейн много времени проводили в столице, по праву рождения были вхожи в высший столичный свет. Александр Карлович гусар, с января 1927 года – ротмистр, с начала 1834 года – полковник в Гродненском гусарском полку, в котором в 1838 году служил корнет Михаил Лермонтов. Известно, что поэт неоднократно встречался в обществе с Софьей Николаевной, которая прекрасно музицировала, пела также и романсы своего дяди Александра Алябьева.
Макаров написал портрет Софьи Сталь фон Гольштейн в 1859 году, когда ей было уже 45 лет. Действительно ли она так молодо выглядела или ее так видел художник? Или это тот тип женщины, над которой годы не властны?
[su_frame]Иван Макаров – один из лучших портретистов Петербурга середины XIX века. Известно более двухсот его работ, в том числе и портреты членов императорской фамилии, хранящиеся в Третьяковке, Русском музее, частных собраниях.[/su_frame]Администрация Челябинского музея отказала Воронежу в предоставлении портрета – украшения постоянной экспозиции – на некоторое время для выставки, но разрешила работать в галерее для выполнения копии. И благодаря тому, что художник Евгений Кравцов по личной просьбе Татьяны Гордеевой поехал в Челябинск и выполнил мастерскую копию портрета Ивана Макарова, Софья Николаевна 19 ноября этого года прибыла в Алексеевское.
[su_divider top=»no» divider_color=»#559b1f» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]Портрет Анатолия Александровича Сталь фон Гольштейна.
Неизвестный художник, 1840-е, бумага, акварель, карандаш
из фондов Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН
В процессе поиска материалов о следующем владельце усадьбы, сыне Софьи Николаевны и Александра Карловича Анатолии Александровиче (1834-1898), краеведческий музей вышел на фонды Литературного музея института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Из Пушкинского дома сообщили, что у них на хранении находится акварельный портрет Анатолия Александровича 1840-х годов, автор неизвестен. На нем Анатолий изображен в мундире училища Правоведения, с треуголкой под рукой. Возможно, это изображение является автопортретом, но подтверждения нет.
[su_frame]Анатолий Александрович в 13 лет был определен родителями в училище Правоведения, в 1854 году, когда ему было 20 лет, окончил училище. В чине коллежского секретаря был определен на службу в канцелярию Департамента Правительствующего Сената. С 1855 года – в должности младшего помощника секретаря. «…Высочайшим приказом от 24 августа 1858 года определен на службу в ведомство Министерства Юстиции с причислением к Департаменту, командирован для занятий в распоряжение состоящего в должности Герольдмейстера 6 сентября 1858 года… По личному прошению перемещен в число канцелярских чиновников в Харьковскую Палату Гражданского Суда с 12 мая 1859 года…». В ноябре 1860 года получил отставку в связи с болезнью (РГИА, ф. 1343).[/su_frame]Будучи фактически столичным жителем, Анатолий Александрович, тем не менее, много времени проводил в воронежском имении. Венчался он в 1857 году также в Воронеже, в Троицком соборе. Женой его стала 16-летняя Елена Васильевна Сомова, дочь лейб-гвардии штабс-капитана Василия Сомова.
Своих детей, Александра и Маргариту, Анатолий и Елена крестили в родовом имении в Алексеевском, в церкви Алексия Человека Божьего. Семейный капитал позволил оставить службу и строить жизнь в соответствии со своими интересами и наклонностями. Среди воронежских помещиков Анатолий слыл образцовым хозяином, «поражая соседей агрономическими успехами». Жил за границей в Дюссельдорфе, учился живописи у знаменитого живописца Беньямина Вотье и во многом перенял его манеру письма.
Умер барон Сталь фон Гольштейн в возрасте 64 лет, похоронен рядом с родителями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры на 103 участке. Всё его основное имущество перешло родственникам. Текст завещания неизвестен, но в государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге в «Деле о духовном завещании Анатолия Александровича Сталь фон Гольштейн» сохранилась выписка: «..Все другие мои капиталы, которые могут оказаться в день моей смерти, по уплате расходов на мои похороны, должны быть внесены моими душеприказчиками в одно из благотворительных Обществ нуждающихся художников, за исключением 100 руб., которые внести на поминовение души моей в церковь при Елизаветинском детском убежище в г. Воронеже».
В 1920-е годы могилы семьи как представителей класса эксплуататоров, имеющих, к тому же, враждебную приставку фон да ещё и баронов, в рамках государственной политики Советского государства рабочих и крестьян («…весь мир насилья мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим…») были ликвидированы – освобождали место для похорон красного комдива.
[su_divider top=»no» divider_color=»#559b1f» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]Третья удача этого года – находка в США портрета младшей дочери Софьи Николаевны Лидии Сталь фон Гольштейн, по мужу Шабельской (1839-1907). Сотрудник краеведческого музея обнаружил портрет в представленной на сайте Музея изобразительных искусств Вирджинии (VMFA) цифровой коллекции европейской искусства.
Лидия Сталь фон Гольштейн вышла замуж в 1859 году за ротмистра лейб-гвардии гусарского полка Николая Шабельского, сына черниговского губернатора Катона Павловича. Средства молодой семьи Шабельских позволяли много путешествовать и подолгу жить за границей, особенно по Франции.
Портрет Лидии – работа немецкого живописца, литографа Ф.К. Винтерхальтера, снискавшего известность благодаря портретам царственных особ Европы. Будучи придворным художником французского короля Луи-Филиппа I, создал «единственную в своем роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы».
Воронежский краеведческий музей связался с координаторами проектов VMFA Хауэллом Перкиносом и Кристи Каузер с просьбой узнать, как и когда портрет попал за океан, и предоставить цифровую копию для размещения в восстановленной усадьбе.
Портрет Лидии Шабельской, баронессы Сталь фон Гольштейн.
Франц Ксавер Винтерхальтер, 1857–58, холст, масло.
из фондов Музея изобразительных искусств Вирджинии (VMFA); Ричмонд, США
Вот что сообщила о портрете Кристи Каузер:
«…Дама на портрете – Лидия Шабельская, дочь барона Сталь фон Штейна и Софьи Шатиловой, русской аристократки. Лидия вышла замуж за Николая Шабельского и с двумя детьми Верой и Павлом жила в своем имении под Воронежем (к югу от Москвы). Семья активно путешествовала, особенно по Франции.
Дочь Лидии Вера была невероятно красива, и в возрасте 16-ти лет у неё был роман с Великим князем Павлом, сыном Александра II. По семейному преданию (поскольку Вера не была царской крови), ее заставили выйти замуж за князя Милорадовича. С ним она впоследствии развелась и вышла замуж за Бориса Шидловского. Во втором браке родилась дочь Мария. Ее воспитывала бабушка по маминой линии (Лидия Шабельская), которую в кругу семьи называли Бабушка Лидия. У Марии была связь с Л.Н. Толстым, позже она вышла замуж за известного польского пианиста Игнаса Фридмана. Наследниками Фридмана этот портрет и был продан музею Вирджинии.
<…>Оценивая стиль и технику, в которой выполнен портрет, мы склонны утверждать, что он был сделан во время Парижского периода Винтерхальтера (1857-1858), однако документальных подтверждений этому найдено не было. Вполне вероятно, что он встретил молодую баронессу в Париже через свою добрую знакомую Софи Великую Герцогиню Бадена. Софи была дочкой шведского короля Густава IV и могла знать Сталь-Гольштейнов по шведскому двору.
<…>В работе кистью заметно влияние английской школы – особенно Гейнсборо и Лоуренса,…несомненно, полотно далеко не импрессионистское в своем сравнительном консерватизме, но мазки (особенно на платье) больше свойственны Моне и Ренуару, чем сторонникам классической школы живописи…».
Вполне возможно, что где-то ещё сохранились портреты и фотографии членов большой семьи Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн. Но в связи с тем, что после революции 1917 года имущество дворянских гнезд если и попадало в музеи, то часто без всяких документов и описей, числятся они, скорее всего, портретами неизвестных. Будем искать!
Елена Вычерова