Один год и три портрета. Это много или мало?..

0

В усадьбу Лосева вернулись три портрета членов большой семьи Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн. Если учитывать величие этого дворянского рода, данная новость для Воронежа – долгожданная и исторически значимая. Подробнее об этом расскажет Елена Вычерова, директор Воронежского краеведческого музея.

pic1

Портрет баронессы С.Н. Сталь фон Гольштейн.
Иван Макаров, 1859, холст, масло.
из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств
[su_dropcap]Н[/su_dropcap]едалеко от Воронежа, на берегу речки Усманка, в сельце Алексеевском, в царствование весёлой царицы Елизаветы Петровны отставной пехотный бригадир, на гражданской службе статский советник Алексей Семенович Лосев, уйдя на покой, в своём имении построил дом, ставший родовым гнездом для шести поколений семьи. В 1763 году была заложена домовая церковь во имя Алексия Человека Божьего. Вырастив двух дочерей, он удачно выдал их замуж. Младшую Евдокию – за Петра Веневитинова (их внук – поэт Дмитрий Веневитинов), а старшую Дарью – за московского дворянина кригс-комиссара Александра Шатилова.

Именно старшая дочь унаследовала усадьбу после смерти Алексея Семеновича. Ее сын Николай, вероятно, большую часть своей молодости проводил в родном городе отца, в Москве, где познакомился и подружился с Александром Алябьевым. Товарищеские отношения стали родственными, когда в 1813 (?) году Николай Шатилов женился на родной сестре Алябьева Варваре Александровне.

Александр Алябьев – первый персонаж, бывавший в Алексеевском, облик которого известен по многочисленным сохранившимся портретам. А как выглядели первые три владельца усадьбы Алексей Лосев, Дарья и Николай Шатиловы, нынешнему поколению неведомо. В России, как известно, после революции целенаправленно уничтожалась вся память о прошлом, уничтожались и сами люди, и информация о них – просто так…

Зато нам досталось право на фантазию и воображение: владельцев особняка можно представлять высокими или маленькими, стройными или толстыми, красивыми или не очень. Но все-таки, скорее всего, красивыми, что подтверждает недавно полученный из Челябинска портрет дочери Николая и Варвары Шатиловых Софьи Николаевны. Она прекрасна!
[su_box title=»Предыстория»]Желание узнать подлинные облики представителей этого рода не оставляло воронежских историков в покое. В XIX веке каждая дворянская семья обязательно заказывала портреты членов семьи, большая часть пропала, но многие сохранились в музейных запасниках. Но где? С начала года краеведческий музей направил более сорока писем-запросов в исторические и художественные музеи России. Параллельно искали и в Интернете. И самый простой поиск в Сети оказался самым коротким.[/su_box]

Первая находка – портрет баронессы Софьи Николаевны кисти художника Ивана Макарова сохранился до наших дней и находится в экспозиции Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Туда он попал из фондов Третьяковской галереи в декабре 1960 года. В документах имеется запись: «Принадлежала Высоковскому, в 1934 году поступила в Третьяковскую галерею из НКВД». Каким образом Высоковский стал владельцем картины, мы уже не узнаем: то ли сам вынес из семейной подмосковной усадьбы Сталь фон Гольштейн, то ли в голодные двадцатые выменял на хлеб.

Софья Николаевна Шатилова (1814-1893) – троюродная сестра поэта Дмитрия Веневитинова, родная племянница композитора Александра Алябьева и четвертая владелица усадьбы, в возрасте 18 лет она вышла замуж за обрусевшего представителя старинного эстляндского баронского рода Александра Карловича Сталь фон Гольштейна, родила ему четверых детей. По воспоминаниям современников, Софья Николаевна была «красавица в полном смысле этого слова, умна, кокетлива…».

Супруги Сталь фон Гольштейн много времени проводили в столице, по праву рождения были вхожи в высший столичный свет. Александр Карлович гусар, с января 1927 года – ротмистр, с начала 1834 года – полковник в Гродненском гусарском полку, в котором в 1838 году служил корнет Михаил Лермонтов. Известно, что поэт неоднократно встречался в обществе с Софьей Николаевной, которая прекрасно музицировала, пела также и романсы своего дяди Александра Алябьева.

Макаров написал портрет Софьи Сталь фон Гольштейн в 1859 году, когда ей было уже 45 лет. Действительно ли она так молодо выглядела или ее так видел художник? Или это тот тип женщины, над которой годы не властны?

[su_frame]Иван Макаров – один из лучших портретистов Петербурга середины XIX века. Известно более двухсот его работ, в том числе и портреты членов императорской фамилии, хранящиеся в Третьяковке, Русском музее, частных собраниях.[/su_frame]

Администрация Челябинского музея отказала Воронежу в предоставлении портрета – украшения постоянной экспозиции – на некоторое время для выставки, но разрешила работать в галерее для выполнения копии. И благодаря тому, что художник Евгений Кравцов по личной просьбе Татьяны Гордеевой поехал в Челябинск и выполнил мастерскую копию портрета Ивана Макарова, Софья Николаевна 19 ноября этого года прибыла в Алексеевское.

[su_divider top=»no» divider_color=»#559b1f» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

pic2

Портрет Анатолия Александровича Сталь фон Гольштейна.
Неизвестный художник, 1840-е, бумага, акварель, карандаш
из фондов Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН

В процессе поиска материалов о следующем владельце усадьбы, сыне Софьи Николаевны и Александра Карловича Анатолии Александровиче (1834-1898), краеведческий музей вышел на фонды Литературного музея института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Из Пушкинского дома сообщили, что у них на хранении находится акварельный портрет Анатолия Александровича 1840-х годов, автор неизвестен. На нем Анатолий изображен в мундире училища Правоведения, с треуголкой под рукой. Возможно, это изображение является автопортретом, но подтверждения нет.

[su_frame]Анатолий Александрович в 13 лет был определен родителями в училище Правоведения, в 1854 году, когда ему было 20 лет, окончил училище. В чине коллежского секретаря был определен на службу в канцелярию Департамента Правительствующего Сената. С 1855 года – в должности младшего помощника секретаря. «…Высочайшим приказом от 24 августа 1858 года определен на службу в ведомство Министерства Юстиции с причислением к Департаменту, командирован для занятий в распоряжение состоящего в должности Герольдмейстера 6 сентября 1858 года… По личному прошению перемещен в число канцелярских чиновников в Харьковскую Палату Гражданского Суда с 12 мая 1859 года…». В ноябре 1860 года получил отставку в связи с болезнью (РГИА, ф. 1343).[/su_frame]

Будучи фактически столичным жителем, Анатолий Александрович, тем не менее, много времени проводил в воронежском имении. Венчался он в 1857 году также в Воронеже, в Троицком соборе. Женой его стала 16-летняя Елена Васильевна Сомова, дочь лейб-гвардии штабс-капитана Василия Сомова.

Своих детей, Александра и Маргариту, Анатолий и Елена крестили в родовом имении в Алексеевском, в церкви Алексия Человека Божьего. Семейный капитал позволил оставить службу и строить жизнь в соответствии со своими интересами и наклонностями. Среди воронежских помещиков Анатолий слыл образцовым хозяином, «поражая соседей агрономическими успехами». Жил за границей в Дюссельдорфе, учился живописи у знаменитого живописца Беньямина Вотье и во многом перенял его манеру письма.
Умер барон Сталь фон Гольштейн в возрасте 64 лет, похоронен рядом с родителями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры на 103 участке. Всё его основное имущество перешло родственникам. Текст завещания неизвестен, но в государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге в «Деле о духовном завещании Анатолия Александровича Сталь фон Гольштейн» сохранилась выписка: «..Все другие мои капиталы, которые могут оказаться в день моей смерти, по уплате расходов на мои похороны, должны быть внесены моими душеприказчиками в одно из благотворительных Обществ нуждающихся художников, за исключением 100 руб., которые внести на поминовение души моей в церковь при Елизаветинском детском убежище в г. Воронеже».

В 1920-е годы могилы семьи как представителей класса эксплуататоров, имеющих, к тому же, враждебную приставку фон да ещё и баронов, в рамках государственной политики Советского государства рабочих и крестьян («…весь мир насилья мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим…») были ликвидированы – освобождали место для похорон красного комдива.

[su_divider top=»no» divider_color=»#559b1f» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Третья удача этого года – находка в США портрета младшей дочери Софьи Николаевны Лидии Сталь фон Гольштейн, по мужу Шабельской (1839-1907). Сотрудник краеведческого музея обнаружил портрет в представленной на сайте Музея изобразительных искусств Вирджинии (VMFA) цифровой коллекции европейской искусства.

Лидия Сталь фон Гольштейн вышла замуж в 1859 году за ротмистра лейб-гвардии гусарского полка Николая Шабельского, сына черниговского губернатора Катона Павловича. Средства молодой семьи Шабельских позволяли много путешествовать и подолгу жить за границей, особенно по Франции.
Портрет Лидии – работа немецкого живописца, литографа Ф.К. Винтерхальтера, снискавшего известность благодаря портретам царственных особ Европы. Будучи придворным художником французского короля Луи-Филиппа I, создал «единственную в своем роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы».

Воронежский краеведческий музей связался с координаторами проектов VMFA Хауэллом Перкиносом и Кристи Каузер с просьбой узнать, как и когда портрет попал за океан, и предоставить цифровую копию для размещения в восстановленной усадьбе.

pic3 Портрет Лидии Шабельской, баронессы Сталь фон Гольштейн.
Франц Ксавер Винтерхальтер, 1857–58, холст, масло.
из фондов Музея изобразительных искусств Вирджинии (VMFA); Ричмонд, США

 

 

 

 

Вот что сообщила о портрете Кристи Каузер:

«…Дама на портрете – Лидия Шабельская, дочь барона Сталь фон Штейна и Софьи Шатиловой, русской аристократки. Лидия вышла замуж за Николая Шабельского и с двумя детьми Верой и Павлом жила в своем имении под Воронежем (к югу от Москвы). Семья активно путешествовала, особенно по Франции.
Дочь Лидии Вера была невероятно красива, и в возрасте 16-ти лет у неё был роман с Великим князем Павлом, сыном Александра II. По семейному преданию (поскольку Вера не была царской крови), ее заставили выйти замуж за князя Милорадовича. С ним она впоследствии развелась и вышла замуж за Бориса Шидловского. Во втором браке родилась дочь Мария. Ее воспитывала бабушка по маминой линии (Лидия Шабельская), которую в кругу семьи называли Бабушка Лидия. У Марии была связь с Л.Н. Толстым, позже она вышла замуж за известного польского пианиста Игнаса Фридмана. Наследниками Фридмана этот портрет и был продан музею Вирджинии.
<…>Оценивая стиль и технику, в которой выполнен портрет, мы склонны утверждать, что он был сделан во время Парижского периода Винтерхальтера (1857-1858), однако документальных подтверждений этому найдено не было. Вполне вероятно, что он встретил молодую баронессу в Париже через свою добрую знакомую Софи Великую Герцогиню Бадена. Софи была дочкой шведского короля Густава IV и могла знать Сталь-Гольштейнов по шведскому двору.
<…>В работе кистью заметно влияние английской школы – особенно Гейнсборо и Лоуренса,…несомненно, полотно далеко не импрессионистское в своем сравнительном консерватизме, но мазки (особенно на платье) больше свойственны Моне и Ренуару, чем сторонникам классической школы живописи…».

Вполне возможно, что где-то ещё сохранились портреты и фотографии членов большой семьи Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн. Но в связи с тем, что после революции 1917 года имущество дворянских гнезд если и попадало в музеи, то часто без всяких документов и описей, числятся они, скорее всего, портретами неизвестных. Будем искать!

Елена Вычерова

Об авторе

Оставить комментарий