С 1961 года, по предложению ЮНЕСКО, во всем мире отмечается Международный день театра. Великое искусство драматургии зародилось в Древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад, причем – это важно для обсуждаемой темы – драма трактовалась как часть демократической политики.
В игровой форме жителей полисов призывали к здравомыслию, патриотизму, ответственности за принятые решения – как в отношении себя, так и в отношениях с согражданами. Только лишь драматическим языком можно было отобразить идеальный мир богов, которые определяли правила жизни, по сути – задавали те стандарты, которым необходимо было следовать всем гражданам греческих полисов. Театр был главным событием в году, поскольку трагедии, а позднее и комедии, играли лишь в дни празднеств, посвященных богу Дионису, которые проходили в конце марта – начале апреля. Видимо, именно эту особенность и учли чиновники ЮНЕСКО, когда выбирали день для всемирного театрального праздника.
Впоследствии драматургия оставалась самым четким барометром, определявшим взаимоотношения общества и власти. Трагедии Шекспира, комедии Мольера, социальные драмы Островского отображали свое время не только в его реальности, но и в определенной заданности ожиданий. На сцене конфликт добра со злом всегда допускал ожидание лучшего, справедливого разрешения сложных поворотов сюжета. И во многом озадачивал зрителей: классической стала рецензия императора Николая Первого на гоголевского «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне – более всех…»
Театральное искусство во многом близко искусству управления. Оба публичны, оба конфликтны, оба не знают, чего ждать от зрителя – то ли восторгов, то ли освистания, иногда и того, и другого одновременно. Наконец, оба предполагают высочайший профессионализм и квалификацию всех участников действа: актеров и чиновников, драматургов и депутатов, музыкантов и лидеров общественных движений. С высоким артистизмом – но без показной театральщины. И точно так же, как в античные времена, искусство музы Мельпомены может оказать неоценимую услугу искусству возможностей – политике.
Сегодня, как никогда, управлению не хватает творческого подхода. Полтора индустриальных века сильно «сдвинули» управление в пространство типичной функции – от сих до сих. Но жизнь меняется быстрее, чем пишутся регламенты, и сегодня управленческие решения не могут осуществляться «под суфлера». Нужна здоровая импровизация, которая заставит «отозваться» зал – то есть привлечет к соучастию в действе сограждан, готовых не только критиковать (критика тоже во многом превратилась в функцию – ругать власть стало занятием обыденным, а потому скучным и мало перспективным) – но и помогать в том, в чем эта помощь нужна и своевременна. Драматизм ситуации в том, что Воронеж сменил свой статус: город–миллионник требует совершенно иной «литературной основы» для своего развития. Он теперь один из пятнадцати наиболее крупных муниципальных образований страны, и его соответствие этому статусу – проблема не из простых. И очень не хотелось бы впасть в иллюзию относительно того, что мы только на основании собственного многолюдства можем браться за «Вильяма нашего Шекспира»: необходимо соответствовать масштабу собственных притязаний, соответствовать профессионально и квалификационно. Очевидно, формирование этого профессионализма и обеспечение нужной квалификации и станет важнейшей задачей городской «режиссуры» на ближайшее время. Конечно, это не снижает необходимости заниматься повседневными задачами: высокий творческий порыв неуместен, если в театре нет отопления или протекает крыша. Поэтому и проблемы жилищной сферы, и транспорта, и чистых улиц – они остаются в сфере внимания и в пространстве деятельности: веселый март этого года озадачивает не на шутку. И очевидно, что существующую систему придется организационно менять, поскольку при наличии достаточного количества техники организация ее применения далеко не самая эффективная. То же самое можно сказать и про жилищную сферу: здесь совершенный театр абсурда, когда бессмысленное воспринимается узнаваемым и закономерным, любое действие – необъяснимым, а реальная действительность повседневности – бесконечным блокбастером ужасов. Но если на сцене этот спектакль длится от силы пару часов, то в городе эта затянувшаяся фантасмагория длится уже не одно десятилетие. И попытки решать все проблемы по отдельности – вряд ли дадут нужный результат. Точно так же, как грамотный репертуар позволяет за сезон раскрыть все возможности театра, стратегия устойчивого развития способна раскрыть все возможности наиболее заинтересованных в этом сообществ: исполнительной и законодательной властей, творческих элит, некоммерческих организаций и социальных сообществ. Создать такую стратегию совсем непросто: все предшествующие попытки оказались неудачными. Поэтому я очень заинтересован в совместной творческой работе со всеми, кто проявляет к этому намерение и готовность. В самое ближайшее время для этой задачи будет создана специальная коммуникативная площадка. Совместный труд на благо города – это вполне реально, и, хочется думать – весьма увлекательно!
Что же касается самого Дня театра – от души поздравляю всех воронежских театралов с прошедшим праздником: актеров, режиссеров, преподавателей Академии искусств, художников, костюмеров, музыкантов, зрителей – всех, кто считает его своим. В обычае актеров во время великого поста готовить для угощения знаменитый пирог с капустой, а посиделки называть «капустником». На одном из них мне довелось услышать об актерах ироничное изречение персонажа Островского, провинциального актера Шмаги: «Мы артисты – наше место в буфете», сказанное, конечно, в шутку. Мне же хотелось бы вспомнить для этого праздника слова другого персонажа, который сказал об актерах так: «Друг Горацио, пусть их примут хорошо, потому что они – обзор и краткие летописи века; лучше вам после смерти получить плохую эпитафию, чем дурной отзыв от них, пока вы живы». И в этом Гамлет, принц датский, был совершенно прав…
Геннадий Чернушкин