Знаменитого художника-импрессиониста Эдгара Дега еще при жизни прозвали «живописцем танцовщиц». Хотя он был не только живописцем. Дега считается создателем и первой художественной куклы в единственном экземпляре. «Маленькая танцовщица» выполнена из воска, тело ее украшает платье из натуральной ткани. Кукла была представлена широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.
История авторской куклы, как и игровой, содержит немало интересных фактов. Например, парижанки некогда использовали кукол как образец модных тенденций. Куклу одевали по последней моде и отправляли этот «модный журнал» провинциальным родственницам. Из Европы такие модницы попадали и в Россию. А во второй половине 20 века создание художественной куклы формируется в особый вид искусства, который сегодня стоит на одной ступени со скульптурой и живописью. Искусство художественной куклы стремительно развивается и влечет за собой поиск новых материалов и технологий для творческого самовыражения. Не будет преувеличением сказать, что существует целый кукольный мир со своими тонкостями и нюансами, законами и секретами мастерства, художниками и поклонниками.
В одном из последних номеров «Времени культуры» мы уже обращались к «кукольной» теме. Тогда мы рассказали читателям о творчестве острогожской художницы Светланы Устьяновой, которая не мыслит свою жизнь без кукол. А в начале зимы у воронежцев появился шанс познакомиться с творчеством других художников-кукольников. С 1 по 9 декабря в фойе конгресс-холла Правительства Воронежской области прошла выставка скульптуры и художественной куклы «Метаморфозы». Более пятидесяти работ из частных коллекций было представлено на выставке. Организаторами мероприятия выступили воронежский бизнесмен Евгений Тростянецкий, член региональной общественной организации «Гражданское собрание «Лидер» и Галерея Елены Громовой, которая существует уже десять лет и объединяет профессиональных художников, любителей и коллекционеров авторской куклы. Галерея представляет российских художников на крупнейших арт-шоу современного искусства, ведет активную выставочную деятельность.
Организаторы признались, что это выставка-эксперимент – впервые в едином пространстве представлены произведения бронзовой скульптуры и художественной куклы. Грань между этими разными видами искусства размыта. Вообще надо заметить, что художественная кукла – это синтез многих традиционных видов искусства: живописи, графики, дизайна, скульптуры. От самого близкого из них – скульптуры – куклу отличают материалы, из которых она сделана.
Произведения известных российских мастеров, настоящих корифеев кукольного дела, таких как Татьяна Баева, Елена и Михаил Сорины, Саша Худякова, смогли увидеть жители Воронежа. Высокий профессиональный уровень представленных на выставке работ не вызывает сомнений. Конечно, имеют место субъективные оценки, но художественная ценность произведений очевидна. Это достояние музеев и частных коллекций. Художники кропотливо и упорно работают много лет, чтобы достичь таких результатов.
Помимо высокой художественной ценности кукол, удивляет их самобытность и неповторимость. Изящные женские фигурки, экспрессивные и вызывающие языческие девушки, цирковые артисты, гротескные и аллегорические образы – кукла служит не только предметом визуального наслаждения, но и содержит идею, выражает мысль автора. Кто-то из художников стремится к обобщению и к нарочитой простоте, а куклы некоторых мастеров бросаются в глаза благодаря яркости и пышности костюмов.
Вот текстильная кукла-аллегория «Тишина» – мягкие округлые формы женщины с длинными волосами, призывающей к тишине всем знакомым жестом поднесенного к губам указательного пальца. Кажется, она ступает бесшумно и спокойно, распространяя это спокойствие вокруг себя. А недалеко «Нелли» – тонкая женщина, одетая в духе первой половины двадцатого века – изящное платье с мягкими, прямыми линиями, накидка, длинные бусы. Дуэт шарманщика и обезьянки, Никто, примеряющий на себя какую-то темную маску, музыкант, монах – произведения разной формы и размеров, из разных материалов, среди которых фарфор, паперклей, папье-маше, эфапласт, дерево. Кукла «Великолепный» – артист в необыкновенно пышном и ярком костюме, он будто представляет зрителю свою персону, зазывает своей открытой улыбкой. Вообще эмоциональный посыл этих кукол очень сильный. Смешные, грустные, строгие и забавные – они все о человеке, о человеке во всех его проявлениях и настроениях, о богатстве его натуры. Куклы, с одной стороны, рассказывают обо всех сразу. Но, с другой стороны, они как будто посвящены каждому из нас.
Цельность и законченность образа, идея и эмоция, не случайная, а вложенная и продуманная художником, тонкая ручная работа и всегда поиск новых форм, фактур, средств выразительности – такова кукла, которая живет и разговаривает со зрителем. Что и делает искусство художественной куклы самым трогательным и, несомненно, очень эмоциональным.
Вера Степанова
фото Сергея Мардело